Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 15:52, контрольная работа
Цель: рассмотрение понятия и порядка выездной налоговой проверки.
Данную цель необходимо реализовать путем решения следующих задач:
1) дать характеристику закрепленных в НК РФ основных прав и обязанностей должностных лиц налоговых органов, производящих выездную проверку;
2) охарактеризовать права налогоплательщиков при проведении проверки;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Права и обязанности должностных лиц налоговых органов и права налогоплательщиков…………………………………………………………………….4
2. Законное и незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию проверяемого налогоплательщика………………………………...9
3. Порядок проведения выездной налоговой проверки……………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Права и обязанности должностных
лиц налоговых органов и права налогоплательщиков………………………………
2. Законное и незаконное воспрепятствование
доступу должностных лиц на территорию
проверяемого налогоплательщика……………………………….
3. Порядок проведения
выездной налоговой проверки………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая проверка – это специфическая форма налогового контроля, осуществляемая посредством выездных и камеральных налоговых проверок, которые проводятся должностными лицами налоговых органов с целью контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.
В своей контрольной работе я рассмотрела подробно выездные налоговые проверки – форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, на основании специального решения руководителя путем анализа документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов и запрошенных у налогоплательщика.
Актуальность: любая организация или индивидуальный предприниматель не может быть бесконтрольными со стороны государства. По вопросам налогов такую контрольную функцию осуществляют налоговые органы. Одной из форм контроля является выездная налоговая проверка.
Объект контрольной работы: выездные налоговые проверки.
Предмет контрольной: порядок проведения выездной налоговой проверки.
Цель: рассмотрение понятия и порядка выездной налоговой проверки.
Данную цель необходимо
реализовать путем решения
1) дать характеристику закрепленных в НК РФ основных прав и обязанностей должностных лиц налоговых органов, производящих выездную проверку;
2) охарактеризовать права налогоплательщиков при проведении проверки;
3) рассмотреть порядок выезда проверяющих к налогоплательщику и определить основные результаты на основании проведения выездной проверки;
4) привести примеры возможного законного и незаконного воспрепятствования доступу должностных лиц на территорию проверяемого налогоплательщика.
1. Права и обязанности должностных лиц налоговых органов и права налогоплательщиков.
Выездная проверка – ситуация с которой может столкнуться любая организация, поэтому необходимо знать порядок ее проведения, права и обязанности всех кто в ней участвует.
Составным элементом компетенции налоговых органов являются их обязанности, установленные ст. 32 НК РФ. Основополагающей обязанностью налоговых органов, обусловленной целями создания и задачами их деятельности, является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Остальные обязанности налоговых органов служат средством обеспечения вышеназванной, развивают и конкретизируют ее.
Полномочия налоговых
органов конкретизированы по кругу
их должностных лиц. В ст. 8 Закона РФ «О
налоговых органах РФ» перечислены права,
реализация которых возможна только начальниками
налоговых органов и их заместителями.
Остальные полномочия налоговых органов
могут реализовываться их должностными
лицами, т.е. сотрудниками налоговых органов,
которым в соответствии с квалификацией,
стажем работы и занимаемой должностью
присваиваются классные чины. Должностные
лица налоговых органов имеют специальные
звания и занимают должности не ниже должности
налогового инспектора. Реализация некоторых
полномочий должностных лиц налоговых
органов возможна только при наличии согласия
(санкции) начальника налогового органа
или его заместителя. Например, налоговым
законодательством устанавливаются особые
процедуры доступа должностных лиц налоговых
органов на территорию или в помещение
налогоплательщика для проведения налоговой
проверки. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ основанием
доступа должностных лиц является постановление
(решение) налогового органа о проведении
выездной налоговой проверки, следовательно,
право на вхождение в помещение налогоплательщика
имеют те должностные лица налоговых органов,
которые указаны в постановлении о проведении
налоговой проверки.
