Федеральные налоги и сборы, их роль в формировании доходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – на основе теоретических источников, а также анализа практических данных рассмотреть роль федеральных налогов и сборов в формировании доходов федерального бюджета и выбрать приоритетные направления налоговой политики.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы формирования налоговых доходов
федерального бюджета;
провести анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета РФ

Содержание

Введение 5
1 Теоретические формирования налоговых доходов федерального бюджета 7
1.1 Состав и общая характеристика основных видов федеральных налогов и
сборов 7
1.2 Роль федеральных налогов в формировании доходной части бюджета 12
1.3 Проблемы исчисления федеральных налогов и сборов 16
2 Анализ роли федеральных налогов в формировании федерального бюджета21
2.1 Исследование поступления федеральных налогов в федеральный
бюджет 21
2.2 Оценка структуры и динамики налоговых поступлений в федеральный
бюджет 27
2.3 Анализ поступлений федеральных налогов в региональный бюджет 33
3 Совершенствование собираемости доходов федерального бюджета 36
3.1Перспективы развития налогового законодательства в части уплаты федеральных налогов и сборов 36
3.2 Основные направления налоговой политики в области федеральных налогов и сборов 39
3.3 Использование зарубежного опыта формирования федеральных бюджетов 46
Заключение 51
Список использованных источников 54

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_nalogi.doc

— 679.50 Кб (Скачать файл)

В целях равномерного учета расходов на НИОКР налогоплательщикам предоставляется право формирования в налоговом учете резервов предстоящих расходов на НИОКР. Законопроект предусматривает освобождение от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц доходы, полученные при реализации акций российских организаций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг в секторах инновационных отраслей экономики, при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких ценных бумаг они непрерывно находились в собственности налогоплательщика более пяти лет. Реализация данных мер потребует разработки порядка отнесения ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики, который может быть установлен постановлением Правительства РФ. Данные меры направлены на стимулирование долгосрочного венчурного финансирования и повышения привлекательности частных инвестиций в развитие инновационной деятельности.

Предполагается постепенное сокращение сферы применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В качестве самостоятельного режима налогообложения будет выделена патентная система налогообложения, предназначенная для индивидуальных предпринимателей. За бюджетами муниципальных районов и городских округов закрепится фиксированная величина отчислений от этого налога.

В практике налогообложения  на сегодняшний день необходима, прежде всего, стабильность налогообложения. Но здесь не надо путать стабильность налога и стабильность законодательства, поскольку стабильность законодательства определяется стабильностью текста закона и его трактовки и в условиях перехода к рыночной экономике позволяет достаточно часто его менять. Под стабильностью же налогов понимается, прежде всего, стабильность реализации присущих им функций, в частности, первой их них - фискальной. На наш взгляд, именно такая стабильность должна являться основополагающим принципом реформирования налоговой системы в России.

Решение проблемы стимулирующего влияния системы  налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства. Это можно сделать только путем совершенствования налогового законодательства в части уплаты налогов и сборов.

 

3.2 Основные направления налоговой политики в области федеральных налогов

Определение и эффективная реализация приоритетных направлений социально-экономического развития России невозможна без высокого уровня   налогового потенциала, в связи, с чем главной задачей в настоящее время является мобилизация внутренних ресурсов для роста экономики РФ за счет оптимизации исчисления и уплаты  налогов.

В целях снятия налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики:

  • создание стабильной и ясной налоговой системы;
  • формирование стимулов к повышению собираемости налогов;
  • создание благоприятных условий для повышения эффективности производства;
  • укрепление доходной части бюджета.

Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций предусмотрено  по дивидендам, полученным при стратегическом участии российской организации в российской или в иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предлагается установить в виде доли участия организации не менее 50%, при обязательном выполнении условия, согласно которому такая доля в абсолютном выражении будет составлять не менее 500 млн. руб.

С 1 января 2011г. согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2011г. и на плановый период до 2010г.» от 24.07.2010г. № 198-ФЗ для всех налогоплательщиков (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) В настоящее время согласно ст. 163 НК РФ налоговый период установлен как календарный месяц, а для налогоплательщиков (налоговых агентов), у которых ежемесячная сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 2 млн. р. – как квартал.

Предусмотрена, ставшая традиционной, ежегодная индексация ставок акцизов. Индексация коснется ставок по следующим видам подакцизных товаров:

  • алкогольной продукции (включая вина);
  • спирту и спиртосодержащей продукции;
  • пиву;
  • табачным изделиям;
  • легковым автомобилям.

