Привлечение к мероприятиям налогового контроля третьих лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Налоговая проверка является формой проведения налогового контроля за правильностью начисления и своевременностью перечисления налогов и сборов, возложенных законодательством на налогоплательщика.
Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются весьма актуальными. Ни один субъект предпринимательской деятельности не застрахован от налоговой проверки.

Вложенные файлы: 1 файл

1801 Контр. Привл. к мероприятиям нал. контр. третьих лиц МИУ 2013.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля  для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля [в частности, сотрудники проверяемой организации-налогоплательщика, сотрудники организаций (индивидуальных предпринимателей), являющиеся хозяйственными партнерами проверяемой организации, иные лица, которым могут быть известны фактические обстоятельства совершения налогоплательщиком хозяйственных операций, имеющих значение для формирования налоговой базы, при наличии у проверяющих оснований полагать, что данные операции совершены с нарушением действующего законодательства либо не отражены (неправильно отражены) в учете налогоплательщика].

Вместе с  тем в качестве свидетелей не могут  быть вызваны физические лица, которые  в силу малолетнего возраста, физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать и (или) воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Правом вызова лица в качестве свидетеля обладает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, в компетенцию которого в соответствии со ст. 101 НК РФ входит принятие решения по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок и других документов, составляемых должностными лицами налоговых органов и фиксирующих факты налоговых правонарушений.

Вызов свидетеля в налоговый орган производится на основании повестки за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вручаемой лицу, вызываемому в качестве свидетеля, под расписку либо направляемой заказным письмом с уведомлением о получении. Из содержания повестки следует, кто вызывается в качестве свидетеля, куда, к кому, в какой день и час ему следует прибыть для дачи показаний.

Так, неявка без  уважительных причин лица, вызываемого  по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, образует состав налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 128 НК РФ. При решении судом вопроса о взыскании штрафа за неявку по вызову доказывание факта получения вызываемым лицом повестки о вызове является обязанностью налогового органа.

Показания свидетеля могут быть получены по месту пребывания свидетеля, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях. Вместе с тем в определенных случаях показания свидетеля могут быть получены по месту его жительства, работы, учебы.

Физическое  лицо вправе отказаться от дачи показаний  только по основаниям, предусмотренным  законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 51 Конституции Российской Федерации свидетель не обязан давать показания против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. В соответствии со ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации наряду с супругом близкими родственниками признаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки.

При этом право  определенных лиц на отказ от дачи показаний (в частности, адвоката, депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации) закон связывает с характером осуществляемой ими деятельности.

В необходимых  случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению  налогового контроля [осмотр помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода или прибыли, производство выемки (изъятия) документов и предметов, проведение инвентаризаций и т.д.] может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками (в частности, специалист в области информационных технологий, специалист по изготовлению ключей, электро- и газосварщик, плотник и т.д.), не заинтересованный в исходе дела.

Для осуществления  письменных переводов документов, содержание которых имеет значение для целей  налоговой проверки, а также устных переводов в случае, если участвующее в выездной налоговой проверке лицо не владеет русским языком, при проведении налогового контроля привлекается переводчик (лицо, не являющееся заинтересованным в исходе дела, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода). К переводчику приравнивается также лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.3

Процедура привлечения  специалиста и переводчика осуществляется аналогично порядку привлечения  эксперта.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

НК РФ предусматривает  участие и других лиц в производстве налоговой проверке. К их числу относятся эксперты, специалисты, переводчики, свидетели, понятые. Участию свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, понятых в действиях по осуществлению налогового контроля посвящена глава 14 НК РФ, где в ст. 95-99 закреплены порядок привлечения вышеуказанных лиц к проведению конкретных действий по осуществлению налогового контроля, а также общие требования, предъявляемые к оформлению документов по результатам их привлечения.

Согласно ст. 129 НК РФ отказ эксперта от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 руб.

Ответственность эксперта за отказ от участия в  налоговой проверке наступает только в случае, если после заключения договора и назначения лица в качестве эксперта он отказывается выполнять возложенные на него обязанности.

