Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 17:28, реферат
Современные виды косвенного налогообложения и, в частности, акцизы, применяются в Российской Федерации с 1 января 1992 года. Их введение не было единичным шагом к усовершенствованию системы налогообложения в России, а явилось частью коренной налоговой реформы, проводимой в стране. Необходимость такой реформы была вызвана тем, что налоги, действовавшие в стране, уже не соответствовали развивающимся рыночным отношениям. Приватизация государственных предприятий, создание новых коммерческих структур, предоставление субъектам хозяйствования больших экономических прав и вызванное этим изменение взаимоотношений предприятий и организаций с бюджетом требовали выработки новых принципов формирования доходной части бюджета, изменения или отмены действующих налогов и введения новых.
Введение 3
Понятие и сущность акцизного налогообложения 4
Проблемы и перспективы совершенствования акцизного налогообложения 10
Заключение 17
Список литературных источников 18
В Минздраве уверены, что повышение цен, неизбежно следующее за акцизами, снизит потребление табака на 27%. Однако, несмотря на это, бюджет получит ощутимые дополнительные доходы от акцизных сборов: 615 млрд. рублей — в 2014 году и 1,08 трлн. рублей — в 2015 году. Эти деньги Минздрав намерен потратить на борьбу с курением [7].
Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что стремительное повышение акцизов на табачные изделия не приведет к росту доходов в бюджет. По его словам, Минздрав производит расчеты «на бумаге», исходя из текущих показателей продажи сигарет, поэтому получается цифра 1 трлн. рублей и снижение потребления табака. Однако в реальности все происходит по-другому: легальное производство сигарет сокращается, увеличивается доля контрафакта. В результате потребитель, об интересах которого вроде бы заботятся чиновники, страдает еще больше.
Николаев привел в пример повышение акцизов на алкоголь. По данным Счетной палаты, за последние три года ставка акцизов на этиловый спирт и крепкий алкоголь увеличилась практически на 40%. При этом объем платежей по акцизам за этиловый спирт снизился на 50%, а доходы бюджетной системы от акцизов на крепкую алкогольную продукцию — на 11%. Кроме того, по данным Росстата, уровень использования мощностей по производству водки и ликеро-водочной продукции с 1995-го по 2009 год снизился в два раза.
Так что, по мнению экономиста, акцизы должны расти, но не в 11 раз. Эксперт также напоминает, что в России и так запланированы ускоренные темпы индексации роста акцизов – на 40% ежегодно [8].
На деле же, подписанный закон о внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации сохраняет ставки акцизов на этот и 2015 годы, за исключением ставок акцизов на автомобильный бензин 4-го и 5-го классов. Так, в 2014 году на автомобильный бензин четвертого класса ставка увеличится на 5% а на бензин пятого класса на 12%, в 2015 году – на 5% и 24,5% соответственно.
Акциз на бензин 4 класса в 2014 году установлен в размере 9916 рублей за тонну (вместо предусмотренных для данного времени 9416 рублей), в 2015 голу – 10858 рублей за тонну (вместо 10358 рублей).
Акциз на бензин 5 класса в 2014 году установлен в размере 6450 за тонну (вместо 5750 рублей), в 2015 – 7750 рублей (вместо 6223 рублей).
Общее увеличение акцизов запланировано на 2016 год. В частности, на алкогольную продукции ставки акцизов вырастут на 10% по отношению к ставкам, установленным на 2015 год. На вина увеличение ставок составит 11%, а на пиво – 5%.
Значительное повышение ожидает ставки на табачную продукцию – на сигареты и папиросы они повысятся на 25%. И это только специфические ставки, плюс к этому адвалорная ставка будет повышена на 6%.
На легковые автомобили ставки акцизов в 2016 голу предполагается увеличить в среднем на 10%. На автомобильный бензин класса 5 ставка акциза вырастет на 23%, а на дизельное топливо того же класса – на 14%.
Помимо повышения ставок, закон корректирует порядок исчисления и уплаты, а также администратирования акцизов. По новым правилам налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при предоставлении в налоговый орган банковской гарантии не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика возникает обязанность предоставления декларации по акцизам.
Наряду с этим уточняется порядок уплаты акциза производителями алкогольной продукции или подакцизной спиртосодержащей продукции, осуществляющими закупку этилового спирта в государствах – членах Таможенного союза. Кроме того, функция по утверждению формы и порядка представления в налоговые и таможенные органы уведомления о максимальных розничных ценах на табачную продукцию передается от Минфина Российской Федерации налоговикам и таможне.
