Сущность налогов и принципы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:17, контрольная работа

Краткое описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

1. Сущность налогов и принципы налогообложения…………………….……2
2. Виды налогов……………………………………………………………….….4
3. Функции налогов………………………………………………………………7
4. Налоги в Российской Федерации………………………………………..…..10
5. Заключение……………………………………………………………………14
6 список используемых источников……………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

гос. рег. экономики Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 39.98 Кб (Скачать файл)

Юридическое лицо (согласно Гражданскому кодексу РФ) – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном  управлении обособленное имущество  и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические  лица должны иметь самостоятельный  баланс или смету.

По способам взимания налогов  они подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у  источника.

Кадастровый способ взимания налога характеризуется дифференциацией  объекта налога на группы по определенному  признаку. Перечень этих групп и  их признаки заносятся в специальные  справочники. Для каждой группы установлена  индивидуальная ставка налога. В этом случае величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого способа налогообложения могут служить налоговые ставки на транспортное средство без учета того, используется оно или нет. Налог на основе декларации взимается в результате заполнения плательщиком декларации о полученных доходах и установления на них налога. При таком методе уплата налога субъектом налогообложения производится после получения дохода. Примером данного способа взимания налогов может служить налог на прибыль.

Способ изъятия налога у источника характеризуется  получением дохода, уменьшенного на сумму  налога после изъятия его для  перечисления в бюджет. Например, подоходный налог с физических лиц изымается  для перечисления в бюджет предприятием или организацией до выплаты заработной платы путём вычитания из неё  суммы налога. Работникам выплачивается  оставшаяся часть заработной платы.

 

                                                    Функции налогов

 

Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Функции налогов — это такие  их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в  обществе в интересах обеспечения  жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем  страны. Среди функций налогов  необходимо выделить, прежде всего, фискальную, регулирующую, экономическую, распределительную, контролирующую и стимулирующую  функции.

На первое место необходимо поставить фискальную функцию как  первичную в историческом и содержательном аспектах. Уже сам факт появления  государства потребовал средств  для выполнения им тех или иных функций в обществе. Это историческая предопределенность первичности фискальной функции. Содержательная предопределенность первичности этой функции связана  с необходимостью первостепенного  обеспечения возможности экономического существования государства, без  чего оно не в состоянии осуществлять не только какие-либо функции в социально-экономической  жизни общества, но и самые элементарные функции государства как такового.

Фискальная функция состоит  в формировании денежных доходов  государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных  людей. Из собранных в виде налогов  средств государство покрывает  расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские  дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть  средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т. п. Из этого  же источника идут деньги на строительство  государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

Регулирующая. Налоговое  регулирование представляет собой  систему особых мероприятий в  области налогообложения, направленных на вмешательство государства в  рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития. Рыночная экономика  в развитых странах - это регулируемая экономика. Центральное место в системе регулирования принадлежит налогам. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным  образом в определении разработки законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а  также бирж труда, торговых домов, устанавливающие  порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг  и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно  с налогами не связано;

регулирование развития народного  хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим  в обществе, является закон стоимости.

Экономическая функция налогов  состоит в воздействии через  налоги на общественное воспроизводство, т. е. любые процессы в экономике  страны, а также социально-экономические  процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и  контролирующую роль. Так, те предприятия, которым предоставлены налоговые  льготы, растут и развиваются быстрее  других. Предоставляя льготы, государство  решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом  часть прибыли, идущую на внедрение  новой техники, оно поощряет технический  прогресс. А, не облагая налогом часть  прибыли, идущей на благотворительную  деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. Значительное повышение налогов  способно не только ограничить, но и  сделать бессмысленной предпринимательскую  деятельность. Назначая более высокие  налоги на сверхприбыль, государство  контролирует движение цен на товары и услуги.

Распределительная. Посредством  налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так  и социальных, финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых  программ - наyчно-технических, экономических  и др. Происходит перераспределение  доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных  народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ.

С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие  и фондоемкие отрасли с длительными  сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Некоторые авторы выделяют еще контрольную функцию налогов, которая позволяет установить соотношение  между налоговыми поступлениями  и потребностями государства  в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования  последних, установить надзор за движением  финансовых ресурсов в стране, вносить  изменения в действующую налоговую  систему. Выполнение контрольной функции, ее полнота и глубина во многом предопределяются обеспечением налоговой  дисциплины, суть которой сводится к своевременному и полному выполнению своих обязательств субъектами налогообложения в соответствии с налоговым законодательством страны.

