Роль налогов в формировании финансов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и другие функции.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Роль налогов в формировании финансов государства.

 

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с  формированием денежных доходов  государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и другие функции.

Налоговые поступления  представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов  хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%.

Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью мобилизуются средства предприятий, населения и других налогоплательщиков.

Налоги выполняют регулирующую функцию, с помощью которой государство оказывает воздействие на производство. Регулирующая функция проявляется в том, что размеры налогообложения и различия в тяжести налогов по отдельным секторам экономики и отраслям оказывают влияние на производство ВВП, реальный сектор экономики, платежеспособный спрос и образование капитала.

Налоговая система не должна ослаблять стимулы к экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать ей.

Основными налоговыми поступлениями являются:

1. Подоходные налоги, налоги на прибыль и на увеличение рыночной стоимости капитала.

В эту группу налогов  включаются налоги, взимаемые с чистого  дохода отдельных лиц, с прибыли предприятий, организаций, банков, а также на прирост стоимости капитала, например, за счет операций с ценными бумагами и другими активами или продажи земли;

2. Отчисления работодателей и работников в государственные социальные фонды.

К государственным социальным фондам относится: пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд медицинского страхования. Отчисления в социальные внебюджетные фонды рассматриваются вместе с налогами, а не как страховые взносы в силу их обязательности.

Обязательность обусловлена тем, что в противном случае значительное число людей может не позаботиться о сбережениях для обеспечения приемлемого уровня доходов после выхода на пенсию или в случае наступления нетрудоспособности.

Включение этих отчислений в схему обусловлено необходимостью получения консолидированных данных в целом по всем государственным финансам, включающим доходы, как бюджетов, так и внебюджетных фондов;

3. Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (кроме отчислений в социальные фонды).

К ним относятся: транспортный налог, целевые сборы с граждан и предприятий на содержание милиции, благоустройство территории, содержание общеобразовательных учреждений;

4. Налоги на собственность.

В эту группу входят налоги на имущество юридических и физических лиц, имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств;

5. Внутренние налоги на товары и услуги.

К ним относятся налог  на добавленную стоимость, акцизы, налоги на пользователей автомобильных дорог, на приобретение транспортных средств, содержание жилищного фонда, сбор со сделок, совершаемых на биржах, лицензионные сборы за право производства и торговли спиртными напитками. Налог на добавленную стоимость взимается на каждой стадии производства от суммы добавленной стоимости, определяемой как разность между ценой продажи и расходами на покупку факторов производства. Если сложить налоги, уплаченные на каждой стадии производства, то итоговая сумма практически является налогом на розничную торговлю, взимаемым по общей ставке со всех продаваемых товаров;

6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Основными налогами этой группы являются импортные и экспортные пошлины;

7. Прочие налоги, сборы и пошлины.

Наиболее значимыми налоговыми доходами являются налог на прибыль, индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги - налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины. Текущие неналоговые поступления. В состав текущих неналоговых поступлений включаются все возмездные, невозвратные поступления, за исключением доходов от продажи капитала.

Соответственно в состав неналоговых поступлений входят: доходы от государственной собственности  и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи и доходы от продаж, поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов, и все добровольные, безвозмездные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.

Данная категория не включает доходы, получаемые государственными органами от налогов, официальные трансферты, заимствования, платежи в счет предоставленных в прошлом государственных кредитов, доходы от реализации основного капитала, запасов товаров, земли и нематериальных активов, а также поступления безвозмездных средств из негосударственных источников, предназначенных для капитальных целей.

Подводя итог, можно сказать, что налоги играют важную роль в  формировании финансов государства.

 

Вопрос 2. Водный налог.

 

Водный налог относится  к федеральным налогам. Определяется главой 25.2 (статьи 333.8-333.15) Налогового Кодекса Российской Федерации.

Объектами налогообложения  по водному налогу признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользования.

Не признаются налогоплательщиками: организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

  1. Забор воды из водных объектов;
  2. Использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами  налогообложения:

  1. Забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  2. Забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  3. Забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  4. Забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  5. Забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  6. Использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  7. Использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  8. Использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  9. Использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
  10. Использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  11. Использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  12. Особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  13. Забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  14. Забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  15. Использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

По каждому  виду водопользования, признаваемому  объектом налогообложения налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

  1. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
  2. При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

3. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

4. При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки устанавливаются  по бассейнам рек, озер, морей и  экономическим районам: при заборе воды; при использовании акватории; при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях; при заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере.

В случае отсутствия утвержденных квартальных лимитов квартальные  лимиты определяются рассчитываются, как 1/4 утвержденного годового лимита.

Налогоплательщик исчисляет  сумму налога самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения  в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. в действующей редакции с последними изменениями.

2. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А. М. Теоретические основы налогообложения: Учеб. пособ. для вузов / под ред. проф. А.З. Дадашева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

3. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вызов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

4. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: учебник. – М., 2001.

5. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. – М.: МЦФЭР, 2003.

 




Информация о работе Роль налогов в формировании финансов государства