Сущность налога на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение сущности и функций налогов, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Задачи:
рассмотреть теоретические основы сущности и функций налогов;
проанализировать порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. «В налогах воплощено  экономически выраженное существование  государства», − справедливо подчеркивал  К. Маркс. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Важное место отводится  налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство  воздействует на рыночную экономику. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Целью работы является изучение сущности и функций налогов, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.

Задачи:

  1. рассмотреть теоретические основы сущности и функций налогов;
  2. проанализировать порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.

 

 

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
    1. Экономическая сущность и элементы налогов

В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).[1, ст.8]

Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной  жизни. От них в значительной части  зависит благополучие граждан, предприятий  и государства в целом. Налоги в виде конкретной системы являются экономической категорией. Они исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций.

Налоги нельзя сводить  только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общегосударственных функций. [7, с. 23]

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

 

    1. Элементы налога

 

Элементы  налогообложения  являются  важным моментом,  способствующим  наиболее  полному раскрытию  сущности  налога.  Дело  в  том,  что именно  эти  элементы  наиболее  полно характеризуют  конкретное  налоговое обязательство,  а  их  совокупность  определяет логику  построения  того  или  иного  налога. [5, с. 48]

Посредством  элементов  в  законах  о  налогах собственно  и  устанавливается  вся  налоговая процедура,  в  частности  порядок  и  условия исчисления  налогооблагаемой  базы  и  самой налоговой  суммы,  определяются  ставки,  сроки  и другие  условия  налогообложения.  Важно подчеркнуть,  что  само  понятие  каждого  из элементов налога универсально, оно используется в  налоговых  процессах  всеми  странами  мира. 

  1. Субъект налогообложения – это организация или физическое лицо, на которые законодательными или иными нормативными актами возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
  2. Объект  налогообложения  —  это  предмет, подлежащий  налогообложению.  В  этом  качестве выступают  различные  виды  доходов  (прибыль, добавленная  стоимость,  стоимость  реализованных товаров,  работ  и  (или)  услуг),  сделки  по  купле-продаже  товаров,  работ и (или)  услуг,  различные формы накопленного  богатства или имущества.
  3. Налоговая  ставка,  или,  как  ее  еще  называют, норма налогового обложения, представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы.  В  зависимости  от  предмета  (объекта) налогообложения  налоговые  ставки  могут  быть твердыми  (специфическими)  или  процентными (адвалорными). Твердые ставки устанавливаются в абсолютной  сумме  на  единицу  обложения независимо  от  размеров  доходов  или  прибыли. Процентные ставки  устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными,  прогрессивными  и регрессивными. По содержанию налоговые ставки согласно  теории  налогов подразделяются  на  три вида:
    • маргинальные  —  это  налоговые  ставки, приведенные в налоговом законодательстве;
    • фактические  (средние)  налоговые  ставки  — представляют собой отношение суммы уплаченного налога к величине налоговой базы;
    • экономические  ставки  —  определяются  как отношение  суммы  уплаченного  налога  к размеру всего полученного дохода.
  4. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Порядок ее определения по каждому виду налога устанавливается законодательно. Она необходима именно для исчисления налога, но непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог.
  5. Под  налоговым  периодом  понимается календарный  год  или  иной  период  времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого  определяется  налоговая  база  и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.
  6. Источник налога — это средства, используемые для уплаты налога. Выбор источника налога строго ограничен: существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог, - доход и капитал налогоплательщика.
  7. Налоговый оклад — это подлежащая взиманию сумма налога. Для каждого налога устанавливаются срок и порядок уплаты налога. Срок уплаты налога — это срок, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.
  8. Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. В конечном счете налоговые льготы ведут к уменьшению облагаемого объекта.

Одновременно налоговые  льготы могут реализовываться в  различных формах отдельно для каждого  налога в соответствии с целями национальной налоговой политики. [6, с. 19-23]

 

1.3. Классификация налогов

 

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определённой основе. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Наиболее существенное значение в современной теории и  практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

  1. по способу взимания;
  2. по уровню налогообложения;
  3. по субъекту-плательщику;
  4. по порядку ведения налога;
  5. по целевой направленности ведения налога;
  6. по периодичности уплаты налога.

1. По способу взимания

Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные  налоги.

Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно  и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических  и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и другие.

Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в зависимости  от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими  налогами. При косвенном налогообложении  субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. К ним относят: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

  1. По уровню налогообложения

Законом «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

  • Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. В соответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы  физических лиц;

- налог на прибыль  организаций;

- сборы за использование объектами животного мира и за использование объектами водных биологических ресурсов;

- водный налог;

- государственная пошлина;

- налог на добычу  полезных ископаемых;

  • Второй уровень — это региональные налоги России. К ним относят налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся:

- транспортный налог;

- налог на игорный  бизнес;

- налог на имущество организаций.

  • Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся:

- налог на имущество  физических лиц;

- земельный налог.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов.[8, с. 90]

  1. По субъекту-плательщику

В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов.

Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).

Налоги с предприятий  и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций и др.).

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

4. По порядку ведения  налога

По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются  на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.

Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой  системы, однако непосредственно вводиться  они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории — компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключение тех, которые являются общеобязательными.

5. По периодичности уплаты налога

По периодичности уплаты налога выделяют регулярные (текущие) и разовые. Регулярные (текущие) – взимаются с определенной законодательством периодичностью в течение всего периода существования объекта налога. Разовые – связанные с каким-либо событием, не образующим системы (напр., таможенная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения). [8, с.94]

 

    1. Функции налогов

 

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функция  (от  лат.  functio  — исполнение, совершение) представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. По словам  крупнейшего советского экономиста  В.П. Дьяченко: «Функции той или иной экономической категории — проявление ее сущности в действии, т.е. выражение общественного назначения данной  экономической категории».

Каждая из выполняемых  налогом функций проявляет внутреннее  свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога,  как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Функции  представляют собой формы движения налогов как финансовой категории. Именно функции налогов предопределяют их роль и значение во всей совокупности финансовых отношений.  Каждая  из  функций  налога  реализует то или иное назначение налога, во взаимодействии образуя систему.

Информация о работе Сущность налога на прибыль