Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:06, курсовая работа
Стремление к уменьшению налоговых обязательств является вполне понятным желанием собственника и руководителя в бизнесе любого масштаба. В статье дана краткая характеристика некоторых способов оптимизации налоговых платежей в рамках действующих систем налогообложения. Предложена система коэффициентов, характеризующих уровень налоговой нагрузки и эффективности налогового планировани
МЕТОДИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ
Стремление
к уменьшению налоговых обязательств
является вполне понятным желанием собственника
и руководителя в бизнесе любого
масштаба. В статье дана краткая
характеристика некоторых способов
оптимизации налоговых платежей в рамках
действующих систем налогообложения.
Предложена система коэффициентов, характеризующих
уровень налоговой нагрузки и эффективности
налогового планирования.
Стремление к уменьшению налоговых обязательств является вполне понятным желанием собственника и руководителя в любом бизнесе. Применяемые способы минимизации налогообложения можно разделить на две группы: законные и незаконные. Законные способы снижения налогов представляют собой различные варианты оптимизации налогообложения (разработку налоговой политики, налоговое планирование, составление налогового календаря). Под оптимизацией налогообложения понимается уменьшение налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий, включающих использование льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. К ним относится, в частности, квалифицированная организация дел по уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов и начисления налоговых санкций. Под незаконными способами минимизации налогов понимается криминальное уклонение от их уплаты. Это способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно с нарушением действующего законодательства снижает размер налоговых обязательств.
Налоговое планирование является важным направлением оптимизации налоговых обязательств. Можно выделить общие и специальные способы налогового планирования. Общие способы распространяются на все юридические лица. К ним относятся:
-
определение места
- выбор системы налогообложения (табл. 1);
-
установление организационно-
- разработка учетной политики для целей налогообложения;
-
использование льгот и
Таблица
1
Системы
налогообложения в Российской Федерации
|
Таблица
2
Сравнение
условий налогообложения
и индивидуальных
предпринимателей
Налогообложение | Юридическое лицо |
Индивидуальный предприниматель |
Общая
система налогообложения | ||
Налог
на добавленную стоимость |
+ | + |
Единый
социальный налог в отношении выплат в пользу физических лиц |
+ | + |
Акцизы |
+ | + |
Налог
на имущество организаций |
+ | - |
Налог на имущество физических лиц | - | + |
Налог
на прибыль |
+ | - |
Единый
социальный налог с разницы между доходами и расходами |
- | + |
Налог на доходы физических лиц | - | + |
Упрощенная
система налогообложения | ||
Единый
налог |
+ | + |
Страховые
взносы в Пенсионный фонд РФ в отношении выплат наемным работникам |
+ | + |
Страховые
взносы в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа |
- | + |
Единый
налог на вмененный доход | ||
Единый налог на вмененный доход | + | + |
Страховые
взносы в Пенсионный фонд РФ в отношении выплат наемным работникам |
+ | + |
Страховые
взносы в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа |
- | + |
Специальные
способы применяются в
-
выбор формы договорных
-
дробление хозяйственной
-
перенос момента возникновения
налогового обязательства на
будущее (более позднее
-
сокращение объекта
При
применении общей системы налогообложения
налоговое планирование осуществляется
в разрезе каждого налога (табл. 3). При
этом следует учитывать взаимосвязи между
налогами. Например, уменьшение величины
единого социального налога приводит
к росту налога на прибыль, поскольку сумма
затрат уменьшается.
