Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:44, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение экономической сущности и функций налогов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
изучить экономическую сущность налогов;
показать роль налогов в перераспределении национального дохода;
определить место налогов в системе финансовых отношений и в структуре доходов бюджетной системы;
рассмотреть функции налогов и их взаимосвязь;
Введение 3
1.Экономическая сущность налогов 4
2.Функции налогов 5
3.Роль налогов в перераспределении национального дохода 7
4.Налоги в системе финансовых отношений 12
5.Историческое происхождение налогов 16
Заключение 19
Список используемой литературы 20
Как видим, в странах с большой
налоговой нагрузкой
В России возникли и другие проблемы. Растет теневой сектор, уменьшается объем перечисления средств в федеральный бюджет. Еще одним недостатком сложившейся налоговой системы является неравномерность налоговой нагрузки по различным отраслям промышленности. К увеличению налоговой нагрузки ведут нерациональное расходование бюджетных средств, ставившее в тяжелые условия налогоплательщиков. В результате большинство российских налогоплательщиков платят не в соответствии с законом исходя из созданной налогооблагаемой базы, а учитывая лишь официально представленные финансовые возможности.
Налоговые отношения являются составляющей частью финансовых отношений. С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства, необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.
Финансовая категория
налогов носит объективный
Финансовые отношения
охватывают производство, распределение,
обмен и потребление
Первая форма проявления сущности налогов — это денежные взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. Так что минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его основных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Сейчас налоги — важнейший источник средств государственного бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики.
Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции.
Выделяют три важнейшие функции:
1) фискальная - обеспечение
финансирования
2) регулирующая - предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;
3) социальная - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Все налоги содержат следующие элементы:
Налоги бывают двух видов.
Первый вид - налоги па доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеле и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.
Второй вид налогов - налоги на товары и услуги: налог с оборота - в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Налоги - это один из экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
С помощью налогов
определяются взаимоотношения предприятий
всех форм собственности с
Налоговый опыт подсказал главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», то есть как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие государственных расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в своей хозяйственной деятельности.
Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментов государственной экономической политики.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему. Возглавляет налоговую систему Федеральная налоговая служба (ФНС России) (является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.)
5. Историческое
происхождение налогов и
Выдающийся экономист и философ Адам Смит еще в XVI веке очертил главные принципы налогообложения. Согласно Смиту налог ужасен, если он мешает человеку заниматься делом, а для его сбора задействуется большая бюрократическая машина. Хороший налог никогда не заставляет человека от него уклоняться.
На протяжении всей истории человечества государственные мужи стремились наполнять казну за счет своего народа, а тот постоянно старался увильнуть от поборов. Когда противостояние обострялось до предела, либо поданные свергали своего правителя, либо государство приходило в упадок.
Самым древним налогом можно считать акциз (лат. accido, “обрезать”), который обычно включался в стоимость самых необходимых товаров или услуг. Римский император Веспасиан в 70-х годах н.э. ввел его в качестве платы за посещение общественных уборных. Именно он оставил свой след в истории как автор афоризма “Деньги не пахнут”. Еще более древним акцизом был налог на соль, который действовал в Китае во 2-м тысячелетии до н.э.
В истории развития налогов
проявил себя и Петр Первый, при
котором перечень подакцизных товаров
и услуг значительно
Россия не отставала от Европы в вопросах финансового контроля, где акцизов в то время было более чем достаточно. На туманном Альбионе их существовало не менее 200, включая налог на солому. В Голландии поданная в гостинице порция рыбы облагалась 34 акцизами.
Популярность акциза среди правителей объясняется несложной процедурой его введения.
Подоходный налог появился в России также при Петре Первом - после подушной переписи населения (1718-1724 гг.). Крестьяне ежегодно платили в казну 74 коп., горожане – 1 руб. 14 коп. Для сравнения: корова тогда стоила 3 руб. Женщины от уплаты налога были освобождены, так как в те времена факт наличия у них души подвергался сомнению.
В США ничего не утаивающие от государства законопослушные налогоплательщики с трудом ориентируются в многочисленных бланках. Ежегодно налоговой службой рассылается свыше 8 млрд. всевозможных инструкций и форм, совокупной длины которых хватит, чтобы 28 раз обернуть планету по экватору. Если первый вариант американского подоходного налога умещался на четырехстах машинописных страницах, то сегодня он занимает 66,5 тысяч страниц. Причем досконально его содержание знают считанные единицы бухгалтеров и налоговых юристов.
Если у нас любят повторять “Сколько у государства не кради, все равно своего не вернуть”, то американцы говорят “Когда заполняешь декларацию, запиши в графе иждивенец - «государство»”. Все это неспроста. Сегодня от древнего принципа пропорциональности налогов имеющимся у плательщика материальным благам практически ничего не осталось. Между тем в Древней Греции эллины четко понимали, что государство должно не грабить собственников, а всячески их оберегать. За это те добровольно платили налоги.
Французский правовед и
философ Шарль Монтескье
Адам Смит сказал однажды: “Чтобы превратить варварское государство в богатое, нужен мир, сносные законы и низкие налоги. Все остальное придет с естественным ходом вещей”.
Налоги, как видно из истории их развития, появлялись вследствие нужды государства в деньгах. При установлении налогов главное внимание обращалось на фискальную сторону, т. е. на то, насколько налоги удовлетворяют государственной потребности в материальных средствах. Только в виде исключения высказывались некоторыми писателями воззрения, что не следует обременять граждан чрезмерными налогами, так как это противно требованиям религии и началам нравственности. Писатели, защищавшие меркантильную государственную политику, также советовали иногда относиться бережно к податным силам населения, объясняя, что этого требуют собственные финансовые интересы государства, например, Шредер говорит, что государство, облагая налогами граждан, не должно разорять последних, чтобы не лишиться источника доходов на будущее время.
Покуда на налоги смотрели, как на чрезвычайный источник государственных доходов, не могла развиться и литература о налогах. Основу таковой положили сочинения французских финансовых писателей начала и половины прошлого века, именно Вобана, Буагильбера и писателей школы физиократов. Все эти ученые подвергали критике и осуждению существовавшие в то время во Франции налоги, отличавшиеся крайней неравномерностью, требовали податной реформы и своими исследованиями положили начало теории налогов.
Информация о работе Роль налогов в перераспределении национального дохода