Сущность налогов как финансово-экономической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:04, контрольная работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………….2
2. Сущность налогов как финансово-экономической категории……..3
3. Функции налогов, их взаимосвязь………………………………………………..5
4. Экономическое содержание акцизов как разновидности косвенных налогов, их назначение…………………………………………………..9
5. Характеристика элементов налога……………………………………………...14
6. Заключение…………………………………………………………………………………..22
7. Список литературы……………………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.docx

— 42.81 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, введение акциза  препятствует образованию сверхвысокой  прибыли у производителей подакцизной  продукции. С этой же целью  акцизами облагаются компании, добывающие  минеральное сырье. Акцизы в  той или иной мере применяются  всеми странами ЕС. Как правило,  они взимаются в дополнение  к НДС, которым облагаются соответствующие  товары или услуги. Гармонизация  акцизов, несмотря на их относительную  простоту и сходство в методах  взимания, связана с рядом специфических  трудностей. Во-первых, акцизами в  основном облагаются товары широкого  потребления и их гармонизация затрагивает интересы практически всех слоев населения. Во-вторых, в ряде стран ЕС акцизы являются частью государственной монополии на торговлю некоторыми товарами. В-третьих, сближение акцизов приходится увязывать с правилами единой политики в области сельского хозяйства (вино, сахар, табак), энергетики и транспорта (нефтепродукты), с условиями соглашений ЕС с отдельными группами развивающихся стран (чай, кофе) и т. д. Нельзя не учитывать также различия в действующих стандартах, требованиях по защите интересов потребителей, национальных традициях и вкусах. В начале 90-х годов Совет ЕС принял директивы по сближению структуры и ставок пяти главных акцизов: на крепкие спиртные напитки, вино, пиво, табачные изделия и нефтепродукты. Директивы устанавливают общие правила взимания перечисленных акцизов: формулу расчета, минимально допустимые ставки, которые периодически пересматриваются, возможности применения льготных ставок и освобождения от налогообложения. Руководствуясь этими критериями, каждое государство-член определяет ставки и порядок взимания акцизов на своей территории, которые обычно фиксируются в национальных законах. В России в течение более чем шестидесятилетнего периода акцизы не имели самостоятельного значения и были "закамуфлированы" под налог с оборота, будучи по существу его неотъемлемой составной частью. В 1992 г. в ходе проведения налоговой реформы в Российской Федерации акцизы вновь были "восстановлены в правах" и вошли в качестве самостоятельного налогового платежа в систему федеральных налогов. В новом Налоговом кодексе РФ акцизы также выступают важнейшим элементом системы федеральных налогов.

Как и вся налоговая система, акцизы характеризуются многосторонним влиянием на экономические процессы в стране. Научно-практические дискуссии современных экономистов приводят к необходимости подробного рассмотрения фискальной, регулирующей и контрольной функций акцизов.

Основополагающей является фискальная функция, которая состоит в обеспечении  поступления достаточного и стабильного  потока доходов для формирования финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, и необходимых для решения  его собственных задач, в том  числе для перераспределения  части стоимости национального  дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве  развитых стран регулирующая функция  акцизов является главенствующей, так  основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.

Наиболее спорным вопросом при  введении акцизов является конкретная ставка того или иного акциза. Большинство  методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот  или иной акциз и в зависимости  от этого достаточно просто рассчитывается ставка.

Существует три основных вида акцизов, подразделяемых в зависимости от функции, которую они выполняют. К первой группе относятся так  называемые традиционные акцизы - на алкоголь и табачные изделия. Взимание данного  вида акциза преследует две основных цели: ограничение потребления вредных  для здоровья продуктов и фискальная. Ко второй группе относятся акцизы на горюче-смазочные материалы, которые помимо фискальной функции выполняют еще и роль платежа за пользование автодорогами, и способа коррекции негативных экстерналий. Третья группа включает в себя акцизы на так называемые люксовые товары и, как правило, не имеет целенаправленной фискальной функции. В большей степени данный вид акциза призван играть перераспределительную роль, так как основными потребителями люксовых товаров являются более состоятельные граждане. Кроме того, возможно также преследование иных целей, например, поощрение трудоемких производств путем взимания акцизов с продуктов капиталоемких производств, относящихся в некоторых странах к люксовым товарам (автомобили, дорогая электроника и т.д.), поощрение местных производителей или же улучшение внешнеторгового баланса путем взимания акцизов в дополнение к таможенным пошлинам с импортных товаров.

Очевидно, что экономическая сущность каждого конкретного акциза зависит  от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает  алкоголь. Так, неумеренная политика государство в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным  последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.

Обложение акцизами легковых автомобилей  носит исключительно фискальный характер и в условиях РФ оправдано  по той простой причине, что легковые автомобили с объемом двигателя  больше 2500 кубических сантиметров практически  полностью производятся за пределами  РФ, и, следовательно, эта мера имеет  протекционистское воздействие, как  и определено в законе «Об акцизах»: «Ставки акцизов по подакцизным  товарам ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и потребителя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров…» Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом.

Основная задача пограничного налогового регулирования - устранить препятствия  развитию международного разделения труда  и мировой торговли, связанные  с двойным налогообложением. Для  этого признается, что исключительное право взимания косвенных налогов  принадлежит стране, импортирующей  товар. В стране происхождения (производства) товара он освобождается от уплаты косвенных налогов. Такой тип  акцизов относится к пограничным  уравнительным налогам.