Таблица
3
Некоторые
способы оптимизации налоговых
платежей
Налог на добавленную стоимость |
Выбор системы
налогообложения при лица (индивидуального предпринимателя). Использование права на освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС по ст. 145 НК РФ. Контроль за налоговыми вычетами по НДС (своевременность поставки и оприходования материальных ценностей, оформление счетов-фактур). Выбор поставщиков - плательщиков НДС. Реализация товаров (работ, услуг) в режиме экспорта |
Налог на прибыль |
Выбор метода начисления
амортизации по основным средствам
в учетной политике. Выбор срока полезного использования по амортизируемому имуществу. Применение повышающих коэффициентов к норме амортизации по имуществу, используемому в условиях агрессивной среды или приобретенному по договорам лизинга. Приобретение основных средств стоимостью до 20 000 руб., разукрупнение объекта основных средств, разделение договора купли-продажи основного средства на договор купли-продажи и договор оказания информационно-консультационных услуг. Использование лизинговых схем приобретения основных средств. Выбор метода оценки материально-производственных запасов при их списании в учетной политике. Заключение договоров с особым порядком перехода прав собственности на товары (результаты работ) к покупателю. Создание резервов по сомнительным долгам. Формирование продажной цены товаров с учетом положений ст. 40 НК РФ. Выбор между кассовым методом и методом начисления при исчислении налога на прибыль. Выбор способа уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль: с начала года до окончания квартала (полугодия, 9 месяцев) или с начала года до окончания каждого месяца |
Единый социальный налог |
Стимулирование
работников путем выплат по основаниям, не уменьшающим налогооблагаемую прибыль. Реализация права на применение регрессивной шкалы единого социального налога. Оплата расходов за счет средств Фонда социального страхования (путевок). Использование договоров гражданско-правового характера (в части ЕСН в ФСС) |
Налог на имущество |
Проведение
инвентаризации имущества, выявление
и списание неиспользуемых объектов основных средств. Приобретение основных средств стоимостью до 20 000 руб., разукрупнение объекта основных средств, разделение договора купли-продажи основного средства на договор купли-продажи и договор оказания информационно-консультационных услуг (транспортных услуг). Продление нормативного срока строительства |
Одним
из наиболее эффективных и простых
способов оптимизации налогообложения
для фирм малого и среднего бизнеса
является переход на упрощенную систему
налогообложения (табл. 4). Для многих
из них стоит проблема выбора варианта
упрощенной системы с объектом налогообложения
"доходы" или "доходы за вычетом
расходов". Предложим простое решение
этого вопроса с помощью формул:
ЕН
= Доходы x 6%,
где
ЕН - сумма единого налога при
упрощенной системе налогообложения;
ЕН
= (Доходы - Расходы) x 15%;
Доходы
x 6% = (Доходы - Расходы) x 15%;
0,15
x Расходы = 0,09 x Доходы;
Расходы
= Доходы x 0,6.
Таблица
4
Сравнительная характеристика вариантов
упрощенной
системы налогообложения
Признак | Упрощенная
система налогообложения | |
Объект налогообложения |
Доходы | Доходы, уменьшенные на величину расходов |
Ставка налога | 6% | 15% |
Страховые взносы в Пенсионный фонд |
Уменьшают сумму единого налога, но не более чем на 50% |
- |
Минимальный налог |
- | Уплачивается
в размере 1% доходов, в случае если эта величина составит больше чем сумма единого налога |
Состав расходов | - | Определен гл. 26.2
НК РФ <*> (перечень закрытый) |
--------------------------
<*>
Налоговый кодекс Российской
Федерации (часть вторая): Федеральный
закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
Если прибыль составляет более 40% выручки, то фирме выгоднее выбирать упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы" и платить единый налог по ставке 6%. Как правило, такой вариант подходит организациям, оказывающим услуги (аренда, юридические и консалтинговые услуги), поскольку расходы при таких видах деятельности незначительны. При этом реальная величина единого налога будет даже ниже 6% дохода, так как его сумма уменьшается на суммы страховых взносов в Пенсионный фонд и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Выбор упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы - расходы" выгоднее предприятиям со значительной долей материальных и других затрат.
В
ходе налогового планирования необходимо
оценить уровень налоговой
Общий
коэффициент налоговой нагрузки
может быть рассчитан как за год,
так и за каждый месяц. При расчете
коэффициента помесячно следует
иметь в виду, что в марте, июне,
сентябре, декабре должен иметь место
относительный скачок значения коэффициента.
Это связано с начислением налогов, отчетным
периодом по которым является квартал,
полугодие, 9 месяцев или год (налог на
имущество, транспортный налог, земельный
налог).
Сумма налогов, исчисленных
Общий коэффициент за отчетный период
налоговой = ------------------------------
нагрузки Выручка
с НДС за отчетный период
В результате анализа и обобщения практических данных, полученных автором по ряду организаций г. Ярославля и Ярославской области, можно предложить следующие критериальные значения общего коэффициента налоговой нагрузки. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 20 до 25%, это означает, что система налогового планирования на предприятии работает эффективно. Фирме следует проводить регулярный анализ изменений в законодательстве, чтобы своевременно вносить корректировки в налоговую политику и снижать налоговые риски. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 25 до 40%, это означает, что система налогового планирования работает недостаточно эффективно. Организации можно рекомендовать привлечь налогового консультанта, чтобы выявить слабые места в системе бухгалтерского учета и разработать способы оптимизации налогообложения. В таком случае ситуацию можно улучшить и за счет внутренних резервов, т.е. опросив работников бухгалтерии, выяснив их идеи и предложения. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 40 до 70%, организация нуждается в серьезном пересмотре используемой системы налогообложения и рассмотрении альтернативных вариантов. Следует провести анализ законодательства с привлечением специалистов. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет более 70%, т.е. фирма более 70% выручки отдает государству в виде налогов, то такой бизнес целесообразнее ликвидировать.