Следует отметить, что, несмотря на то,
что налоговый контроль и налоговое
администрирование в Российской
Федерации с каждым годом улучшаются,
многие потенциальные налогоплательщики,
вовлеченные в сферу «теневой
экономики», либо не платят налогов
вообще, либо платят их в существенно
меньших размерах, чем предписывает
законодательство. Это приводит к
несправедливости налоговой системы
и низкому уровню ее нейтральности. Причем процесс уклонения от налогов
вследствие возникновения негативного
отбора носит самоподдерживающийся характер:
добросовестные налогоплательщики, выполняющие
требования налогового законодательства,
оказываются неконкурентоспособными
и либо выталкиваются с рынка, либо начинают
уклоняться от налогов.
Изменения в налоговом законодательстве.
Ежегодно налоговое законодательство
претерпевает многочисленные изменения.
Прошедший год не стал исключением,
и ряд поправок, внесенных в
Налоговый кодекс РФ в течение
года, вступил в силу с 1 января 2013
г. Наиболее значимое изменение, касающееся
всех налогоплательщиков-организаций,
состоит в том, что в налоговый
орган им нужно представлять только
годовую бухгалтерскую (финансовую)
отчетность (за исключением тех, которые
не обязаны вести бухучет). Основная
масса поправок направлена на стимулирование
развития малого бизнеса, а также
сельскохозяйственного производства.
В связи с этим усовершенствованы
действующие специальные налоговые
режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) и введен новый
- патентная система налогообложения,
которая заменит действующую
УСН на основе патента, применяемую
индивидуальными предпринимателями
в соответствии со ст. 346.25.1 НК РФ. Кроме
того, ряд важных изменений касается
налога на прибыль, налога на имущество
организаций и госпошлин. Следует
также выделить введение дополнительных
тарифов страховых взносов для
некоторых категорий плательщиков
и повышение страховых взносов
для предпринимателей.
Изменения, ухудшающие
положение налогоплательщиков
1. Увеличены ставки акцизов
на автомобильный бензин, дизельное
топливо и прямогонный бензин
(п. 1 ст. 193 НК РФ).
2. К подакцизным товарам
отнесено топливо печное бытовое,
вырабатываемое из дизельных
фракций прямой перегонки или
вторичного происхождения, кипящих
в интервале температур от 280 до
360 градусов Цельсия (подп. 11 п. 1 ст.
181 НК РФ). Ставка акциза составляет
5860 руб. за 1 т (п. 1 ст. 193 НК РФ).
3. Увеличена госпошлина
за госрегистрацию прав и обременений
на участки из земель сельскохозяйственного
назначения, за предоставление лицензии,
переоформление документа, подтверждающего
наличие лицензии, за выдачу дубликата
лицензии (подп. 25, 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
4. Введена госпошлина
за выдачу документа о прохождении
техосмотра тракторов, самоходных
дорожно-строительных и иных самоходных
машин и прицепов к ним в
размере 300 руб. (подп. 41.2 п. 1 ст. 333.33 НК
РФ).
5. При нарушении срока
подачи уведомления о переходе
на уплату ЕСХН организации
и предприниматели не признаются
плательщиками ЕСХН (п. 3 ст. 346.3 НК
РФ).
6. Уплаченная в бюджет
сумма ЕСХН не включается в
состав расходов при определении
базы по данному налогу (подп.
23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).
7. При прекращении деятельности,
в отношении которой применялся
ЕСХН, налогоплательщик обязан подать
в инспекцию уведомление не
позднее 15 дней с даты прекращения
такой деятельности (п. 9 ст. 346.3 НК
РФ). Уплатить налог и представить
декларацию по ЕСХН в данном
случае нужно не позднее 25 числа
месяца, следующего за тем, в
котором согласно соответствующему
уведомлению прекращена деятельность
в качестве сельхозтоваропроизводителя
(п. 5 ст. 346.9, подп. 2 п. 2 ст. 346.10 НК РФ).