Анализ поступлений налогов, тенденций развития налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов  и на этой основе прогнозирование  объемов поступлений платежей в  бюджет на определенный период являются важнейшими задачами экономических  ведомств, финансовых органов на всех уровнях управления.

Неотъемлемой частью анализа  и прогнозирования является разработка предложений по корректировке законодательства, регулирующего взаимоотношения  хозяйствующих субъектов между  собой, с государством и населением. Своевременно внесенные в законодательном  порядке предложения способствуют устранению негативных явлений в  экономике и увеличению доходной части бюджета. Предметом анализа  в рамках налогооблагаемой базы является динамика объемов производимой продукции, индекс цен, валовая прибыль, уровень  оплаты труда, изменения количественного  и качественного состава предприятий  и др.

Стимулирующая. Налогами можно  стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, и, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской  деятельности. Ими можно создать  предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных  предприятий. С их помощью можно  повышать конкурентоспособность предприятий  на мировом рынке, проводить протекционистскую  политику. С помощью налогов, льгот  и санкций государство стимулирует  технический прогресс, увеличение числа  рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим  или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения  полностью или частично. Стимулирование технического прогресса с помощью  налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного  потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются  от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские  и опытно-констрyкторские работы.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в  бюджет, т. е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность  для осуществления экономической  роли государства, т. е. экономической  функции налогов. В то же время, достигнутое  в результате экономического регулирования  ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству  получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов  способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее.

Применение налогов является одним из методов обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

 

                                       Налоги в Российской Федерации

Во второй главе Налогового кодекса Российской Федерации от 2002 года даётся краткое представление  о налоговой системе Российской Федерации.

ГЛАВА 2. Система налогов  и сборов в Российской Федерации 

Статья 12. Виды налогов и  сборов в Российской Федерации

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

2. Федеральными признаются  налоги и сборы, устанавливаемые  настоящим Кодексом и обязательные  к уплате на всей территории  Российском Федерации.

3. Региональными признаются  налоги и сборы, устанавливаемые  настоящим Кодексом и законами  субъектов Российской Федерации,  вводимые в действие в соответствии  с настоящим Кодексом законами  субъектов Российской Федерации  и обязательные к уплате на  территориях соответствующих субъектов  Российской Федерации. При установлении  регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов,  Российской Федерации определяются  следующие элементы налогообложения:  налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по  донному. региональному налогу. Иные  элементы налогообложения устанавливаются  настоящим Кодексом. При установлении  регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов  Российской федерации могут также  предусматриваться налоговые льготы  и основания для их использования  налогоплательщиком.

4. Местными признаются  налоги и сборы, устанавливаемые  настоящим Кодексом и нормативными  правовыми актами представительных  органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии  с настоящим Кодексом нормативными  правовыми актами представительных  органов местного самоуправления  и обязательные к уплате на  территориях соответствующих муниципальных  образований.

Местные налоги и сборы  в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются  и вводятся в действие законами указанных  субъектов Российской Федерации.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных  правовых актах определяются следующие  элементы налогообложения: налоговые  ставки в пределах, установленных  настоящим Кодексом, порядок и  сроки уплаты налога, а также формы  отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются  настоящим Кодексом. При установлении местного налога представительными  органами местного самоуправления могут 

также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком.

5- Не могут устанавливаться  региональные или местные налоги  и (или) сборы, не предусмотренные  настоящим Кодексом

Статья 13. Федеральные налоги и сборы

1. К федеральным налогам  и сборам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость;

3) акцизы на отдельные  виды товаров (услуг) и отдельные  виды минерального сырья;

3) налог на прибыль  (доход) организаций;

4) налог на доходы от  капитала;

5) подоходный налог с  физических лиц;

6)взносы в государственные  социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина  и таможенный сборы;

9) налог на пользование  недрами;

10) налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный  доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14)водный налог;

15) .экологический налог;

16) федеральные лицензионные  сборы.

Статья 14. Региональные налоги и сборы

1. К региональным налогам  и сборам относятся:

1) налог на имущество  организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный  бизнес;

7) региональные лицензионные  сборы.

2. При введении в действие  налога на недвижимость прекращается  действие на территории соответствующего  субъекта Российской федерации  налога на имущество организаций,  налога на имущество физических  лиц и земельного налога.

Информация о работе Сущность налогов и принципы налогообложения