Среди
преимуществ налога на добавленную
стоимость часто называют тот
факт, что удачная попытка уклонения
от уплаты налога с продаж приводит
к большим потерям для государственного
бюджета, чем аналогичное действие
в отношении НДС. Действительно,
если предприятие работает вне сферы
контроля налоговых органов, при
полном уклонении будет потеряна
вся сумма налога с продаж, но
при действии НДС сумма налога
в итоге полностью попадет
в государственный бюджет в случае,
если это предприятие не является
конечным продавцом товара, и НДС
потупит лишь частично, если предприятие
осуществляет розничные продажи. С другой
стороны, маловероятно существование
предприятия с постоянным местом ведения
деятельности, которое бы полностью уклонялось
от уплаты налогов и при этом не привлекло
внимание налоговых органов. Как правило,
неплательщик лишь занижает сумму реализации
на некоторую величину (в случае, если
он является конечным продавцом), которая
при условии, что злоупотребление осталось
незамеченным, и составляет риск государственных
потерь при взимании НДС. Таким образом,
можно сделать вывод, что при небольших
величинах занижения реализации сумма
потерь, как при НДС, так и при налоге с
продаж будет примерно одинаковой.
Следует
также отметить, что для налога
на добавленную стоимость характерны
встроенные механизмы противодействия
уклонению от его уплаты. Среди
них можно выделить следующие: во-первых,
при расчете суммы налогового
обязательства налогоплательщик обязан
подтвердить сумму НДС к возмещению
соответствующими документами; во-вторых,
порядок уплаты НДС создает стимулы
для поставщиков и покупателей
к добросовестному оформлению сделок,
т.к. покупатель заинтересован в том, чтобы
в счете-фактуре была указана более высокая
цена для получения большой суммы кредита,
а интерес поставщика, наоборот, заключается
в занижении цены реализации по сравнению
с реальной. В результате, в счете-фактуре
при отсутствии дополнительных обстоятельств
будет зафиксирована фактическая цена
сделки. В-третьих, вследствие необходимости
оформления всех затрат и поступлений
соответствующими документами в целях
исчисления обязательств по НДС, возможен
совместный контроль со стороны налоговых
органов за правильностью исчисления
и уплаты как НДС, так и налога на прибыль,
что повышает вероятность раскрытия злоупотреблений.
В-пятых, риск потерь от уклонения от уплаты
налога с продаж на импортируемые товары
выше, чем риск потерь от уклонения от
НДС, т.к. последний взимается непосредственно
при таможенном оформлении товара, тогда
как налог с розничных продаж поступает
в государственный бюджет только после
первой его продажи внутри страны. В-шестых,
бремя доказательства права на возмещение
уплаченного налога на добавленную стоимость
лежит на налогоплательщике, в то время
как доказательство факта занижения обязательств
по налогу с продаж входит в обязанности
налоговых органов. [1]
Тем
не менее, приведенный перечень встроенных
механизмов становится неэффективным
при введении в анализ дополнительных
факторов: в частности, более изощренных
методов уклонения, описанных в
соответствующем разделе настоящей
главы, а также ограниченности времени
и возможностей, необходимых для
перекрестной проверки счетов-фактур
в каждом подозрительном случае. Таким
образом, трудно сказать, какой из налогов
имеет большую устойчивость к
уклонению, если понимать этот термин
как вероятность того, что налогоплательщики
будут уходить от уплаты налога.
Заключение
Налог на добавленную стоимость
широко используется и в мировой
практике. Он взимается более чем
в 50 странах. Специалисты в области
налогообложения называют три основные
группы причин, делающих целесообразным
введение НДС: он обеспечивает высокие
процентные государственные доходы,
ему свойственны нейтральность
и, конечно же, эффективность. В большинстве
стран НДС обеспечивает от 12 до 30
% государственных доходов, что эквивалентно
примерно 5 - 10 % валового национального
продукта. Мировой опыт свидетельствует,
что налоговая система, построенная
на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность
поступлений в бюджет и незначительную
зависимость его от характера
экономической конъюнктуры. Этот вид
налога составляет устойчивую и широкую
базу формирования бюджета, любое незначительное
повышение его ставок существенно
увеличивает поступления в бюджет.
НДС обладает такими качествами, как
универсальность и абсолютная объективность,
он практически не влияет на относительные
конкурентные позиции секторов экономики.
Налог на добавленную стоимость
имеет преимущества как для государства,
так и для налогоплательщика. Во - первых,
от него труднее уклониться. Во - вторых,
с ним связано меньше экономических нарушений.
В - третьих, он в большей степени повышает
заинтересованность в росте доходов. К
тому же для налогоплательщиков предпочтительнее
рост налогообложения расходов, чем доходов.
Российское законодательство
по НДС характеризуется чрезвычайной
подвижностью и изменчивостью. Огромное
количество законодательных актов,
инструкций и других нормативных
документов, регламентирующих порядок
исчисления налога, требуют своей
унификации, так как их многочисленность
и разрозненность является причиной
ряда распространенных нарушений порядка
исчисления и уплаты налога.
Список использованной
литературы
- Осетрова Н.И. О понятии «налоговое администрирование» // Налоговая политика и практика. 2008г., № 3.
- Администрирование налога на добавленную стоимость: проблемы и пути решения. Монография / Под ред. Гончаренко Л.И. — М.: Дашков и К, 2007. — 124с.
- Налоги и налогообложение. 6-е издание, дополненное / под ред. М. Романовского, О. В. Врублевской. – СПб: Питер, 2009.
- www . akdi. ru - Интернет- сервер «АКДИ Экономика и жизнь».
- www. nalogkodeks. ru - журнал «Налоговая политика и практика».