Министерство образования и
науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального
образования
«Хабаровская государственная
академия экономики и права»
Курсовая работа
По предмету: Налоги и налогообложение
На тему:
«Система
налогового законодательства в РФ».
Выполнила: Нурмухаметова Виктория
Студентка группы: 4НН (бс) 31-Ю
Шифр: 1319007
Проверил: Домагальская И.М.
г. Южно – Сахалинск
2015 г
Оглавление
Введение
В настоящее время налоги играют
немалую роль в укреплении экономической
позиции России. Налогам отводится важное
место среди экономических рычагов, при
помощи которых государство воздействует
на рыночную экономику. С помощью налогов
определяются взаимоотношения предпринимателей,
предприятий всех форм собственности
с государственными и местными бюджетами,
с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов
регулируется внешнеэкономическая деятельность,
формируется хозрасчетный доход и прибыль
предприятия.
В условиях рыночных отношений
налоговая система является одним из важнейших
экономических регуляторов, основой финансово-кредитного
механизма государственного регулирования
экономики. От того, насколько правильно
построена система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего народного
хозяйства. Именно налоговая система на
сегодняшний день оказалась, пожалуй,
главным предметом дискуссий о путях и
методах реформирования.
Государство с помощью налогов
осуществляет воздействие на экономическую
систему страны, получая соответствующую
сумму налоговых платежей и обеспечивая
те экономические эффекты, которые обусловлены
влиянием налогов: рост объемов производства,
увеличение капиталовложений, рост нормы
прибыли. Некоторые из эффектов видны
сразу, например, увеличение акцизов на
алкогольные напитки приведет к увеличению
цены и, при наличии товаров-заменителей,
к некоторому снижению спроса. Другие
эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном
периоде, например, доказано, что снижение
налоговой нагрузки на предприятие приведет
к увеличению налоговых поступлений лишь
через определенный промежуток времени.
Вместе с тем, помимо экономического эффекта
от воздействия налоговой системы на хозяйствующие
субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый
эффект от которых отсутствует, но имеет
место решение социально-политических
задач.
В данной работе предпринята
попытка разобраться в действующей налоговой
системе России, выделить ее основные
противоречия.
Целью данной работы является
рассмотрение и анализ существующей в
настоящее время в России налоговой системы.
Для достижения данной цели
был поставлен ряд задач. Во-первых, изучить
теоретические основы функционирования
налоговой системы в нашей стране. Во-вторых,
описать действующую в РФ налоговую систему
и законодательную базу ее построения.
В-третьих, постараться выявить проблемы
современной российской налоговой системы
и указать пути ее совершенствования.
Таким образом, объект данного
исследования – налоговая система РФ.
Предмет исследования – современное развитие
налоговой системы России.
В курсовой работе использован
материал законодательства по налогообложению,
статьи экономистов по проблематике, монографии
ученых, статистический материал. Все
это позволило полно раскрыть тему работы.
Глава 1.
Нормативно-правовая основа построения
налоговой системы РФ.
1.1 Сущность налоговой
системы.
Сущность налоговой системы
– понятие весьма многообразное и сложное,
и его можно раскрыть через различные
функции и элементы. Во-первых, налоговую
систему образует совокупность взимаемых
в государстве налогов и других платежей
(сборов, пошлин). Это понятие охватывает
также и свод законов, регулирующих порядок
и правила налогообложения, а также структуру
и функции государственных налоговых
органов (органы сбора налогов и надзора
за их внесением в лице налоговой инспекции
и налоговой полиции, которая недавно
была упразднена). Налоговая система базируется
на соответствующих законодательных актах
государства, которые устанавливают конкретные
методы построения и взимания налогов,
то есть определяют элементы налогов.
В условиях рыночных отношений
и особенно в переходный к рынку период
налоговая система является одним из важнейших
экономических регуляторов, основой финансово-кредитного
механизма государственного регулирования
экономики.