Если же от участия  в проведении проверки отказываются работники соответствующей специализированной организации, с которой был заключен договор, то они нарушают свои служебные  обязанности, а не нормы НК РФ, и, следовательно, такие работники привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Согласно ст. 129 НК РФ дача экспертом заведомо ложного  заключения влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Объектом посягательства в данном случае являются интересы государства в получении объективной информации в процессе осуществления налогового контроля. Ложное заключение эксперта может состоять в неправильном изложении или сокрытии установленных при экспертизе фактов, в сообщении несуществующих фактов, в неверных объяснениях установленных обстоятельств.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (по состояния на 01.01.12): сайт: www.consultant.ru/online  (проверено о 18.10.2013)
  2. Комментарий к Налоговому Кодексу  РФ части I, (постатейный) / Сост. С.Д. Шаталов: сайт: www.consultant.ru/online (проверено о 18.10.2013)
  3. Качур О.В. «Налоги и налогообложение», Изд.: КноРус, 2009. – 219 с.
  4. Козырин А.Н., Кинсбурская В.А., Реут А.В., Семенча О.Ю. Налоговые процедуры: учебное пособие; М.: Норма, 2008. – 327 с.
  5. Косарева, Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц - М. КНОРУС:. 2008. - 240 с.
  6. Нестеров Г.Г., Попанова Н.А., Терзиди А.В. Налоговый контроль: учебное пособие; М.: Эксмо, 2009. 328 с.
  7. Сайт ФНС РФ: www.nalog.ru - режим доступа – свободный (проверено о 18.10.2013)
  8. Сайт: www.pnalog.ru - режим доступа – свободный (проверено о 18.10.2013)
  9. Сайт: www.buhgalteria.ru- режим доступа – свободный (проверен о 18.10.2013)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Постановление о назначении экспертизы при проведении выездной налоговой проверки

 
Утверждено Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@

 

                    ПОСТАНОВЛЕНИЕ № _________

      о назначении _____________________________ экспертизы

                   (наименование экспертизы <1>)

 

__________________________                           _____________

   (место  составления)                                   (дата)

 

__________________________________________________________________

  (должность,  Ф.И.О. лица, вынесшего постановление,  наименование

                        налогового органа)

 

<2> в ходе  проведения выездной налоговой  проверки

__________________________________________________________________

     (полное  и сокращенное наименования организации,  ИНН/КПП

   или полное  и сокращенное наименования организации  и филиала

(представительства)  организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. физического  лица,

                        ИНН (при наличии))

 

<2> назначенной  на   основании решения руководителя (заместителя

руководителя):

__________________________________________________________________

                 (наименование налогового органа)

_____________________________________ от _______________ N _______

               (Ф.И.О.)                      (дата)

 

<3> ______________________________________________________________

           (указываются иные мероприятия  налогового контроля и

              сведения, идентифицирующие такие  мероприятия)

 

                            УСТАНОВИЛ:

 

__________________________________________________________________

(изложение  обстоятельств, послуживших основанием  для назначения

  экспертизы, в том числе указываются основания,  предусмотренные

   пунктом  10 статьи 95 Налогового кодекса Российской Федерации

                           при наличии)

 

     на  основании подпункта 11 пункта 1 статьи 31 и статьи 95

             Налогового кодекса Российской  Федерации

 

                           ПОСТАНОВИЛ:

 

    Назначить  _________________________________________ экспертизу

                       (наименование экспертизы)

и поручить проведение экспертизы _________________________________

                                       (Ф.И.О. эксперта)

__________________________________________________________________

   (наименование  организации, в которой должна  быть произведена

                           экспертиза)

предоставить  в распоряжение эксперта следующие  материалы:

    1. ___________________________________________________________

    2. ___________________________________________________________

 

поставить перед  экспертом следующие вопросы:

    1. ___________________________________________________________

    2. ___________________________________________________________

 

Подпись должностного лица

налогового  органа:

____________________________

(должность,  наименование

налогового  органа)

_____________   ____________

  (подпись)       (Ф.И.О.)

 

--------------------------------

<1> В наименовании  экспертизы, кроме вида экспертизы, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 10 статьи 95 Налогового кодекса Российской Федерации, указывается признак: "дополнительная" или "повторная".

<2> Указывается  в случае назначения экспертизы  при проведении выездной налоговой  проверки.

<3> Указывается  в случае назначения экспертизы не при проведении выездной налоговой проверки.

 

1 Нестеров Г.Г., Попанова Н.А., Терзиди А.В. Налоговый контроль: учебное пособие; М.: Эксмо, 2009. с. 97

2 Нестеров Г.Г., Попанова Н.А., Терзиди А.В. Налоговый контроль: учебное пособие; М.: Эксмо, 2009. 265 с.

3 Комментарий к Налоговому Кодексу  РФ части I, (постатейный) / Сост. С.Д. Шаталов: сайт: www.consultant.ru/online (проверено о 18.10.2013)


Информация о работе Привлечение к мероприятиям налогового контроля третьих лиц