Права и обязанности налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 09:07, контрольная работа

Краткое описание

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах. Для эффективной защиты экономических интересов государства налоговые органы обладают достаточно широкими правами, но вместе с тем для защиты интересов налогоплательщика от неправомерных посягательств комплекс полномочий государственных налоговых органов должен быть четко очерчен и регламентирован.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 64.23 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ухтинский государственный технический университет»

 

Кафедра «Экономики»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоги и налоговая система»

Вариант 9

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Выполнил:  Ст. гр. М-11 (д)  С. В. Канева

Шифр 126399

                                

          Проверил:                                      

 

 

        

 

Ухта 2014

Оглавление

 

 

1. Права и обязанности  налоговых органов

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах. Для эффективной защиты экономических интересов государства налоговые органы обладают достаточно широкими правами, но вместе с тем для защиты интересов налогоплательщика от неправомерных посягательств комплекс полномочий государственных налоговых органов должен быть четко очерчен и регламентирован.

Для адекватного исполнения функций, присущих налоговым органам, им необходимо, во-первых, осуществлять учет налогоплательщиков и имущества, подлежащего налогообложению, во-вторых, получать от налогоплательщика информацию, необходимую для исчисления налогов, в-третьих, иметь возможность проверки, как предоставленной информации, так и правильности, своевременности и полноты уплаты налогов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды — либо путем истребования проверяемых материалов в налоговый орган, либо с выездом по месту расположения налогоплательщика. Кроме того, при обнаружении фактов ущемления экономических интересов государства со стороны налогоплательщика посредством неисполнения или ненадлежащего исполнения законодательно возложенных на него обязанностей налоговым органам должно быть предоставлено право защиты интересов государства посредством принуждения налогоплательщика к полному исполнению вышеназванных обязанностей, включая принудительное взыскание налогов.

Статьи 31 и 32 НК РФ закрепляют общие права и обязанности налоговых органов.

Права налоговых органов

Согласно статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе:

  1. требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
  2. проводить налоговые проверки в порядке;
  3. производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  4. вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений;
  5. приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке;
  6. осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
  7. определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Это право может быть реализовано в случаях:
  • в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
  • непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
  • отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения;
  • ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
  1. требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  1. взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы;
  2. требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;
  3. привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  4. вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  5. заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
  6. предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):
  • о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;
  • о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика;
  • о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
  • в иных случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом.

 

 Также вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Обязанности налоговых органов

Обязанности налоговых органов определены законодательством, исходя из присущих им функций и необходимости соблюдения правил, установленных в нормативной правовой базе. Налоговые органы, в частности, обязаны:

  1. соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  2. осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  3. вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
  4. бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:
  • о действующих налогах и сборах;
  • о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
  • о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц,
  • а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
  1. принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;
  1. соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
  2. направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа;
  3. представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа;
  4. осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам;
  5. по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
  6. по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;
  7. представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Кроме того, с 1 января 2007 г. налоговые органы обязаны: руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства; доводить до налогоплательщиков сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пени и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации; не только соблюдать налоговую тайну, но и обеспечивать ее сохранение.

 

2. Доходы и расходы, учитываемые при налогообложении прибыли

В соответствии со ст. 247 ч. Гл. 25 НК РФ объектом обложения по налогу на прибыль организаций, признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.

2.1 Доходы, учитываемые при  налогообложении прибыли

Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.

Согласно ст. 248 гл. 25 НК РФ к доходам, учитываемым для целей налогообложения прибыли, относятся:

    1. доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяются в порядке, установленном статьей 249 НК РФ;
    2. Внереализационные доходы, определяются в порядке, установленном статьей 250 НК РФ.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:

  1. от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации;
  2. в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса;
  3. в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
  4. от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду);
  5. от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;
  6. в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
  7. в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов;
  8. в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;
  9. в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе;
  10. в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;
  11. в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей;
  12. в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации или с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых не для производственных целей;
  13. в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;
  14. в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств;
  15. в виде использованных не по целевому назначению предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, средств, предназначенных для формирования резервов по обеспечению безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития;
  16. в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам) организации;
  17. в виде сумм возврата от некоммерческой организации ранее уплаченных взносов (вкладов);
  18. в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;
  19. в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок;
  20. в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации;
  21. в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции;
  22. в виде сумм корректировки прибыли налогоплательщика вследствие применения методов определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам (рентабельности);
  23. в виде возвращенного жертвователю или его правопреемникам денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческой организации.

2.2 Расходы, учитываемые при налогообложении прибыли

Порядок определения расходов, учитываемых для целей налогообложения, в первую очередь предполагает определение перечня расходов, уменьшающих полученные доходы, а также момент признания и величину данных расходов.

В соответствии с главой 25 НК РФ с 2002 года перечень расходов, учитываемых для целей налогообложения, является открытым.

Одновременно предусмотрен перечень расходов, не учитываемых для целей налогообложения. Данный перечень приведен в ст. 270 НК РФ.

При этом следует обратить особое внимание на то, что к расходам, не признаваемым в целях налогообложения, относятся расходы, не соответствующие критериям, приведенным в ст. 252 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходы должны быть:

  1. экономически оправданы;
  2. подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  3. произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно главе 25 НК РФ все расходы подразделяются на две большие группы:

  1. Расходы, связанные с производством и реализацией.
  2. Внереализационные расходы.

При этом все расходы, связанные с производством и реализацией, делятся на прямые и косвенные.

Статьей 318 НК РФ также предусмотрен особый порядок учета прямых и косвенных расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли. Согласно п. 2 ст. 318 НК РФ указанной статьи сумма косвенных расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится на уменьшение доходов данного отчетного (налогового) периода.

Сумма прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, также уменьшает доходы от реализации отчетного (налогового) периода, за исключением сумм прямых расходов, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде продукции.

В целях налогообложения прибыли перечень прямых расходов является закрытым и расширению не подлежит.

 

Расходы, связанные с производством и реализацией

К расходам, связанным с производством и реализацией относятся:

  1. расходы, связанные:
    • с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров;
    • выполнением работ, оказанием услуг;
    • приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

Информация о работе Права и обязанности налоговых органов