Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 13:28, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1. изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2. охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3. анализ текущего состояния налоговой системы РФ;
4. выявить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
5. оценить перспективы развития налоговой системы РФ.
Введение
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
.1 История становления налоговой системы в России
.2 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации
Глава 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
.1 Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации
.2 Структура действующей налоговой системы в РФ
2.3 Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
.1 Проблемы современной налоговой системы РФ
.2 Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.
.3 Предложения по совершенствованию налоговой системы
Заключение
Список использованных источников и литературы
2. Налоговая система является основной составляющей общей системы экономических отношений и мощным регулятором экономических процессов.
3. Эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации
Состав налогового законодательства включает:
- федеральное налоговое законодательство;
- региональное налоговое законодательство;
- муниципальные налоговые акты.
Федеральное налоговое законодательство
состоит из Налогового кодекса Российской
Федерации и принятых в соответствии
с ним федеральных законов, например,
Закона РФ «О налоговых органах в
Российской Федерации», а также норм,
содержащихся в ряде иных федеральных
законов: «О соглашениях о разделе продукции»,
«О закрытых административно-
Налоговый Кодекс РФ занимает особое место в системе налогового законодательства. В частности, только им могут устанавливаться виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (п. 2 ст. 1 НК).
Региональное налоговое законодательство включает в себя законы субъектов РФ. Налоговая компетенция субъектов РФ ограничена. Они уполномочены устанавливать региональные налоги, вводить указанные налоги на территории субъекта РФ и определять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки и налоговые льготы в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по региональным налогам).
Муниципальные налоговые акты складываются из актов представительного органа местного самоуправления, которыми устанавливаются и вводятся местные налоги и сборы. Налоговая компетенция местного самоуправления так же ограничена, налоговые акты могут регулировать лишь налоговые ставки местных налогов и сборов в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по местным налогам.
Часть первая НК РФ является
основополагающим нормативным правовым
актом, комплексно закрепляющим наиболее
важные положения об организации
и осуществлении
Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.
Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) Ст. 8 Налогового Кодекса РФ.
Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики.
К налогоплательщикам относятся, в частности:
- организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
- организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;
- налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).
Также должны быть определены элементы налогообложения:
- объект налогообложения - им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;
- налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;
- налоговый период - под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога
- налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Причем налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности.
В России общую линию налогового
законодательства определяет Государственная
Дума, Совет Федерации, Президент
РФ и Правительство РФ. Государственная
Дума рассматривает вопросы
Главным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, на который возложены основные функции по надзору и контролю соблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС).
Федеральная налоговая служба
также обязана следить за правильностью
и полнотой исчисления налогов и
прочих обязательных платежей. Своевременностью
налогов и сборов внесения в бюджеты
соответствующих уровней, в случаях,
предусмотренных действующим
Налоговые органы действуют
в пределах своей компетенции
и в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Налоговые органы
осуществляют свои функции и взаимодействуют
с федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и государственными
внебюджетными фондами
Таким образом, правовое регулирование налоговой системы РФ осуществляется на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов. Основу эффективности налоговой системы составляют принципы ее построение, несоблюдение которых приводит к существенным проблемам.
2.2 Структура действующей налоговой системы в РФ
В состав налоговой системы входят:
·виды налогов, установленные на территории государства;
·субъекты налога (налогоплательщики);
·законодательная база - законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения;
·органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.
В первой части Налогового Кодекса РФ дан перечень действующих налогов и сборов.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Федеральные налоги:
·налог на добавленную стоимость;
·акцизы;
·налог на доходы физических лиц;
·налог на прибыль организаций;
·налог на добычу полезных ископаемых;
·водный налог;
·сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
·государственная пошлина.
2) Региональными налогами
и сборами признаются налоги,
которые установлены НК РФ
и законами субъектов РФ о
налогах и обязательны к
Региональные налоги:
·налог на имущество организаций;
·налог на игорный бизнес;
·транспортный налог.
3) Местными налогами и
сборами признаются налоги, которые
устанавливаются НК РФ и
Местные налоги:
·земельный налог;
·налог на имущество физических лиц.
При этом следует отметить,
что принадлежность налога (сбора) к
конкретному уровню системы налогов
и сборов не означает, что он является
источником доходов только федерального
бюджета, или региональных бюджетов,
или местных бюджетов. Законодатель,
например, может предусмотреть полное
или частичное закрепление
Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы:
1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2. Упрощённая система налогообложения;
.Единый налог на вменённый доход;
.Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Данные специальные налоговые
режимы, согласно с действующим
2.3 Анализ налоговых поступлений
Российской Федерации в 2010-
Согласно динамике поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по данным государственной статистики (Приложение 1) можно видеть следующее.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 9719,6 млрд. рублей (Приложение 2), что на 26,8% больше, чем за 2010 год.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2011г. обеспечили поступления:
·налога на доходы физических лиц - 20,5% (1994,9 млрд. руб.);
·налога на прибыль организаций - 23,4% (2270,3 млрд. руб.),
·налога на добычу полезных ископаемых - 21% (2042,5 млрд. руб.),
·налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 19% (1844,9 млрд. руб.).
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2012г. (Приложение 3) поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 1316,3 млрд. рублей, что на 18,8% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В феврале 2012г. поступления в консолидированный бюджет составили 658,5 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 0,1%.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-феврале 2012г. обеспечили поступления:
·налога на добычу полезных ископаемых - 30,7%;
·налога на доходы физических лиц - 21,4%;
·налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан - 19,4%;
·налога на прибыль организаций - 13,2%.
Со структурой поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет в январе-феврале 2012г. можно ознакомиться в Приложении 4.
В январе-феврале 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 1231,3 млрд.рублей (93,6% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 22,1 млрд.рублей (1,7%), местных - 26,6 млрд.рублей (2,0%), налогов со специальным налоговым режимом - 35,7 млрд.рублей (2,7%).
Поступление налога на прибыль
организаций в
В январе-феврале 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 112,9 млрд.рублей, что на 42,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (95,3%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию (за исключением пива и вин). В феврале 2012г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 43,5 млрд.рублей, что на 37,4% меньше по сравнению с предыдущим месяцем.
Информация о работе Проблема и перспективы налоговой системы РФ