Регрессивные
ставки налогов уменьшаются
с увеличением дохода. В российском налоговом
законодательстве указанные ставки установлены
по единому социальному налогу.
Налоговые
ставки в России по федеральным
налогам установлены по отдельным налогам
второй частью Налогового кодекса РФ,
а по большинству налогов - соответствующими
федеральными законами. Ставки региональных
и местных налогов устанавливаются законами
субъектов Российской Федерации и нормативными
правовыми актами представительных органов
местного самоуправления. При этом ставки
региональных и местных налогов могут
быть установлены этими органами лишь
в пределах, зафиксированных в соответствующем
федеральном законе по каждому виду налогов.
Налоговые
льготы - это полное или
частичное освобождение от налогов субъекта
в соответствии с действующим законодательством.
Одним из видов налоговой льготы является
необлагаемый минимум - наименьшая часть
объекта налогообложения, освобожденная
от налога.
Налоговые
льготы могут также выступать
в виде вычетов из облагаемого дохода,
уменьшения ставки налога вплоть до установления
нулевой ставки, скидки с исчисленной
суммы налога.
Налоговый
оклад представляет собой сумму
налога, уплачиваемую налогоплательщиком с
одного объекта обложения. Взимание налогового
оклада может осуществляться тремя способами:
у источника получения дохода, по декларации
и по кадастру.
Взимание
налога у источника осуществляется
в основном при обложении налогом доходов
лиц наемного труда, а также других в достаточной
степени фиксированных доходов. В частности,
подобный способ взимания налогов в России
характерен для налога на доходы физических
лиц, когда бухгалтерия предприятия исчисляет
и удерживает данный налог с доходов как
работающих на данном предприятии работников,
так и лиц, получающих эти доходы по договорам
и другим актам правового и гражданского
законодательства. Взимание налога у источника
является по своей сути изъятием налога
до получения владельцем дохода.
Взимание
налога по декларации представляет собой изъятие
части дохода после его получения. Указанный
порядок предусматривает подачу налогоплательщиком
в налоговые органы декларации - официального
заявления налогоплательщика о полученных
доходах за определенный период времени.
Применение этого способа взимания налогового
оклада практикуется, как правило, при
налогообложении нефиксированных доходов,
а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика
формируются из множества источников.
Российское
налоговое законодательство предусматривает
подачу деклараций, в частности, при уплате
налогов физическими лицами, занимающимися
предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица (нефиксированные
доходы), при уплате акцизов.
Кадастровый
способ взимания налогов
предполагает использование кадастра.
Кадастр представляет собой реестр, содержащий
перечень типичных объектов (земля, имущество,
доходы), классифицируемых по внешним
признакам, к которым относятся, например,
размер участка, объем двигателя и т.д.
С помощью кадастра определяется средняя
доходность объекта обложения. Указанный
способ взимания налогового оклада применяется,
как правило, при обложении земельным
налогом, налогом с владельцев транспортных
средств и некоторыми другими.
1.2 Функции налогов
Экономическая
сущность налога проявляется
через его функции. Каждая из выполняемых
налогом функций имеет внутренние свойства,
признаки и черты данной экономической
категории. Тем самым она показывает, каким
образом реализуется предназначение конкретного
налога как инструмента стоимостного
распределения и перераспределения доходов
в обществе.
Выделяют три
важнейшие функции налогов:
1) фискальную (финансирование
государственных расходов);
2) регулирующую,
или распределительную (государственное
регулирование экономики);
3) социальную (поддержание
социального равновесия в обществе путем
изменения соотношения между доходами
отдельных социальных групп с целью сглаживания
неравенства между ними).
Все функции
налога не могут существовать независимо
одна от другой, они взаимосвязаны,
взаимозависимы и в своем проявлении представляют
собой единое целое.
Разграничение
функций налога носит в значительной
мере условный характер, поскольку они
осуществляются одновременно. Отдельные
черты одной функции непременно присутствуют
в других. Рассмотрим суть и механизмы
проявления налогом своих функций.
Фискальная
функция является основной
функцией налога. Она изначально характерна
для любого налога, для любой налоговой
системы любого государства. И это естественно,
так как главное предназначение налога
- образование государственного денежного
фонда путем изъятия части доходов предприятий
и граждан для создания материальных условий
функционирования государства и выполнения
им собственных функций - обороны страны
и защиты правопорядка, решения социальных,
природоохранных и ряда других задач,
создания и поддержания единой коммуникационной
структуры.
Наиболее тесно
связана с фискальной функцией налога
его регулирующая,
или распределительная, функция, выражающая экономическую
сущность налога как особого централизованного
фискального инструмента распределительных
отношений в обществе. Суть данной функции
заключается в том, что с помощью налогов
через бюджет и установленные законом
внебюджетные фонды государство перераспределяет
финансовые ресурсы из производственной
сферы в социальную, осуществляет финансирование
крупных межотраслевых целевых программ,
имеющих общегосударственное значение.
Система налоговых ставок, права органов
государственной власти субъектов Федерации
и местного самоуправления по их Установлению,
а также бюджетная система позволяют перераспределять
финансовые ресурсы и по регионам страны.
Устанавливая
систему налогов с физических
лиц, государство осуществляет перераспределение
доходов своих граждан, направляя
часть финансовых ресурсов наиболее
обеспеченной части населения на содержание
малоимущих. В этом заключена социальная функция налогов.
Налоги
оказывают существенное воздействие
и на сам процесс воспроизводства.