8. При непредставлении
уведомления о переходе на
УСН в установленный срок налогоплательщик
не вправе применять данный
спецрежим (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
9. При утрате права
на применение УСН уплатить
налог и подать декларацию
налогоплательщик должен не позднее
25 числа месяца, следующего за
кварталом, в котором утрачено
право на применение данного
спецрежима (п. 7 ст. 346.21, п. 3 ст. 346.23 НК
РФ).
10. В случае прекращения
деятельности, в отношении которой
применялась УСН, налогоплательщик
обязан подать в инспекцию
уведомление не позднее 15 дней
с даты прекращения такой деятельности
(п. 8 ст. 346.13 НК РФ). Уплатить налог
и представить декларацию по
УСН в данном случае нужно
не позднее 25 числа месяца, следующего
за тем, в котором согласно соответствующему
уведомлению прекращена деятельность
(п. 7 ст. 346.21, п. 2 ст. 346.23 НК РФ).
11. Налогоплательщики, применяющие
УСН с объектом "доходы", уменьшают
сумму единого налога в том
числе на размер пособий по
временной нетрудоспособности (за
исключением несчастных случаев
на производстве и профзаболеваний)
в части, оплаченной работодателями
за первые три дня болезни,
но не покрытой выплатами, произведенными
работникам страховыми организациями
(подп. 2 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).
12. Заявление о снятии
с учета в качестве плательщика
ЕНВД необходимо подавать не
только при прекращении деятельности,
облагаемой этим налогом, но
и при переходе на иной режим,
а также при нарушении требований,
установленных подп. 1 и 2 п. 2.2 ст.
346.26 НК РФ (абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ).
13. При нарушении срока
представления заявления о снятии
с учета в качестве плательщика
ЕНВД в связи с прекращением
деятельности датой снятия с
учета является последний день
месяца, в котором такое заявление
подано (абз. 5 п. 3 ст. 346.28 НК РФ).
14. Лимит по количеству
работников для перехода на
уплату ЕНВД и утраты права
на применение этого спецрежима
определяется исходя из средней,
а не среднесписочной численности
работников за предшествующий
календарный год (подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26
НК РФ).
15. Размер вмененного дохода
за квартал, в котором организация
и предприниматель встали на
учет в качестве плательщиков
ЕНВД или снялись с такого
учета, определяется исходя из
фактического количества дней
осуществления деятельности (п. 10 ст.
346.29 НК РФ).
16. Плательщики ЕНВД уменьшают
сумму единого налога в том
числе на размер пособий по
временной нетрудоспособности (за
исключением несчастных случаев
на производстве и профзаболеваний)
в части, оплаченной работодателями
за первые три дня болезни,
но не покрытой выплатами, произведенными
работникам страховыми организациями
(подп. 2 п. 2 ст. 346.32 НК РФ).
17. Применяющие ЕНВД предприниматели,
имеющие работников, могут уменьшить
сумму единого налога только
на размер страховых взносов,
уплаченных за работников (п. 2, абз.
3 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ).
18. При применении патентной
системы предприниматель не вправе
уменьшить налог на сумму страховых
взносов, уплаченных на обязательное
страхование, что было предусмотрено
в рамках УСН на основе патента.
19. Налогом на имущество
организаций облагаются железнодорожные
пути общего пользования, магистральные
трубопроводы и линии энергопередачи,
а также сооружения, являющиеся
неотъемлемой технологической частью
указанных объектов (п. 11 ст. 381 НК
РФ).
20. В отношении выплат
в пользу имеющих право на
досрочную пенсию физлиц, которые
заняты на работах с тяжелыми
или вредными условиями труда,
работодатели обязаны перечислять
в ПФР дополнительные страховые
взносы (ст. 58.3 Федерального закона
от 24.07.2009 N 212-ФЗ, подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального
закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ). Дополнительные
страховые взносы уплачиваются
без учета предельной величины
базы для начисления страховых
взносов, которая установлена
ч. 4, 5 ст. 8 Федерального закона от
24.07.2009 N 212-ФЗ.
21. Изменен порядок исчисления
страховых взносов индивидуальными
предпринимателями, адвокатами, нотариусами
и иными лицами, занимающимися
частной практикой. Фиксированный
размер взноса в ПФР определяется
исходя из двукратного размера
МРОТ, установленного на начало
финансового года (ч. 1.1 ст. 14 Федерального
закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В 2013 г.
