Управление налоговыми рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:17, реферат

Краткое описание

Управленческий учет налогового риска направлен прежде всего на оценку и снижение факторов, привлекающих повышенное внимание контролирующих органов.
Официальные источники, негласные заявления специалистов налоговых органов и судебная практика выделяют множество критериев оценки налогового риска. Здесь мы разберем основные из них, распределив их на несколько групп.

Содержание

1. Учет налоговых рисков………………………………………………….4
1.1 Понятие налогового риска……………………………………………..4
1.2 Группы налоговых рисков……………………………………………..5
2. Понятие налоговой оптимизации……………………………………….8
2.1. Принципы налоговой оптимизации…………………………………..8
2.2. Минимизация налоговых платежей…………………………………...13
2.3. Понятие налогового планирования……………………………………15
2.4. Специальные методы налоговой оптимизации……………………….16
3 Управления налоговыми рисками………………………………………..18
Заключение …………………………………………………………………..22
Список литературы ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 39.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Учет налоговых рисков………………………………………………….4

1.1 Понятие налогового  риска……………………………………………..4

1.2 Группы налоговых  рисков……………………………………………..5

2. Понятие налоговой  оптимизации……………………………………….8

2.1. Принципы налоговой  оптимизации…………………………………..8

2.2. Минимизация налоговых платежей…………………………………...13

2.3. Понятие налогового планирования……………………………………15

2.4. Специальные методы налоговой оптимизации……………………….16

3 Управления налоговыми  рисками………………………………………..18

Заключение …………………………………………………………………..22

Список литературы ………………………………………………………….23

 

 

Введение

При ведении  бизнеса риск неизбежен, при этом он многообразен - от риска информационной безопасности до риска потери бизнеса, от риска неликвидности до риска  банкротства. Финансовые, предпринимательские  и, наконец, налоговые - все виды риска  несут в себе потери для организации. Своевременный и стабильный контроль за факторами риска позволит предотвратить  кризис в бизнесе, обеспечив его  надежное и уверенное развитие.

Налоговый риск несет увеличение налоговой  нагрузки и применение различных  налоговых санкций к организации  и руководству. Факторы налогового риска провоцируют налоговые  проверки, выезды трудовой инспекции, приглашение на налоговые комиссии, приостановку операций на банковских счетах, а иногда и вынужденную  приостановку деятельности организации  в целом.

Управленческий  учет налогового риска направлен  прежде всего на оценку и снижение факторов, привлекающих повышенное внимание контролирующих органов.

Официальные источники, негласные заявления  специалистов налоговых органов  и судебная практика выделяют множество  критериев оценки налогового риска. Здесь мы разберем основные из них, распределив их на несколько групп.

Очевидно, что последние несколько лет  внимание проверяющих к отрицательному финансовому результату компаний усилилось. Все чаще специалисты налоговых  органов оперируют терминами  экономической обоснованности и  экономического смысла. С большим  недоверием проверяющие относятся  к стабильному "минусу", к возможности  существовать с убытком, считая его  результатом налоговой оптимизации. В рамках данной группы критериев оценки налогового риска можно выделить убыточность деятельности, низкую рентабельность продаж организации, опережающий темп роста расходов над доходами.

1. Учет налоговых рисков

1.1 Понятие налогового риска

Налоговые риски рассматривают  с двух позиций - предпринимателя  и государства.

Налоговый риск предпринимателя  связан с возможными изменениями  налоговой политики (появление новых  налогов, ликвидация или сокращение налоговых льгот и т.п.), а также  изменением величины налоговых ставок.

Налоговый риск государства  состоит в возможном сокращении поступлений в бюджет в результате изменения налоговой политики и/или  величины налоговых ставок.

Налоговые риски, как и  все прочие, возникают там, где  есть неопределенность. Однако прочие предпринимательские риски российские бизнесмены уже умеют предвидеть, просчитать и либо от них защититься, либо смягчить их последствия. К налоговым  же рискам отношение в России еще  очень часто бывает безалаберным. А потому нередко руководитель предприятия  узнает, что та или иная сделка оказалась  слишком обременительной с точки  зрения налоговых платежей уже после  ее совершения. (В лучшем случае узнает от своих специалистов, в худшем - от сотрудников налогового ведомства, в самом худшем - от представителей карательных органов). И тогда  перед предпринимателем встают два  извечных вопроса. Вопрос первый: "Кто  виноват?" Список виновных напрашивается  сам собой: бухгалтер, финансовый директор, рекомендовавший сделку налоговый  консультант, не заметивший ошибку аудитор, проводивший проверку налоговый  инспектор, неясный закон… Вопрос второй: "Что делать?" Для российских предпринимателей типичен такой  набор ответов: разозлиться или  расстроиться; уволить главного бухгалтера; уволить главного бухгалтера после  того, как он решит все вопросы  с налоговой инспекцией; продолжать действовать, как задумано изначально, надеясь, что пронесет Браун В. Но единственно правильным ответом является намерение налоговыми рисками управлять. А начинается управление с понимания природы и масштабности налоговых рисков, а также вероятности и причин их возникновения.