Система российского налогового
законодательства - это совокупность нормативных
актов различного уровня, содержащих нормы
налогового права:
• федеральные законы;
• законы и акты субъектов Федерации;
• ведомственные нормативные
акты и акты местного самоуправления.
Основу российского законодательства
составляет концепция системы законов
о налогах прямого действия, которая предусматривает
исключение издания конкретизирующих
и развивающих их подзаконных актов.
В Конституции Российской Федерации
[1] указано, что «каждый обязан платить
законно установленные платежи и сборы.
Законы, устанавливающие новые налоги
и ухудшающие положение налогоплательщиков,
обратной силы не имеют. Законодательные
акты, вводящие новые налоги и сборы, улучшающие
положение налогоплательщиков, имеют
обратную силу».
Общие принципы налогообложения
в России закреплены в Налоговом кодексе
Российской Федерации [2], введенном в действие
с 1 января 1999 г. Кодекс устанавливает систему
налогов, взимаемых в бюджет, а также общие
принципы налогообложения и сборов. В
Налоговом кодексе определено, что законодательство
о налогах и сборах основывается на признании
всеобщности и равенства налогообложения,
фактической способности налогоплательщика
к уплате налога исходя из принципа справедливости.
С 1 января 2001 г. введена в действие часть
вторая Налогового кодекса Российской
Федерации [3].
Законы Российской Федерации
делятся на законы [6, с. 73]:
• общего действия (например,
бывший Закон «О федеральных органах налоговой
полиции»);
• о конкретных налогах (например,
бывший Закон «О налоге на рекламу»).
Указы Президента Российской
Федерации, во-первых, устанавливают самостоятельные
нормы права, а во-вторых, носят характер
поручений органам управления по разработке
нормативных актов по налогообложению.
Постановления Правительства
Российской Федерации устанавливают ставки
акцизов и таможенных пошлин, определяют
состав затрат, применяемый при налогообложении,
и т.д.
Согласно ст. 4 Кодекса федеральные
и региональные органы исполнительной
власти в случаях, предусмотренных законодательством
о налогах и сборах, могут создавать нормативные
правовые акты по вопросам, связанные
с налогообложением и сборами, которые
не могут изменять или дополнять законодательство
о налогах и сборах». Органы местного самоуправления
формируют, утверждают и исполняют местный
бюджет, устанавливая местные налоги и
сборы. Их налоговая политика должна соответствовать
общим принципам налогообложения и сборов,
определенных Кодексом.
Важное место в условиях развития
российской налоговой системы занимают
акты Федеральной налоговой службы и Министерства
финансов Российской Федерации. В ряде
случаев эти документы могут иметь нормативное
значение, и их нарушение влечет за собой
ответственность. Но в целом их основная
задача - разъяснение методики ввода в
действие закона, отдельных его положений.
Письма, указания и разъяснения Госналогслужбы
носят нормативный характер и в основном
посвящены рассмотрению частных налоговых
ситуаций.
Постановления Конституционного
Суда, решения и определения Верховного
Суда Российской Федерации играют существенную
роль в налоговой сфере. Принятые в последнее
время постановления этих органов и Высшего
Арбитражного Суда представляют возможность
защиты интересов налогоплательщиков
- обжалование незаконных решений налоговых
органов в судебном порядке.
Кроме национального законодательства
отношения в налоговой сфере регулируются
и международно-правовыми договорами.
1.2 Основные виды
налогов
1. В Российской Федерации устанавливаются
следующие виды налогов и сборов:
федеральные, региональные и местные.
2. Федеральными налогами и сборами
признаются налоги и сборы, которые
установлены настоящим Кодексом
и обязательны к уплате на
всей территории Российской Федерации,
если иное не предусмотрено
пунктом 7 настоящей статьи.
3. Региональными налогами признаются
налоги, которые установлены настоящим
Кодексом и законами субъектов
Российской Федерации о налогах
и обязательны к уплате на территориях
соответствующих субъектов Российской
Федерации, если иное не предусмотрено
пунктом 7 настоящей статьи.
