Система налогов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:23, реферат

Краткое описание

Налоговая система Российской Федерации последние 20 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических так и институционально-политических факторов и условий. Происходящие хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих российской налоговой системы - ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них - отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..2
1. Понятие, основные характеристики и принципы построения налоговых систем……………………………………………………………………...………3
2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации…….…………6
3. Проблемы развития современной налоговой системы……………………..10
4. Перспективы развития налоговой системы РФ……………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...18

Вложенные файлы: 1 файл

Система налогов РФ.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..2

1. Понятие, основные  характеристики и принципы построения  налоговых систем……………………………………………………………………...………3

2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации…….…………6

3. Проблемы развития современной налоговой системы……………………..10

4. Перспективы развития налоговой системы РФ……………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………………………………………...18 
Введение

Налоговая система Российской Федерации последние 20 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических так и институционально-политических факторов и условий. Происходящие хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих российской налоговой системы - ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них - отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков. В результате формируется тенденция ухода субъектов налога от уплаты налоговых платежей их снижения, несвоевременности выплат или выплат заработной платы через "черные кассы", углублению "теневых" сетей и расширению взаимосвязей внутри них.

В эффективно работающих моделях налоговой системы, выстроенных в социально ориентированных развитых странах, налоговый механизм применяется для снятия социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных для экономического роста. При регулировании развития территорий налоги играют в этих странах стимулирующую роль, либо выступают ограничителями социально неэффективных решений.

Подобным образом в  перспективе должна функционировать налоговая система Российской Федерации, где налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Поддержание эластичности налоговой системы - непременное условие сбалансированности государственной казны.

1. Понятие, основные характеристики и принципы построения налоговых систем

Прежде чем давать характеристику и анализировать  налоговую систему Российской Федерации, представляется целесообразным дать понятие  «налоговой системы», рассмотреть основные характеристики и принципы налоговых систем.

В современных литературных источниках приводятся следующие понятия  налоговых систем:

1) Налоговая система  - это система экономико-правовых  отношений между государством  и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

2) Налоговая система  - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном законодательством  порядке.

3) Налоговая система - это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. [6; с. 144]

4) Налоговую систему  можно определить как целостное  единство четырех основных ее  элементов: системы законодательства  о налогах и сборах, системы  налогов и сборов, плательщиков  налогов и сборов и систем  налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

К системообразующим факторам формирования и функционирования налоговых систем относятся:

- собственная налоговая  доктрина и налоговая политика  государства;

- законодательная база  для строительства налоговой  системы;

- механизм установления  и ввода в действие налогов  и сборов;

- виды налогов;

- порядок распределения  налогов по уровням бюджетной  системы;

- система налоговых  органов;

- формы и методы налогового контроля и др.

К экономическим факторам, характеризующим налоговую систему  можно отнести следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и  косвенными налогами; соотношение между налогами и объёмами внутренней и внешней торговли. Наряду с экономическими факторами для построения налоговой системы определяющее значение имеют факторы политического и правового характера. К таким факторам можно отнести: распределение хозяйственных функций между федеральным центром и местными органами власти; роль налогов в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра. [9; с. 147]

Система налогообложения  Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1) принцип всеобщности  налогообложения и принцип равенства  прав налогоплательщиков - каждое  лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы;

2) принцип нейтральности налогообложения в отношении форм экономической деятельности - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости  создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав - недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

4) принцип единства  экономического пространства - не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров, работ, услуг или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой экономической деятельности физических лиц и организаций; [10; с. 151]

5) принцип определённости  правил налогообложения - при  установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации

Созданная в Российской Федерации налоговая система  по своей общей структуре и  по перечню налоговых платежей в  основном соответствует системам налогообложения  в странах с рыночной экономикой.

Рассмотрим исторические аспекты формирования современной  налоговой системы Российской Федерации. В её развитии выделяют следующие этапы: становления, неустойчивого налогообложения, подготовки налоговой реформы, реформирования налоговой системы.

Основы становления  современной налоговой системы  в Российской Федерации были заложены в конце 1991 года. Был принят Закон РФ от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", который устанавливал общие вопросы налоговых взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Этот закон впервые  в новейшей истории России установил общие принципы построения налоговой системы, определил перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. В него были включены положения о правилах установления и введения в действие новых налогов.

С принятием выше названных  законов впервые в России была создана налоговая система. Необходимость  ее создания была вызвана экономическими преобразованиями, переходом к рыночной экономике. Налоговая система должна была ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, способствовать снижению инфляции.

Созданная налоговая  система в первые годы реформ в  экономике России в определенной степени выполняла свою роль. Она обеспечивала минимальные потребности государства в финансовых ресурсах на всех уровнях бюджетной системы. [11; с. 141]

Однако по мере углубления рыночных преобразований всё очевиднее  выявлялись недостатки действующей  налоговой системы, она все более становилась несоответствующей происходящим изменениям в экономике.

Поэтому следующий этап развития налоговой системы характеризуется  как этап неустойчивого налогообложения. В течение нескольких лет в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились многочисленные поправки. Они решали лишь узкие вопросы и не затрагивали основные положения построения налоговой системы. При этом вносимые изменения в налоговое законодательство не всегда были обоснованными.

Имела место высокая налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков. Большое количество льгот, многочисленные лазейки для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и незаконопослушных налогоплательщиков. Это способствовало развитию теневой экономики. Все более проявлялась фискальная функция налогов, а налоговые поступления в бюджет государства сократились, что приводило к росту бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Возникла необходимость изменения налоговой политики государства. [11; с. 145]

Итак, дадим характеристику основных элементов налоговой системы  Российской Федерации на современном  этапе.

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

1) виды налогов, законодательно  принятые в государстве органами  законодательной власти соответствующих  территориальных образований.

На территории нашей  страны взимают три вида налогов: местные, региональные и федеральные.

Федеральные налоги и  сборы устанавливаются НК РФ и  обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее  время к федеральным налогам  и сборам относятся:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы  физических лиц;

- налог на прибыль  организаций;

- налог на добычу  полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

- налог на наследование  и дарение;

- государственная пошлина;

- отчисление в ПФ;

- отчисления в ФФОМС  (федеральный фонд обязательного  медицинского страхования).

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены  НК РФ и законами субъектов РФ о  налогах и сборах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:

- налог на имущество  организаций;

- транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся: [12; с. 145]

- земельный налог;

- налог на имущество  физических лиц.

Специальные налоговые режимы:

- единый сельскохозяйственный  налог;

- единый налог на  вмененный доход от отдельных  видов деятельности;

- налогообложение при  упрощенной системе налогообложения;

- налогообложение при  выполнении соглашений о разделе  продукции;

- таможенная пошлина и таможенные сборы.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться  федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, не предусмотренные  НК РФ.

2) субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами.

В России общую линию  налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство  РФ. Государственная Дума рассматривает  вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу. [17; с. 166]

Информация о работе Система налогов РФ