Говоря о рисках, предприниматели  в 95% случаев думают о недоплаченных  налогах. Однако налоговые риски  состоят еще и в том, что  могут быть упущены возможности  грамотного построения сделки с использованием легитимных методов налогового планирования. Невозможно проводить агрессивную  рыночную политику и одновременно добиться снижения налоговых рисков до минимума.

На любом предприятии  есть люди, которые создают риски, а есть те, кто их гасит. Предприниматели, активно развивающие бизнес, как  правило, создают налоговые риски, и обычно их меньше всего волнует, каково будет налоговое последствие  того или иного действия. Поэтому  те, кто развивает бизнес, должны постоянно контактировать с теми, кто занимается контролем налоговых  рисков. На практике эти люди находятся  на разных "полюсах" и предпочитают не контактировать. А потому в России зачастую главный бухгалтер узнает о сделке только тогда, когда решение  о ней уже принято и налоговые  последствия просчитывать поздно. Для  разрешения этой проблемы многие средние  и особенно крупные компании ввели  у себя отдельные, отличные от обычной  бухгалтерии, структурные подразделения, которые занимаются управлением  налоговыми рисками.

1.2 Группы налоговых рисков

Налоговые риски можно  разделить на следующие группы:

1. Риски, связанные с  проведением конкретной сделки. Каждая сделка имеет налоговые  последствия, если она специально  не освобождена от налогов.  Но риски возникают, когда предприятие  заключает крупную или необычную  для себя сделку (персонал, системы,  базы данных, процедуры контроля  не настроены на то, чтобы в  полной мере справиться с риском).

2. Риск неоднозначного  толкования закона налогоплательщиком  и налоговым органом. Это еще  один типичный риск для России. Опыт показывает, что налоговые риски сопутствуют как раз тем сделкам, которые проведены для того, чтобы добиться благоприятных налоговых последствий. Нужно понимать: когда предприятие стремится сэкономить на налогах, оно находится в зоне потенциального риска, и поэтому действовать необходимо крайне осмотрительно .

3. Риски возникают из-за  простых управленческих ошибок  и недосмотра, когда налоговый  или бухгалтерский отделы не  вовлечены в процесс принятия  управленческих решений. А это  означает, что в компании нет  четкой организационной структуры, контроль за налогами сосредоточен только в руках главного бухгалтера, либо обязанности налогового менеджера определены нечетко.

4. Сделка плохо документирована.  Недавно проведенное исследование  наступления налоговых рисков  в России показало, что одной  из частых причин возникновения  негативных налоговых последствий  является недостаточное документальное  подтверждение того, какую сделку  осуществило предприятие. Неслучайно  налоговые органы все чаще  требуют предоставления полной  документации, дабы удостовериться, что продекларированная сделка  действительно осуществлена. К сожалению,  очень часто этой документации  или недостаточно, или она вообще  отсутствует.

5. Операционные риски  возникают в повседневной деятельности  компании: одни сделки несут большие  риски, чем другие. По опасности  наступления налоговых рисков  нельзя сравнить обычную поставку  товаров с торговлей внутри  группы, да еще и при пересечении  границы. И очевидно, что чем  больше бухгалтерия и налоговый  отдел вовлечены в планирование  этих операций, а не просто  отражают их результаты, тем с  большим основанием можно говорить  об управлении рисками.

6. Портфельные риски.  Каждый отдельный риск может  быть невелик, но в совокупности  они могут создать угрожающую  ситуацию, особенно если предприятие  имеет разветвленную обширную  сеть филиалов. Руководство компании должно задаться вопросами, что произойдет, если риски сложатся; достаточно ли ресурсов, чтобы нейтрализовать последствия; окажется ли результат развития по такому сценарию приемлемым. Нужно быть готовым к худшей ситуации.

7. Внешние риски включают  изменения в законодательстве, неожиданные  судебные решения, "смену власти", начиная от федерального министра  и заканчивая налоговым инспектором.  Руководитель столкнется с очень  сложной матрицей, если филиалы  предприятия географически разбросаны  по России. Ведь в нашей стране  не только на Дальнем Востоке,  но и в Санкт-Петербурге законодательство  толкуется иначе, нежели в Москве. Если же бизнес переходит границы  страны, ситуация еще более усложняется.

