Фискальная функция налогов и ее роль в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

 

Виды налоговых  поступлений

Фактически поступило

Отклонение

(+;-)

Темп роста, %

январь-ноябрь 2008 года

январь-ноябрь 2009 года

Всего

в том  числе:

7964,8

6256,0

-1708,8

78,5

Налог на прибыль

3172,0

1507,3

-1664,7

47,5

Налог на доходы физических лиц

2509,1

2672,5

163,4

106,5

Акцизы по сводной  группе

822,7

560,0

-262,7

68,1

Налог на имущество организации

856,1

896,1

40

104,7

Платежи за пользование  природными ресурсами

24,7

23,3

-1,4

94,3

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

315,2

294,1

-21,1

93,3

Транспортный налог

243,9

300,4

56,5

123,2


 

В местный бюджет за январь-ноябрь 2009 года поступления администрируемых доходов составили 2 553,7 млн. рублей. Что же касается прошлого года поступления составили 2378,7 млн. рублей.

 

Таблица 2 - Поступление  налогов и сборов в местный бюджет, млн. р.

 

Виды налоговых поступлений

Фактически поступило

Отклонение

(+;-)

Темп роста, %

За январь – ноябрь 2008 года

За январь – ноябрь 2009 года

Всего, в том числе:

2378,7

2553,7

175

107,4

Налог на доходы физических лиц

1672,7

1781,7

109

106,5

Земельный налог

323,9

382,5

58,6

118,1

Налог на имущество физических лиц

21,4

22,8

1,4

106,5

Единый налог на временный доход

314,0

316,3

2,3

100,7

Единый сельскохозяйственный налог

21,7

21,0

-0,7

96,8


 

 

В свою очередь поступления налогов и сборов в территориальный бюджет Республики Мордовия за январь-октябрь и 2011 года составили 11180,5 млн. рублей, что на 1388,2 млн. рублей, или на 114 % больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Основная доля обеспечена поступлениями налога на доходы физических лиц (39,9 %), акцизов по сводной группе (18,8 %), налога на прибыль организаций (19,7 %), имущественных налогов (13,3 %), и налогов, относящихся к специальным налоговым режимам (7,5 процента).  
По сравнению с январем-октябрем 2010 года наблюдается увеличение поступлений по налоговым платежам за пользование природными ресурсами на 15,6 млн. рублей (на 93 %), по сводной группе акцизов – на 510,9 млн. рублей (на 32 %), по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 89,9 млн. рублей (на 25 %), по налогу на прибыль – на 321,5 млн. рублей (на 17 %), по транспортному налогу – на 46,3 млн. рублей (14 %), по налогу на доходы физических лиц на 471,1 млн. рублей (на 12 %), по единому налогу на вмененный доход – на 33,2 млн. рублей (на 10 %).  
В формировании доходной части территориального бюджета Республики Мордовия в январе-октябре 2011 года доля муниципальных бюджетов составила 22,9 %, доля республиканского бюджета – 77,1 % (в январе - октябре 2010 года – 24,4 % и 75,6 %, соответственно). За рассматриваемый период в республиканский бюджет поступило 8612,1 млн. рублей, или 116,3 % к январю – октябрю 2010 года.

 

Таблица 3 - Поступление налогов и сборов в республиканский бюджет Республики Мордовия, млн. рублей

 

Виды налоговых поступлений

Фактически поступило

Отклонение 

(+ ; -)

Темп роста, %

За январь – октябрь 2010 года

За январь – октябрь 2011 года

Всего, в том числе:

8612,1

7406,0

1206,1

116,3

Налог на прибыль

2209,6

1888,1

321,5

117,0

Налог на доходы физических лиц

2679,8

2395,2

284,6

111,9

Акцизы по сводной группе

2100,6

1589,8

510,8

132,1

Налог на имущество организации

767,1

822,3

-55,2

93,3

Платежи за пользование природными ресурсами

32,2

16,7

15,5

192,8

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

446,4

356,7

89,7

125,1

Транспортный налог

374,2

327,2

46,3

114,1


 

В местные же бюджеты поступления администрируемых доходов составили 2568,4 млн. рублей или 107,6 % к январю – октябрю 2010 года.

 

 

Таблица 4 - Поступление налогов и сборов в местные бюджеты Республики Мордовия, млн. рублей

 

Виды налоговых поступлений

Фактически поступило

Отклонение 

(+;-)

Темп роста,

%

За январь – октябрь 2010 года

За январь – октябрь 2011 года

Всего, в том числе:

2386,3

2568,4

182,1

107,6

Налог на доходы физических лиц

1596,3

1782,8

186,5

111,7

Земельный налог

366,7

3,9

-22,8

9,8

Налог на имущество организации

24,4

6,7

-17,7

27,5

Единый налог на вмененный доход

345,1

378,3

33,2

109,6

Единый сельскохозяйственный налог

18,1

17,4

-0,7

96,1


 

 

2.3. Достоинства и недостатки фискальной политики

 

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта  состоит в следующем: рост расходов  бюджета в период спада (увеличение  государственных закупок и/или  трансфертов) и/или сокращение  доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего  лага. Внутренний лаг – это  период времени между возникновением  необходимости изменения политики  и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Этот  недостаток характерен не только  для фискальной, но и для монетарной  политики. Неопределенность касается:

- проблемы идентификации  экономической ситуации Часто  бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;

  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета.  Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

3. Основные пути направления повышения эффективности фискальной функции налогов на современном этапе

3.1. Фискальные  риски в системе налоговой  безопасности государства

 

Деятельность любого хозяйствующего субъекта подвержена рискам, вызванным изменяющимися факторами как внутренней, так и внешней среды его функционирования. Одними из самых важных являются риски хозяйствующих субъектов, связанные с фискальной политикой государства. Фискальная политика объективно включена в систему экономической безопасности государства, где она выступает как мощный ресурсный фактор, находящийся в руках государства и позволяющий воздействовать на экономику и налогоплательщиков.

Фиск (лат. fiscus) - в Древнем Риме - имперская казна. Определение, данное в Большом юридическом словаре под редакцией А.Я. Сухарева: «Фискальный - касающийся интересов фиска, казны». Здесь речь идет прежде всего о государственной казне. Государственная казна по законодательству РФ - денежные средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Следовательно, фискальные риски связаны с формированием государственного бюджета.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ структура бюджетной системы состоит из бюджетов следующих уровней:

- федеральный, региональный и местный бюджеты.

Поэтому в широком смысле фискальные риски - это риски, возникающие в налогово-бюджетной сфере в результате взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов. В более узком смысле фискальные риски - это возможность (угроза) финансовых и иных потерь, связанных с формированием и расходованием централизованных фондов денежных средств государства для участников бюджетно-налоговых правоотношений. При рассмотрении сущности вопроса необходимо выделять фискальные риски государства, с одной стороны, и фискальные риски хозяйствующих субъектов - с другой.

Фискальные риски для государства связаны с угрозами снижения и потерь доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и иных фондов денежных средств. К иным фондам денежных средств относят государственные и территориальные внебюджетные фонды; Пенсионный (ПФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Основным источником формирования доходов внебюджетных фондов являются неналоговые платежи: страховых взносов.

Фискальные риски хозяйствующих субъектов - это риски дополнительных материальных или иных издержек, возникающие в сфере взаимоотношений с фондами денежных средств государства и связанные исполнением обязанностей по формированию их доходов и расходованием.

Информация о работе Фискальная функция налогов и ее роль в современных условиях