Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 08:50, реферат
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги.Целью данной работы является раскрытие стимулирующего и дестимулирующего воздействия современной налоговой политики на экономику. Задачи, способствующие достижению данной цели, заключаются в раскрытии сущности налогов и налоговой политики государства и их значения, рассмотрении их влияния на экономику и анализе результатов и основных направлений современной налоговой политики.
Введение 3
1 Сущность и значение налоговой политики 4
2 Стимулирующая и дестимулирующая роль налоговой политики 6
2.1 Стимулирующая роль налоговой политики 8
2.2 Дестимулирующая роль налоговой политики 12
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Содержание:
Введение | 3 | |
1 | Сущность и значение налоговой политики | 4 |
2 | Стимулирующая и дестимулирующая роль налоговой политики | 6 |
2.1 | Стимулирующая роль налоговой политики | 8 |
2.2 | Дестимулирующая роль налоговой политики | 12 |
Заключение | 15 | |
Список используемой литературы | 16 |
Введение
Среди множества
экономических рычагов, при помощи
которых государство
Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т.к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств.
С помощью налогов определяются взаимоотношения налогоплательщиков с бюджетами всех уровней, а также с банками, вышестоящими организациями и другими субъектами налоговых отношений.
Налоговый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором личных доходов населения страны.
Целью
данной работы является раскрытие
стимулирующего и дестимулирующего
воздействия современной
налоговой политики
на экономику. Задачи, способствующие
достижению данной цели, заключаются в
раскрытии сущности налогов и налоговой
политики государства и их значения, рассмотрении
их влияния на экономику и анализе результатов
и основных направлений современной налоговой
политики.
Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
Субъектами государственной налоговой политики являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленным налоговым законодательством, и имеющие возможность воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков. В РФ такими субъектами являются уровни правления: федеральный, региональный и местный. Масштаб влияния их на государственную налоговую политику в целом определяется уровнем децентрализации налоговых полномочий, набором методов, используемых в практической реализации налогового федерализма. Как правило, субъекты налоговой политики имеют полномочия по установлению особенностей исчисления налоговой базы, налоговых ставок и состава льгот в отношении тех перечней налогов, которые закреплены за каждым субъектом налоговым законодательством.
В
условиях высокоразвитых рыночных отношений
налоговая политика используется государством
для перераспределения
Задачи налоговой политики сводятся к:
Можно выделить три типа налоговой политики.
Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка» - повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок зависит от множества факторов. Зарубежные ученые называют предельную ставку - 50%.
Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются[1;c.145].
Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.
При
сильной экономике все
2. Стимулирующая и дестимулирующая роль налоговой политики
Налоги одновременно выполняют четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную.
Фискальная функция – собственно изъятие средств налогоплательщика в бюджет. Данная функция – суть, основная функция налогообложения. Именно по средствам фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.
Распределительная функция – особый централизованный инструмент распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает, в конечном счете, гарантию социальной стабильности общества. Социальную функцию выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок, по мере роста величины доходов плательщика.
Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижении определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:
Стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);
Дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.
Воспроизводственная подфункция реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.
Контрольная
функция налогообложения означает,
что государство посредством налогов
контролирует финансово-хозяйственную
деятельность юридических лиц и граждан.
Одновременно осуществляется контроль
за источниками доходов и направлениями
расходования средств. В конечном счете,
контрольная функция позволяет обеспечивать
минимум налоговых поступлений в бюджет,
который, тем не менее, достаточен для
выполнения государством своих конституционных
функций[3;с.40].
2.1 Стимулирующая роль налоговой политики
Стимулирующая роль заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельности. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности: льготные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым категориям налогоплательщиков, как правило, относятся:
малые предприятия,
благотворительные фонды,
общественные организации,
предприятия инвалидов и др.
К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образование, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.
Нынешняя
российская налоговая система
В частности, в целях стимулирования развития строительства жилья, в соответствии со ст.2 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, в том числе используя систему налоговых льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. Согласно ст.2 Федерального закона "О государственном регулировании агропромышленного производства" основными направлениями государства в этой сфере признано льготное налогообложение. Такие же положения предусмотрены в Федеральном законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" и в других законодательных актах.
Вместе
с тем стимулировать можно
не только развитие определенных предприятий
и отраслей, но и отдельные территории,
например посредством установления
на них льготного порядка
Стимулирующая функция реализуется с помощью системы налоговых льгот, предоставление которых увязывается с определенными признаками налогоплательщика или объекта налогообложения. Налоговые льготы - это законодательно установленные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Можно выделить следующие основные виды налоговых льгот:
Информация о работе Стимулирующая и дестимулирующая роль налоговой политики