8. И наконец, риск  нанесения ущерба репутации компании. Готова ли компания к тому, чтобы статья или информация  о практике управления налоговыми  рисками в ней появилась на  первых страницах солидного издания.  Многие международные организации  имеют внутренний документ об  управлении налоговыми рисками,  где есть такое заявление: компания  заявляет об отказе от методов  налогового планирования, если опасается,  что его детали станут публичными.

Поиск решений проблем  налогового, как и любого другого  вида риска, может быть поставлен  на профессиональную основу, т.е. риск может быть профессионально управляем.

2. Понятие налоговой оптимизации

2.1. Принципы налоговой оптимизации

Существование специальных государственных фискальных и правоохранительных органов и предусмотренных в законодательстве карательных мер не позволяет налогоплательщику по собственному желанию безнаказанно изменять объем выплачиваемых налогов, поэтому налогоплательщикам приходится предпринимать специальную деятельность, именуемую налоговой оптимизацией (оптимизацией налоговых платежей). Обычно под термином налоговая оптимизация понимается деятельность, реализуемая налогоплательщиком в целях законного снижения налоговых выплат. Данный термин достаточно условный, и в литературе деятельность плательщика, которая направлена на уменьшение налоговых платежей, обозначается достаточно большим количеством терминов. Следует подчеркнуть, что оптимизация налогообложения означает не просто снижение налоговых платежей, но именно их законность и отсутствие негативных последствий, как со стороны налоговых органов, так и персонала, собственника и т.д. В своей сути термин оптимизация – это «выбор одного из лучших вариантов». Поэтому оптимизацию налогообложения можно понимать как выбор наилучшего для налогоплательщика способа уплаты налога, но такой способ возможен только в рамках законных действий («правового поля»). Целью оптимизации налоговых платежей является получение экономического эффекта от сокращения сумм налоговых выплат, которые приводят к увеличению величины нераспределенной (чистой) прибыли и, как следствие, к увеличению эффективности деятельности. Если сокращение налоговых выплат достигается за счет снижения краткосрочной и долгосрочной эффективности, то такое сокращение налоговых платежей не является результатом процесса оптимизации. Результатом налоговой оптимизации должна стать налоговая экономия, которая составляет дополнительную величину прибыли (финансового результата), остающуюся у организации.

Принципы налоговой оптимизации:

Система оптимизации налогообложения основывается на определенных принципах - основных руководящих началах, среди которых отметим следующие:

  • принцип адекватности затрат.

Стоимость создания системы оптимизации налогообложения (внутренних затрат организации или расходов на оплату сторонних организаций) не должна превышать суммы уменьшаемых налогов. Допустимое соотношение затрат на созданную систему оптимизации налогообложения и ее обслуживание к сумме экономии налоговых издержек имеет индивидуальный порог, который может зависеть и от степени риска, связанного с данной схемой, и от психологических факторов. На практике такой порог составляет 50 - 90% от размера уменьшаемых налогов. Следует также помнить и о том, что большинство схем, помимо затрат на создание и обслуживание, требуют и определенных расходов на их ликвидацию. При этом ликвидационные расходы могут значительно превышать первоначальные вложения. Так, например, ни для кого не секрет, что гораздо проще зарегистрировать хозяйственное общество, чем его ликвидировать;

  • принцип юридического соответствия.

Система оптимизации налогообложения должна быть, бесспорно, легитимной в отношении как отечественного, так и международного законодательства. Суть этого принципа, который иногда еще называется тактикой "наименьшего сопротивления", заключается в недопустимости построения схем оптимизации налогообложения, основанных на коллизиях или "пробелах" в нормативных актах. Если отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как в пользу налогоплательщика, так и в пользу государства, имеется вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств либо необходимости доработки схемы. Что же касается вопросов, не урегулированных законами ("пробелов"), то однажды такие пропуски могут быть "заполнены" законодателем, и не всегда так, как хотелось бы коммерческим организациям. Основной риск в этой ситуации связан с тем, что данные незапланированные издержки могут привести к нарушению принципа адекватности затрат;

  • принцип конфиденциальности.

Доступ к информации о фактическом предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен. На практике это означает, что, во-первых, отдельные исполнители и структурные единицы, участвующие в общей цепи оптимизации налогообложения, не должны представлять себе картину в целом, а могут руководствоваться только определенными инструкциями локального характера. Во-вторых, должностные лица и собственники должны избегать отдавать распоряжения и хранить общие планы с использованием средств личной идентификации (почерк, подписи, печати и т.д.);

Информация о работе Управление налоговыми рисками