Здесь проявляется стимулирующая
функция налогов. Ее практическая
реализация осуществляется через систему
налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов
и налоговых кредитов, финансовых санкций
и налоговых преференций. Немаловажное
значение в реализации этой функции имеет
и налоговая система сама по себе: вводя
одни налоги и отменяя другие, государство
стимулирует развитие определенных производств,
регионов и отраслей одновременно сдерживая
развитие других. С помощью налогов государство
целенаправленно влияет на развитие экономики
и ее отдельных отраслей, на структуру
и пропорции общественного воспроизводства,
накопление капитала. При этом проявляется
тесная связь стимулирующей функции налогов
с распределительной.
С
регулирующей и фискальной функциями
тесно связана контрольная функция налогов. Механизм
этой функции проявляется, с одной стороны,
в проверке эффективности хозяйствования
и, с другой - в контроле за действенностью
проводимой экономической политики государства.
Так, в условиях острой конкуренции, свойственной
рыночной экономике, налоги становятся
одним из важнейших инструментов независимого
контроля за эффективностью финансово-хозяйственной
деятельности. При прочих равных условиях
из конкурентной борьбы выбывает в первую
очередь тот, кто не способен рассчитаться
с государством. Одновременно с этим нехватка
в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует
государству о необходимости внесения
изменений или в саму налоговую систему,
или в социальную политику, или в бюджетную
политику.
1.3 Способы взимания налогов
1. Кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник)
когда объект налога дифференцирован
на группы по определенному признаку.
Перечень этих групп и их признаки заносится
в специальные справочники. Для каждой
группы установлена индивидуальная ставка
налога. Такой метод характерен тем, что
величина налога не зависит от доходности
объекта. Примером такого налога может
служить налог на владельцев транспортных
средств. Он взимается по установленной
ставке от мощности транспортного средства,
не зависимо от того, используется это
транспортное средство или простаивает.
2. На основе декларации. Декларация - документ, в
котором плательщик налога приводит расчет
дохода и налога с него. Характерной чертой
такого метода является то, что выплата
налога производится после получения
дохода и лицом, получающим доход. Примером
может служить налог на прибыль.
3. У источника. Этот налог вносится лицом,
выплачивающим доход. Поэтому оплата налога
производится до получения дохода, причем
получатель дохода получает его уменьшенным
на сумму налога. Например, подоходный
налог с физических лиц. Этот налог выплачивается
предприятием или организацией, на которой
работает физическое лицо. То есть до выплаты,
например, заработной платы из нее вычитается
сумма налога и перечисляется в бюджет.
Остальная сумма выплачивается работнику.
2 НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Основные виды налогов
в Российской Федерации
Действующие в Российской
Федерации налоги можно разделить
на три группы в зависимости от
того, какой орган их вводит и
имеет право изменять и конкретизировать:
1. Федеральные налоги.
2. Региональные налоги.
3. Местные налоги и
сборы
Федеральные (общегосударственные)
налоги. Необходимо отметить, что размеры ставок,
определение объектов налогообложения,
плательщиков и методов исчисления федеральных
(общегосударственных) налогов, а также
порядок зачисления их сумм в бюджеты
различных уровней определяются законодательством
России и являются едиными на всей ее территории.
К федеральным налогам относятся следующие:
налог на добавленную стоимость; акцизы
на отдельные группы и виды товаров; налог
на операции с ценными бумагами: таможенная
пошлина; налог на прибыль с предприятий
и организаций; подоходный налог с физических
лиц; налоги, служащие источниками образования
дорожных фондов; государственная пошлина;
налог с имущества, переходящего в порядке
наследования и дарения; сбор за использование
наименований «Россия», «Российская Федерация»
и образованных на их основе слов и словосочетаний.
Региональные налоги (налоги республик в составе Российской
Федерации и налоги краев, областей, автономной
области, автономных округов). Отличительной
чертой региональных налогов является
то, что конкретные размеры ставок, определение
объектов налогообложения, плательщиков
и методов исчисления налогов устанавливаются
в соответствии с законодательством России
законодательными органами субъектов
федерации: республик в составе Российской
Федерации или решениями органов государственной
власти краев, областей, автономной области,
автономных округов. Региональными являются
следующие налоги: налог на имущество
предприятий; лесной доход; плата за воду,
забираемую промышленными предприятиями
из водохозяйственных систем; сбор на
нужды образовательных учреждений, взимаемый
с юридических лиц.
Местные налоги. Местные налоги, механизм их исчисления
и взимания вводятся районными и городскими
органами в соответствии с законодательством
России и республик в составе Российской
Федерации. К таковым, в частности, относятся:
налог на имущество физических лиц; земельный
налог; регистрационный сбор с физических
лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью; курортный сбор; сбор за
право торговли; целевые сборы на содержание
милиции, на благоустройство территорий,
на нужды образования и др.; налог на рекламу;
налог на перепродажу автомобилей; сбор
с владельцев собак; лицензионный сбор
за право торговли винно-водочными изделиями;
лицензионный сбор за право проведения
местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу
ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта;
сбор за право использования местной символики;
сбор за участие в бегах на ипподромах;
налог на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы
и др.
Данная трехуровневая
система присуща практически
всем государствам, имеющим федеративное
устройство.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную
стоимость;
2) акцизы на отдельные
виды товаров (услуг) и отдельные
виды минерального сырья;
3) налог на прибыль
(доход) организаций;
4) налог на доходы
от капитала;
5) подоходный налог
с физических лиц;
6) взносы в государственные
социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина
и таможенные сборы;
9) налог на пользование
недрами;
10) налог на воспроизводство
минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;