указанные плательщики должны
перечислить в ПФР 32 479 руб. 20 коп5.
Заключение.
Налоги как очень мощное
орудие могут сыграть свою роль в
стабилизации экономики и финансов
только в случае целенаправленного
и дозированного использования.
Но для создания такой политики необходимо
определить место налогов в механизме
стабилизации. В настоящее время
в России идет этап становления механизма
налогового регулирования посредством
реформирования налоговой системы.
Действующая налоговая система
в экономических и правовых аспектах
подвергается обоснованной критике. Непомерное
налоговое бремя для предприятий
- основной экономический порок российской
системы налогообложения. Её фискально-карательный
характер постоянно усиливается
за счет расширения налоговой базы
и ставок по отдельным налогам, введение
новых налогов и сборов, ужесточение
финансовых санкций и условий
налогообложения.
Правовая форма налогообложения
также весьма несовершенна. Налоговое
законодательство излишне усложнено,
страдает неполнотой, противоречивостью,
наличием пробелов. Попытки устранить
эти недостатки путем многочисленных,
наслаивающихся друг на друга изменений
и дополнений действующих законодательных
актов, а также посредством спорадического
и бесконтрольного издания различного
рода подзаконных актов, включая
акты других министерств, приводят лишь
к еще большему запутыванию, усложнению
и деформации правовой базы налогообложения,
создавая почву как для налоговых
нарушений со стороны плательщиков,
так и для произвола налоговых
органов.
Опыт налоговой системы
в России говорит о том, что
только законодательная форма дает
оптимальную возможность обеспечения
правомочия участников налоговых отношений,
воздействовать на их поведение силой
авторитета правовых норм, придавать
этим отношениям необходимую стабильность
и определенность.
На Западе налоговые вопросы
давно уже занимают почетное место
в финансовом планировании предприятий.
В условиях высоких налоговых
ставок неправильный или недостаточный
учет налогового фактора может привести
к весьма неблагоприятным последствиям
или даже вызвать банкротство
предприятия. С другой стороны, правильное
использование предусмотренных
налоговым законодательством льгот
и скидок может обеспечить не только
сохранность и полученных финансовых
накоплений, но и возможности финансирования
расширения деятельности, новых инвестиций
за счет экономии на налогах или
даже за счет возврата налоговых платежей
из казны.
В настоящее время во всем
мире наблюдается тенденция к
упрощению налоговой системы. Чем
проще налоговая система, тем, проще
определять экономический результат,
меньше забот при составлении
отчетных документов и тем больше
остается времени у предпринимателей
на обдумывание того, как снизить
себестоимость продукции, а не на
то, как снизить налоги. Налоговым
же органам проще следить за правильностью
уплаты налогов, что позволяет уменьшить
число работников в финансовых органах.
Список используемой литературы
- Александров И.М. Налоговая система России и зарубежных стран. – М.:
Финстатинформ, 2012 стр. 235
- Жидкова Е.Ю. налоги и налогообложение- учебное пособие М; Эксмо 125 с. 2009 г.
- Кучеров И.И. Налоговое право зарубежных стран: курс лекций – М.:АО
«Центр ЮрИнФоР», 2009.
- Кушнир И.В. налоги и налогообложение http://www.be5.biz
- http://base.consultant.ru
1
Жидкова Е.Ю. налоги и налогообложение-
учебное пособие М; Эксмо 125 с. 2009 г.
2
Кушнир И.В. налоги и налогообложение http://www.be5.biz
3 Александров И.М. Налоговая
система России и зарубежных стран. –
М.:
Финстатинформ, 2002.
4
Кучеров
И.И. Налоговое право зарубежных стран:
курс лекций – М.:АО
«Центр ЮрИнФоР», 2009.
5 http://base.consultant.ru