Регулирующая функция реализуется  также при установлении дифференцированных ставок акцизов на разные виды товаров  внутри товарных групп. Это осуществляется с целью влияния на структуру  потребления населением товаров  разных видов. Так, более высокая  ставка на крепкие алкогольные напитки  стимулирует производство и потребление  высококачественных вин и слабоалкогольных изделий.

Однако, несмотря на значительную фискальную значимость, регулирующая функция косвенных  налогов, в частности акцизов  на товары потребления, практически не реализована в РФ. Данная ситуация обусловлена рядом негативных факторов административного характера (как правило, сферы производства и оборота подакцизной продукции связаны с высокой степенью криминализации), а также непродуманной налоговой политикой в сфере акцизов, нацеленной на быстрое получение денежных средств подчас в ущерб экономическим интересам государства.

Таким образом, постепенное преодоление  кризисных явлений в экономике  делает возможным при формировании современной системы косвенного налогообложения некоторое смещение акцента с фискальных приоритетов  к более полному использованию  налогов в целом и акцизов  в частности в качестве инструмента  экономического регулирования. В целом, разработка целостной системы налогообложения, позволяющей изымать горную ренту  как незаработанную часть прибыли далека от завершения налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика  элементов налога.

1. Субъект налогообложения (налогоплательщик).

К субъекту налогообложения (налогоплательщик) относятся лицо или группа лиц, на которых в соответствии с действующим  законодательством о налогах  и сборах возложена обязанность, уплачивать налог. Налогоплательщиками  и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

К основным особенностям, связанным  с субъектом налогообложения  как элемента налога относится следующее:

- налог должен сокращать доходы  субъекта налогообложения. Согласно  ст. 19 НК «налогоплательщиками и  плательщиками сборов признаются  организации и физические лица, на которых в соответствии  с действующим НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы». Налоговый кодекс Российской Федерации: в двух частях. от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010)ст.19.

- налог может быть уплачен  непосредственно самим налогоплательщиком  или удержан у источника выплаты  дохода.

Отличие носителя налога от налогоплательщика: носитель налога возникает и существует в связи с возможностью переложить на него тяжесть налогового бремени  с субъекта налогообложения.

Экономические отношения налогоплательщика  и государства определяются посредством  принципа постоянного местопребывания (резидентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты. Правила определения резидентства различаются применительно к физическим и юридическим лицам.

По налоговому законодательству большинства  стран физической лицо рассматривается  как резидент какой-либо страны, если проживает в ней более 6 месяцев  в данном налоговом периоде, или  имеет там цент своих жизненных или деловых интересов, или удовлетворяет другому критерию, установленному внутренним законодательством страны (факт физического присутствия, местожительство, гражданство).

Для юридических лиц статус резидентства обычно определяется на основе места их образования, регистрации, местонахождения центра управления или других аналогических критериев. Для лиц, признанных резидентом данной страны, налоговый режим определяется на основе принципа "неограниченной налоговой ответственности", в соответствии с которым они подлежат обложению в этой стране на основе ее законодательства по всем своим доходам из любых источников, включая и зарубежные. Для нерезидентов данной страны, напротив, существует лишь "ограниченная налоговая ответственность"; они обязаны платить налоги только по доходам, происходящим из источников в этой стране. Несовпадение критериев определения резидента, применяемых разными странами, может приводить к признанию одних и тех же лиц резидентами сразу двух или более стран.

2. Предмет и объект налогообложения.

Предмет налогообложения - это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная  символика, экономические показатели), с наличием которых закон связывает  возникновение налоговых обязательств. Предмет обусловливает и предопределяет объект налогообложения.

В соответствии со статьей 38 НК «объект  налогообложения - это объект, имеющий  стоимостную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство по налогам и сборам связывает возникновение обязанности по уплате налога».

Объектами налогообложения могут  являться:

1) операции по реализации товаров, (работ, услуг);

2) владение имуществом ;

3) совершение сделки купли-продажи;

4) вступление в наследство;

5) получение дохода.

Объектом налога является право  собственности на землю. 

Объекты налогообложения можно  подразделить на следующие виды: права  имущественные и неимущественные; действия (деятельность) субъекта; результаты хозяйственной деятельности. Под  имущественными правами понимается право собственности на имущество, право пользования имуществом. Под  неимущественными правами понимается право на вид деятельности. Действие субъекта предполагает: реализацию товаров, работ, услуг; операции с ценными  бумагами. Под результатом хозяйственной  деятельности принято понимать добавленную  стоимость, доход, прибыль.

3. Налоговая база.

Налоговая база - один из основных элементов  налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговая база и порядок ее определения  по федеральным, региональным и местным  налогам устанавливается ст. 53 и 54 Налогового кодекса.

Налоговые базы различают:

1) со стоимостными показателями - сумма дохода;

2) объемно-стоимостными показателями - объем реализованных услуг;

3) физическими показателями - объем  добытого сырья.

Налогоплательщики - организации исчисляют  налоговую базу по итогам каждого  налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета  и (или) на основе иных документально  подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных  с налогообложением. При обнаружении  ошибок (искажений) в исчислении налоговой  базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в период совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Информация о работе Сущность налогов как финансово-экономической категории