Существует проблема развития механизмов контроля производства и оборота алкогольной продукции в целях борьбы с нелегальной продукцией. В качестве основных направлений реформирования можно назвать следующие:
- совершенствование
- расширение полномочий
Что касается вопросов акцизного налогообложения пива, то по итогам 2009 года доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от уплаты акциза на пиво на территории России составили 30,2 млрд. руб. (по данным Федерального казначейства). Позитивные результаты развития рынка пива за последние годы в нашей стране стали поводом для рассмотрения пивоварения как неисчерпаемого источника пополнения бюджета и компенсации его выпадающих доходов от реализации нелегального крепкого алкоголя. Только за период с 2004 по 2010 годы ставки акциза на пиво выросли на 400 %, в то время как на натуральное вино и крепкие спиртные напитки рост ставок акциза составил 59 % и 44 % соответственно.
В России в настоящее время большое значение имеет вопрос о том, как обеспечить меньшую доступность крепких спиртных напитков по сравнению со слабоградусной продукцией. Также необходим достаточный переходный период для адаптации производственного и торгового секторов, специализирующихся на выпуске и реализации слабоградусной продукции, к новым условиям работы.
Что касается налоговой политики, то в целом налоговая политика в 2011-2014 г.г. направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы [6].
Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон о внесении изменений в налоговый кодекс РФ, определяющий размеры ставок акцизов на период 2014-2016 годов.
Законом определяется порядок уплаты акциза производителями алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции, осуществляющими операции по ввозу в РФ с территорий государств — членов ТС этилового спирта.
Федеральным законом определяются размеры ставок акцизов на бензин, алкоголь, табак и автомобили.
Законом также определяется порядок уплаты акциза производителями алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции, осуществляющими операции по ввозу в РФ с территорий государств — членов ТС этилового спирта.
Кроме того, Федеральная налоговая служба наделяется полномочиями по утверждению административных регламентов по предоставлению госуслуг по выдаче свидетельства о регистрации организациям, которые совершают операции с денатурированным спиртом, а также свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином.
Ранее в среду Совет Федерации одобрил размеры ставок акцизов на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов.
- Нефтепродукты: В 2014-2015 годах ежегодное дополнительное повышение ставок акциза на автомобильный бензин 4-го класса составит 5% (до 9,916 тысячи и 10,858 тысячи рублей за тонну соответственно), в 2016 году ставка акциза на бензин этого класса сохраняется на уровне 2015 года.
- Алкоголь: Ставки акцизов на спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, а также алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% на 2016 год будут проиндексированы на 10% к уровню 2015 года. Акцизы на алкогольную продукцию с содержанием спирта выше 9% составят 500 рублей за литр спирта в 2014 году, 600 рублей в 2015 году и 660 рублей в 2016 году, на алкогольную продукцию с содержанием спирта ниже 9% — 400 рублей за литр спирта в 2014 году, 500 рублей в 2015 году и 550 рублей в 2016 году.
- Табак и сигареты: Ставка акциза на сигареты в 2014 году будет проиндексирована до 800 рублей за тысячу штук плюс 8,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1,04 тысячи рублей за тысячу штук, в 2015 году — на 20%, до 960 рублей за тысячу штук плюс 9% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1,25 тысячи рублей за тысячу штук, и в 2016 году — на 28% к предыдущему году, до 1,2 тысячи рублей за тысячу штук плюс 9,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1,6 тысячи рублей за тысячу штук.
- Автомобили: На легковые автомобили с мощностью двигателя до 90 лошадиных сил на 2014-2016 годы предусмотрена нулевая ставка акциза. На автомобили с мощностью двигателя от 90 до 150 лошадиных сил включительно в 2014 году предусмотрен акциз 34 рубля за 1 лошадиную силу, в 2015 году — 37 рублей, в 2016 году — 41 рубль. На автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил на 2014, 2015 и 2016 годы вводится акциз 332, 365 и 402 рубля соответственно [2].
Подводя итог, хотелось бы указать на то, что акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической и социальной ситуации в обществе, пополнения федерального и региональных бюджетов.
В данной работе были рассмотрены вопросы сущности акцизов, их роль и пути совершенствования акцизного налогообложения.
Усовершенствование налогообложения акцизов носит благоприятный характер для развития подакцизной отрасли.
В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению.
Фискальная направленность на бензин не вызывает сомнений, и при том, что повышение цен на бензин – один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом.
Тем не менее, регулирующее свойство акцизов все же проявляется, и наиболее благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.
Спорным остаются величины ставок акцизов, а также способ индексирования величины специфических ставок. Законодательная база в сфере акцизного налогообложения изменяется и совершенствуется.
В данной работе рассмотрены последние изменения налогообложения акцизов в России и дальнейшее планирование.
Совершенствование налогообложения акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.
Список литературных источников.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 02.10.2012 № 162-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – 3340с.
3. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 314 с.
4. Налоги и налогообложение. 6-е изд., доп. / Под ред. М. Романовского, О. Врублевской. - Спб.: Питер, 2009. - 528 с.
5. http://ru.wikipedia.
6. http://www.consultant.ru
7. www.minfin.ru
8. www.nalog.ru.