Региональные налоги вводятся в действие
и прекращают действовать на территориях
субъектов Российской Федерации в соответствии
с настоящим Кодексом и законами субъектов
Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов
законодательными (представительными)
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации определяются в
порядке и пределах, которые предусмотрены
настоящим Кодексом, следующие элементы
налогообложения: налоговые ставки, порядок
и сроки уплаты налогов, если эти элементы
налогообложения не установлены настоящим
Кодексом. Иные элементы налогообложения
по региональным налогам и налогоплательщики
определяются настоящим Кодексом.
Законодательными (представительными)
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации законами о налогах
в порядке и пределах, которые предусмотрены
настоящим Кодексом, могут устанавливаться
особенности определения налоговой базы,
налоговые льготы, основания и порядок
их применения.
4. Местными налогами и сборами
признаются налоги и сборы, которые
установлены настоящим Кодексом
и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных
образований о налогах и сборах
и обязательны к уплате на
территориях соответствующих муниципальных
образований, если иное не предусмотрено
настоящим пунктом и пунктом 7
настоящей статьи.
Местные налоги и сборы вводятся в действие
и прекращают действовать на территориях
муниципальных образований в соответствии
с настоящим Кодексом и нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных
образований о налогах и сборах.
Местные налоги и сборы устанавливаются
настоящим Кодексом и нормативными правовыми
актами представительных органов поселений
(муниципальных районов), городских округов
(внутригородских районов) о налогах и
сборах и обязательны к уплате на территориях
соответствующих поселений (межселенных
территориях), городских округов (внутригородских
районов), если иное не предусмотрено пунктом
7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы
вводятся в действие и прекращают действовать
на территориях поселений (межселенных
территориях), городских округов (внутригородских
районов) в соответствии с настоящим Кодексом
и нормативными правовыми актами представительных
органов поселений (муниципальных районов),
городских округов (внутригородских районов)
о налогах и сборах.
В городском округе с внутригородским
делением полномочия представительных
органов муниципальных образований по
установлению, введению в действие и прекращению
действия местных налогов на территориях
внутригородских районов осуществляются
представительными органами городского
округа с внутригородским делением либо
представительными органами соответствующих
внутригородских районов согласно закону
субъекта Российской Федерации о разграничении
полномочий между органами местного самоуправления
городского округа с внутригородским
делением и органами местного самоуправления
внутригородских районов.
Местные налоги и сборы в городах федерального
значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе
устанавливаются настоящим Кодексом и
законами указанных субъектов Российской
Федерации о налогах и сборах, обязательны
к уплате на территориях этих субъектов
Российской Федерации, если иное не предусмотрено
пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги
и сборы вводятся в действие и прекращают
действовать на территориях городов федерального
значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя
в соответствии с настоящим Кодексом и
законами указанных субъектов Российской
Федерации.
При установлении местных налогов представительными
органами муниципальных образований (законодательными
(представительными) органами государственной
власти городов федерального значения
Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)
определяются в порядке и пределах, которые
предусмотрены настоящим Кодексом, следующие
элементы налогообложения: налоговые
ставки, порядок и сроки уплаты налогов,
если эти элементы налогообложения не
установлены настоящим Кодексом. Иные
элементы налогообложения по местным
налогам и налогоплательщики определяются
настоящим Кодексом.
Представительными органами муниципальных
образований (законодательными (представительными)
органами государственной власти городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга
и Севастополя) в порядке и пределах, которые
предусмотрены настоящим Кодексом, могут
устанавливаться особенности определения
налоговой базы, налоговые льготы, основания
и порядок их применения.
При установлении местных сборов представительными
органами муниципальных образований (законодательными
(представительными) органами государственной
власти городов федерального значения
Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)
определяются в порядке и пределах, которые
предусмотрены настоящим Кодексом, ставки
сборов, а также могут устанавливаться
льготы по уплате сборов, основания и порядок
их применения.
5. Федеральные, региональные и местные
налоги и сборы отменяются
настоящим Кодексом.