Должностные лица органа государственного
контроля (надзора), органа муниципального
контроля при проведении проверки
обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять
предоставленные в соответствии с законодательством
Российской Федерации полномочия по предупреждению,
выявлению и пресечению нарушений обязательных
требований и требований, установленных
муниципальными правовыми актами;
2) соблюдать законодательство Российской
Федерации, права и законные интересы
юридического лица, индивидуального предпринимателя,
проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании распоряжения
или приказа руководителя, заместителя
руководителя органа государственного
контроля, органа муниципального контроля
о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время
исполнения служебных обязанностей,
в случае выездной проверки только при
предъявлении служебных удостоверений,
копии распоряжения или приказа руководителя,
заместителя руководителя органа государственного
контроля (надзора), органа муниципального
контроля;
5) не препятствовать руководителю, иному
должностному лицу или уполномоченному
представителю юр. лица, индивидуальному
предпринимателю, его уполномоченному
представителю присутствовать при проведении
проверки и давать разъяснения по вопросам,
относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному
лицу, уполномоченному представителю
юридического лица, индивидуальному
предпринимателю, его уполномоченному
представителю, присутствующим при проведении
проверки, информацию и документы, относящиеся
к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иного должностного
лица или уполномоченного представителя
юридического лица, индивидуального предпринимателя,
его уполномоченного представителя с
результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых
по фактам выявленных нарушений, соответствие
указанных мер тяжести нарушений,
их потенциальной опасности для жизни,
здоровья людей, для животных, растений,
окружающей среды, объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации, безопасности
государства, для возникновения чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера,
а также не допускать необоснованное
ограничение прав и законных интересов
граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей,
юридических лиц; (в ред. ФЗ от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
9) доказывать обоснованность своих действий
при их обжаловании юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями в
порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки,
установленные настоящим ФЗ;
11) не требовать от юридического лица,
индивидуального предпринимателя документы
и иные сведения, представление которых
не предусмотрено законодательством Российской
Федерации;
12) перед началом проведения выездной
проверки по просьбе руководителя, иного
должностного лица или уполномоченного
представителя юридического лица, индивидуального
предпринимателя, его уполномоченного
представителя ознакомить их с положениями
административного регламента (при его
наличии), в соответствии с которым проводится
проверка;
13) осуществлять запись о проведенной
проверке в журнале учета проверок [2].
Должностные лица налогового органа имеют право:
1. Осматривать любые помещения в присутствии не менее 2 понятых (осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов). Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (подпункт 6 пункта 1 статьи 31 Кодекса).
2. Истребовать документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Требовать документы инспекторы должны в письменной форме. Если от Вас потребуют документы, которые не перечислены в Требовании, то можно отказать. Документы нужно предоставить в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя в течение 5 дней после получения требования. Штраф за непредоставление вовремя – 50 рублей за каждый документ.
3. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Форма Требования о представлении документов (информации) приведена в приложении N 5 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
4. Провести инвентаризацию. Распоряжение об инвентаризации принимает руководитель налоговой инспекции (заместитель). Цель инвентаризации – убедиться, что данные, отраженные в документах, соответствуют действительности. Форма распоряжения утверждена Приказом МНС РФ от 10 марта 1999 года №20н, ГБ-3-04/39 "Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке". Перед инвентаризацией инспектор должен предъявить это распоряжение, в котором указаны причины, сроки, состав проверяющих, перечень имущества, которое подлежит инвентаризации. Обратная сторона должна предоставить документы/отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Затем контролеры подсчитывают имущество фирмы. Также нужно создать все необходимые для этого условия. Все сведения об имуществе записываются в инвентаризационные описи и акты, которые составляются в 2 экземплярах. Эти документы подписывают все члены проверяющей комиссии и материально ответственные лица.
5. Допрашивать свидетелей в соответствии со статьей 90 НК. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
6. Проводить экспертизу. В необходимых случаях, в соответствии со статьей 95 Кодекса, для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт [2].