Кроме того, подготовлены поправки в части налогообложения доходов физических лиц, речь идет о снижении ставки налога на доходы физических лиц с 30% до 15% по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. При этом необходимо отметить следующее. Изменения налогового законодательства в части взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ) оказывают влияние на формирование консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это связано с тем, что доходы от уплаты НДФЛ в федеральный бюджет не поступают, несмотря на федеральный статус налога, а в полном объеме подлежат зачислению в консолидированные бюджеты субъектов РФ с последующим распределением между региональными и местными бюджетами согласно нормативам, установленным соответствующими статьями БК РФ.

По своей величине основными  источниками налоговых доходов федерального бюджета являются:

  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • налог на прибыль организаций;

На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.

При планировании поступлений НДС  на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, учитывались особенности расчета налога, подлежащего уплате в бюджет, установленные налоговым законодательством.

В основном расчет поступлений НДС базируется на определении размера следующих показателей: суммы налога (в 2011г.  – 16 101,7 млрд. р.), исчисленного исходя из валового объема выручки налогоплательщиков и суммы налоговых вычетов за соответствующий период (общая сумма налоговых вычетов в 2011г. составляет 14 860,6 млрд. р.) При этом налоговые вычеты объединены в группы по соответствующим признакам.

Во-первых, это налоговые вычеты, предъявляемые подрядными организациями при проведении капитального строительства. Расчетная сумма налоговых вычетов по указанной группе в 2011г. определена в размере 270,2 млрд. р.

Во-вторых, налоговые вычеты по операциям, связанным с внешнеэкономической деятельностью налогоплательщиков. Сумма налоговых вычетов в 2011г. составляет 1 199,9 млрд. р.; по операциям, связанным с реализацией товаров на экспорт,  –   672,1 млрд. р.

В-третьих, самая большая и разнообразная  группа по своему составу - прочие налоговые  вычеты, суммы которых в 2011г. может составить 1 390,5 млрд. р.

При расчете НДС кроме налоговых вычетов, уменьшающих поступление налога в бюджет, также предусмотрены суммы, подлежащие возмещению в связи с применением специального налогового режима  – «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции». В 2011г. возмещение НДС при выполнении соглашений о разделе продукции оценивается в размере 6,7 млрд. р.

При расчете НДС, уплачиваемого  при вывозе товаров на таможенную территорию РФ, в качестве базового показателя принимается прогнозируемый на среднесрочную перспективу объем импорта из стран дальнего зарубежья, стран-участников СНГ и Республики Беларусь, который корректируется на сумму ввозимых товаров, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

Сложность прогнозирования НДПИ заключается в том, что налогообложению подлежит весьма широкий спектр по своему видовому составу добываемых полезных ископаемых.

Формирование экономических методов  управления природопользованием в  рыночных условиях требует проведения следующих направлений:

  • Учет и социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала и экологического состояния территорий. Осуществление количественного и качественного учета природных ресурсов и состояния окружающей среды, проведение их сравнительной и комплексной социально-экономической оценки и возможных направлений использования. Введение комплексных территориальных кадастров природных ресурсов (объектов), а также кадастров отдельных видов природных ресурсов;
  • Планирование охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Разработка инновационных механизмов реализации федеральных и отраслевых экологических программ. Создание эффективного механизма осуществления природно-ресурсных мероприятий в рамках планов развития производства и предпринимательской деятельности предприятий, фирм, организаций;
  • Финансово-кредитный механизм природопользования. Совершенствование системы финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды за счет фондов экологического страхования, экологических и других банков. Расширение возможностей по привлечению средств Мирового и европейских банков, фондов, фирм и организаций к финансированию природоохранных мероприятий. Повышение уровня использования собственных средств предприятий на природоохранные мероприятия. Внедрение системы льготных экологических инвестиционных кредитов;
  • Экологическое страхование. Внедрение обязательного и добровольного экологического страхования для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий. Развитие системы экологического страхования от стихийных бедствий. Создание государственных фондов экологического страхования и поддержки независимых страховых компаний;
  • Развитие экологических банков. Формирование федерального и региональных экобанков. Создание специальных банков для реализации крупных экологических фондов, для оказания ими ряда банковских услуг;
  • Экологические фонды. Улучшение механизма направления средств в экологические фонды. Совершенствование структуры экофондов и их взаимодействие. Создание эффективного механизма расходования средств экофондов. Формирование инновационных экологических фондов. Образование экологических фондов на предприятиях;
  • Экономическое стимулирование. Установление налоговых, кредитных и иных льгот предприятиям и организациям, в том числе и экологическим фондам, осуществляющим природоохранные мероприятия. Применение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологии, применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (товары, работы и услуги). Введение на конкурсе или аукционе «купли-продажи» лицензий (разрешений) на право выброса загрязняющих веществ в окружающую среду. Осуществление государственной поддержки предприятиям, производящим природоохранное оборудование и контрольно-измерительные приборы, а также выполняющим работы и услуги экологического назначения;
  • Формирование рынка экологических работ и услуг. Создание консалтинговых, инжиниринговых фирм, внедренческих центров. Организация работы по лицензированию деятельности природоохранного назначения. Развитие платных работ и услуг природоохранного назначения. Разработка механизма привлечения иностранных фирм к выполнению экологических работ и услуг;
  • Платность природопользования. Развитие видов платы за пользование природными ресурсами в увязке с налоговой системой. Совершенствование механизма платы за загрязнение окружающей среды, введение новых видов платежей;
  • Экономическое воздействие на нарушителей природоохранного законодательства. Отработка порядка оценки и компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде в результате аварий. Экономический механизм разрешения межрегиональных конфликтов при трансграничном переносе загрязняющих веществ;
  • Совершенствование организационно-экономических методов природопользования. Лимитирование и квотирование природопользования. Договоры и лицензии на комплексное природопользование. Регулирование экспортно-импортных операций в области использования природных ресурсов и отходов. Формирование системы экологической сертификации и паспортизации;
  • Учет экологического фактора при приватизации. Установление порядка учета экологического фактора при приватизации. Формирование фондов экологической санации на приватизируемых предприятиях. Привлечение иностранных инвесторов к реализации мероприятий по санации приватизируемых предприятий.

Рациональное и сверхрациональное  использование природных ресурсов определяется ограничениями, установленными на добычу определенного вида минерального сырья на конкретном месторождении. Необходимо разделять лимиты извлечения нефти для налога на сверхприбыль, как оптимальные, и пределы добычи для целей наложения на пользователя недр различного рода санкций и привлечения к ответственности в соответствии с законодательством.

Критериями добычи минерального сырья  на участке недр могут быть для  целей сохранения рационального пользования недрами:

  • уровень извлечения нефти в день (месяц) на месторождении;
  • величина коэффициента извлечения нефти (КИН), увеличение которого, безусловно, продлит срок использования природных ресурсов.

Коэффициент извлечения нефти - это отношение извлеченной нефти к геологическим запасам. В настоящее время он составляет 0,32 для нефтедобывающих компаний, при нормальном значении 0,39. В некоторых странах КИН составляет 0,5 и более, что говорит о бережной и эффективной эксплуатации минерального сырья. В случае не соблюдения указанных ограничений, пользователь недр должен привлекаться к ответственности в виде штрафов или других мер, в зависимости от характера и объема нанесенного им ущерба, как прямого, так и косвенного.

После отмены платежа ВМСБ с 2002г., объем геологоразведочных работ упал более чем в 1,5 раза. Возобновление действия данного вида платежа необходимо для использования его в качестве источника проведения необходимого объема работ по исследованию и оценки минерального сырья. Улучшит экологическую обстановку введение меры ответственности за не использование попутного газа. Из опубликованного пресс-службой Федерального агентства по энергетике ежегодного доклада руководителя С. А. Оганесяна стало известно, что в 2006г. на факелах по самым скромным расчетам в год сжигается 25 млрд. куб.м. газа. Вполне естественно, что этот факт негативно отражается на экологической обстановке. Поэтому, применение НДПИ как стимула для использования попутного газа позволит устранить вредное воздействие на внешнюю среду и способствовать дополнительным поступлениям в государственную казну.

В целом это позволит обеспечить порядок и рациональность использования природных ресурсов, выйти на качественно новый уровень экологической безопасности в отрасли и увеличить бюджетные поступления для различных административных уровней за счет компенсационных выплат нарушителей.

Современный этап развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических проблем, для решения которых необходимо сформулировать несколько предложений:

Информация о работе Федеральные налоги и сборы, их роль в формировании доходов федерального бюджета