Местные налоги устанавливаются
законодательными актами субъектами РФ
и органов местного самоуправления
и действуют на территории соответствующих
городов, районов в городах и
сельской местности или иного
административно-территориального образования.
Основой классификации налогов
является признак компетенции органов
государственной власти в применении
налогового законодательства.
4. Резиденты и нерезиденты в
системе налогообложения
При налогообложении важно
определить налоговый статус плательщика
налога или сбора (не путать со статусом
налогоплательщика). Для этих целей
применяются понятия "налоговый
резидент" и "нерезидент". Отнесение
налогоплательщика к той или
иной категории определяет налоговую
обязанность (полную или неполную),
а также иные различия в налогообложении
(порядок декларирования и уплаты
налога и др.). Для организаций
и граждан существуют различные
правила определения резидентства.
Согласно ст. 11 НК РФ физические лица признаются
налоговыми резидентами, если они фактически
находятся на территории Российской
Федерации не менее 183 дней в календарном
году. "В календарном году" означает,
что понятие "резидент" характеризует
проживание лица в Российской Федерации
строго в пределах одного календарного
года и не может быть распространено
на более длительные периоды. Иными
словами, резидентство в Российской
Федерации устанавливается ежегодно.
Положение о 183 днях весьма уязвимо.
Обойти его просто, особенно в условиях
открытых границ внутри СНГ. Кроме того,
правило "календарного года" допускает
ситуацию, когда субъект проживает
на территории Российской Федерации
в общей сложности год, но не является
резидентом, поскольку этот год может
быть распределен по календарным
годам таким образом, что в
каждом из них лицо проживает менее
183 дней. В законодательстве ряда стран
используется более сложный тест
физического присутствия для
признания резидентства. Например,
в США этот тест включает два условия:
во-первых, человек должен находиться
на территории страны не менее 31 дня
в календарном году, во-вторых, учитывается
его проживание в США в течение
двух календарных лет, предшествовавших
данному году.
В некоторых странах периодом
для определения резидентства служит
не календарный, а налоговый год,
который может не совпадать с
календарным. Если для определения
резидентства физического лица временного
критерия недостаточно, используются
дополнительные признаки: место расположения
постоянного (привычного) жилища, центр
жизненных интересов (личные и экономические
связи), место обычного проживания, гражданство.
Если в результате последовательного
применения данных критериев, установленных
национальным законодательством и международными
соглашениями, все-таки невозможно определить
государство, где человек имеет постоянное
местожительство, вопрос решается в ходе
переговоров налоговых и финансовых органов
заинтересованных государств. На лиц,
признанных резидентами данной страны,
распространяется принцип "неограниченной
налоговой ответственности", в соответствии
с которым они подлежат обложению в этой
стране по всем принятым здесь нормам
и платят налоги с доходов из любых источников,
включая и зарубежные.
Основой для определения
резидентства юридических лиц являются
следующие тесты или их комбинации:
- тест инкорпорации — лицо признается резидентом в стране, если оно в ней основано (зарегистрировано);
- тест юридического адреса — лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало в ней свой юридический адрес;
- тест места осуществления центрального управления или контроля — лицо признается резидентом в стране, если с территории этой страны осуществляется центральное (общее) руководство юридическим лицом и контроль за его деятельностью;
- тест места осуществления текущего управления юридическим лицом — лицо признается резидентом в стране, если на ее территории осуществляется текущее управление деятельностью (находится исполнительная дирекция);
- тест деловой цели — лицо признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на территории этой страны.
Нерезидент - это:
- Юридическое лицо, зарегистрированное в другой стране;
- Физическое лицо, постоянно проживающее в другой стране.
Для нерезидентов существует
лишь "ограниченная налоговая ответственность":
они обязаны платить налоги только
по доходам, происходящим из источников
в данной стране.
Следует различать понятия
"налоговая обязанность" и "обязанность
налогоплательщика". Под налоговой
обязанностью понимается обязанность
налогоплательщика по уплате какого-либо
налога. А одной из обязанностей налогоплательщика
является обязанность уплачивать законно
установленные налоги.
Из норм НК РФ (ст. 17 и 19) вытекает
следующий алгоритм определения
обязанности по уплате налога.
- Необходимо определить, относится ли физическое лицо или организация к той категории лиц, на которых законом возложена обязанность по уплате налога. Если согласно закону (как правило, это определенная глава части второй НК РФ) заинтересованное лицо не относится к плательщикам данного налога, то на этом исследование может остановиться, так как ясно, что никакие обязанности, связанные с уплатой налога, не возникают.
- Если в ходе исследования все-таки выяснится, что по всем признакам заинтересованное лицо является плательщиком налога, то необходимо выяснить, располагает ли налогоплательщик объектом налогообложения. Вопрос очень важный, поскольку именно с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).
- Если у налогоплательщика есть объект налогообложения, то у него остается надежда только на предусмотренные законом льготы, освобождающие его от налоговых обязанностей.
Права и обязанности налогоплательщиков
и плательщиков сборов прописаны
соответственно в ст. 21 и 23 НК РФ. Налогоплательщикам
и плательщикам сборов гарантируется
административная и судебная защита
их прав и законных интересов. Права
налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими
обязанностями должностных лиц
налоговых органов.
Список литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая, часть вторая с изменениями и дополнениями. – М.: Экзамен, 2005. - 512с.
- Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов/ В.Г. Пансков. –М.: МЦФЭР, 2009. -592 с.
- Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: учебник/ В.Г. Пансков. –М.: Финансы и статистика, 2010. -464 с.
- Романовский М.В. Налоги и налогообложение/ М.В. Романовский
- Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов/ И.А. Майбуров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -655 с.
- Попов Е.В. Налогообложение в России: учебник/ Е.В. Попов. –М.: Финансы и статистика, 2009. -415 с.
- Илышева Н.Н. Налоги и налогообложение: учебник для вузов/ Н.Н Илышева. – СПб.: Питер, 2010. -546 с.
- Рябков В.А. Налоговая практика: учебник/ В.А. Рябков. – М.: ЮНИТИ
- Павлова Л.П. Современное налогообложение: учебник/ Л.П. Павлова. – СПб.: Питер, 2010. -395 с.
- Зыряева Н.С. Практическое налогообложение: учебник/ Н.С. Зыряева. – М.: ИД "Форум", 2009. -452 с.
- Федоренко О.В. Налоги и налогообложение/ О.В. Федоренко. –М.: Финансы, 2010. -354 с.
- Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: учебник для вузов/ А.В. Брызгалин. – М.: ИНФРА-М, 2009. -232 с.
- Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: учебник/ Л.В. Дуканич. –СПб.: Феникс, 2005. -416 с.
- Мамруков О.С. Налоги и налогообложение/ О.С. Мамруков. – М.: Финансы и статистика, 2005. -244 с.