При реализации
данных прав производящие
Руководитель, должностное лицо или представитель
юридического лица, индивидуальный предприниматель,
при проведении проверки имеют
право:
1) непосредственно присутствовать при
проведении проверки, давать объяснения
по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного
контроля, органа муниципального
контроля, их должностных лиц информацию,
которая относится к предмету проверки
и предоставление которой предусмотрено
настоящим ФЗ;
3) знакомиться с результатами проверки
и указывать в акте проверки о своем ознакомлении
с результатами проверки, согласии
или несогласии с ними, а также с отдельными
действиями должностных лиц органа государственного
контроля (надзора), органа муниципального
контроля;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных
лиц органа государственного/
муниципального контроля, повлекшие за
собой нарушение прав юридического лица,
ИП при проведении проверки, в административном
и (или) судебном порядке в соответствии
с законодательством РФ;
5) привлекать Уполномоченного при Президенте
РФ по защите прав предпринимателей либо
уполномоченного по защите прав предпринимателей
в субъекте РФ к участию в проверке (в ред.
ФЗ от 02.11.2013
N 294-ФЗ) [3].
2. Законное и незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию проверяемого налогоплательщика.
Большое количество вопросов и разногласий возникает по поводу объема полномочий сотрудников налоговых органов, связанных с правом доступа на территорию налогоплательщика или в помещение для проведения налоговой проверки. Какими правами обладают налоговые органы при проведении налоговой проверки? На что следует обратить внимание налогоплательщику?
Доступ на территорию
или в помещение налогоплательщика имеют
должностные лица налогового органа, непосредственно
проводящие налоговую проверку. Для подтверждения
того, что должностные лица налогового
органа являются уполномоченными на проведение
проверки, предъявляются служебные удостоверения
и решения руководителя (его заместителя)
налогового органа о проведении выездной
проверки данного налогоплательщика,
плательщика сбора, налогового агента
(п. 1 ст. 91 НК РФ, форма решения о проведении
выездной налоговой проверки утв. Приказом
ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).
Должностные лица налоговых органов,
непосредственно проводящие налоговую
проверку, могут производить:
- осмотр используемых для осуществления
предпринимательской деятельности территорий
или помещения проверяемого лица;
- осмотр объектов налогообложения для
определения соответствия фактических
данных об указанных объектах документальным
данным, представленным проверяемым лицом
(п. 13 ст. 89 НК РФ).
В соответствии со статьей 91 Налогового кодекса Российской Федерации должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.
На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате [9].
Препятствовать доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) не рекомендуется. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате (ст. 91 Налогового кодекса).
Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица может быть квалифицировано как обстоятельство, дающее право проведения выемки на основании ст. 94 Налогового кодекса.
Необходимо помнить
об административной
Некоторые законные основания
для ограничения доступа:
В некоторых случаях, предусмотренных
законом, налогоплательщик имеет право
ограничить доступ должностных лиц налоговых
органов, проводящих налоговую проверку.
Прежде всего это касается жилых помещений.
По общему правилу против воли доступ
в жилые помещения проживающих в них физических
лиц возможен только в случаях, установленных
федеральным законом, или на основании
судебного решения. Так, согласно п. 3 ст.
3 ЖК РФ проникновение в жилище без согласия
проживающих в нем на законных основаниях
граждан допускается в случаях и в порядке,
которые предусмотрены федеральным законом.
Согласно ст. 12 УПК РФ осмотр жилища производится
только с согласия проживающих в нем лиц
или на основании судебного решения. Исключение
установлено п. 5 ст. 165 УПК РФ: в исключительных
случаях, когда осмотр жилища, обыск и
выемка в жилище, личный обыск, а также
выемка заложенной или сданной на хранение
в ломбард вещи, наложение ареста на имущество,
указанное в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, не терпят
отлагательства, указанные следственные
действия могут быть произведены на основании
постановления следователя без получения
судебного решения [11].
Информация о работе Порядок проведения выездной налоговой проверки