Министерство
науки и образования
Государственная
полярная академия
Заочное обучение
Контрольная работа
по дисциплине
«Налог и налогообложение»
на тему: «Функции налогов
и их реализация в современных условиях»
Выполнила:
студентка
5 курса группы 3791
Акулова
Н.Н.
Проверил:
Санкт-Петербург
2013г.
Вариант №1
ВВедение
- Экономическая сущность налогов и их роль в современном обществе.
- Фискальная функция налогов и ее реализация в современных условиях.
- Регулирующая функция налогов и ее реализация в современных условиях.
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Налоги
являются необходимым звеном экономических
отношений в обществе с момента
возникновения государства. Развитие
и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождаются преобразованием
налоговой системы. В современном
цивилизованном обществе налоги -
основной источник доходов государства.
Помимо этой сугубо финансовой функции
налоговый механизм используется для
экономического воздействия государства
на общественное производство, его
динамику и структуру, на состояние
научно-технического прогресса.
В
развитии форм и методов взимания
налогов можно выделить три
крупных этапа. На начальном
этапе развития общества (от древнего
мира до начала средних веков)
государство не имело финансового
аппарата, способного определить, сколько
и каких налогов необходимо
собрать. Определялась лишь общая
сумма средств, которую желательно
было получить; процесс сбора
налогов возлагался на город
или общину. На втором этапе
(XVI – начало XIX вв.) государство
организует сеть государственных
учреждений, в том числе финансовых,
и берет на себя часть функций
по пополнению казны: устанавливает
квоту обложения, наблюдает за
процессом сбора налогов, ограничивает
этот процесс более или менее
широкими рамками. И, наконец,
третий, современный, этап - государство
берет в свои руки все функции
установления и взимания налогов,
ибо на сегодняшний день сложилась
широкая практика применения
государством правил налогообложения.
Региональные
и местные органы власти играют
роль помощников государства,
имея ту или иную степень
самостоятельности. Важное место
отводится налогам, как экономическому
рычагу, при помощи которого государство
воздействует на рыночную экономику.
В условиях рыночной экономики
любое государство широко использует
налоговую политику в качестве
определенного регулятора воздействия
на негативные явления рынка.
Налоги,
как и вся налоговая система,
являются мощным инструментом управления
экономикой в условиях рынка. Применение
налогов является одним из экономических
методов управления и обеспечения взаимосвязи
общегосударственных интересов с коммерческими
интересами предпринимателей, предприятий
независимо от ведомственной подчиненности,
форм собственности и организационно
- правовой формы предприятия.
С
помощью налогов определяются
взаимоотношения субъектов предпринимательской
деятельности с государственными
и местными бюджетами, с банками,
а также с вышестоящими организациями.
При помощи налогов регулируется
внешнеэкономическая деятельность
налогоплательщиков, включая привлечение
иностранных инвестиций путем
предоставления налоговых льгот
инвесторам. В условиях перехода
от административно - директивных
методов управления к экономическим
резко возрастают роль и значение налогов
как регулятора рыночной экономики, поощрения
и развития приоритетных отраслей народного
хозяйства путем предоставления им налоговых
льгот.
Государство,
проводящее в жизнь грамотную
налоговую политику, имеет возможность
развивать наукоемкие производства
и осуществлять ликвидацию убыточных
предприятий. Посредством налогов
государство воздействует на
определенные общественные процессы,
выполняет контрольные функции,
выступает гарантом конституционного
права.
Налоговая система в
Российской Федерации начала
создаваться в 1991 году, когда в
декабре был принят пакет
законопроектов о налоговой системе.
Среди них закон “Об основах
налоговой системы в
Российской Федерации”, “О налоге
на прибыль предприятий и организаций”,
“О налоге на добавленную
стоимость” и другие. Эти законы
установили перечень налогов,
сборов, пошлин и других платежей,
поступающих в бюджетную систему
России, определили категории налогоплательщиков,
их права и обязанности, а также права
и обязанности налоговых органов. К настоящему
времени в некоторые из этих законов
внесены изменения и дополнения, некоторые
из них утратили силу в связи с введением
в действие налогового кодекса Российской
Федерации.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
НАЛОГА,
ПОНЯТИЕ И РОЛЬ
НАЛОГОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Существование любого современного государства
неразрывно связано с налогами. Каждый
человек в какой-то мере ощущает
это на себе. Бенджамин Франклин писал,
что «платить налоги и умереть должен
каждый». Данный принцип заложен и в российском
законодательстве: «Каждый обязан платить
законно установленные налоги и сборы».
Налоги играют важнейшую роль среди государственных
доходов, так как они составляют более
80% доходной части федерального бюджета.
Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения
или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований. В силу
традиций платеж, являющийся налогом,
может быть назван пошлиной, сбором.
Под сбором понимается обязательный
взнос, взимаемый с организаций
и физических лиц, уплата которого
является одним из условий совершения
государственными органами юридически
значимых действий в отношении плательщиков
сборов. Налог является индивидуально
безвозмездным, взыскивается на условиях
безвозвратности методами государственного
принуждения и не носит характер наказания
или контрибуции.
Налоги устанавливаются законодательной
властью в одностороннем порядке.
Совокупность взимаемых в государстве
налогов, сборов, пошлин и других
обязательных платежей (далее
налоги), а также форм и методов
их построения образует налоговую
систему. Объектами налогообложения
являются доходы (прибыль), стоимость
определенных товаров, отдельные
виды деятельности налогоплательщиков,
операции с ценными бумагами,
пользование природными ресурсами, имущество
физических и юридических лиц, передача
имущества, добавленная стоимость произведенных
товаров и услуг и другие объекты, установленные
законодательными актами. В России основы
налоговой системы закреплены в Налоговом
кодексе РФ.
2.Фискальная функция налогов
и ее реализация в современных условиях.
Налоги - обязательные
платежи физических и юридических
лиц, взимаемые государством.
Социально-экономическая сущность
и роль налогов проявляется
в их функциях, то есть в
основных направлениях воздействия налогов
на развитие общества и государства. Функции
налогов являются способом выражения
их различных свойств. Функции показывают,
каким путем реализуется общественное
назначение налогов как инструмента распределения
и перераспределения государственных
доходов. Налоги используются всеми
государствами с рыночной экономикой
как метод прямого влияния на бюджетные
отношения и опосредованного (через систему
льгот и санкций) воздействия на производителей
товаров, работ и услуг. Через налоги достигается
относительное равновесие общественных
потребностей и ресурсов, необходимых
для их удовлетворения, через налоги обеспечивается
рациональное использование природных
богатств, в частности путем введения
штрафов и иных ограничений на распространение
вредных производств. Посредством налогов
государство решает экономические, социальные
и многие другие общественные проблемы.
С этих позиций налогообложение выполняет
четыре важнейшие функции, каждая из которых
реализует то или иное практическое назначение
налогов: фискальная, социальная, регулирующая
и контрольная. Фискальная функция
обеспечивает перераспределение части
финансовых ресурсов общества в пользу
государства. Данная функция проявляется
через формирование доходов посредством
аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных
фондах. Бюджетные средства расходуются
на социальные услуги и хозяйственные
нужды, поддержку внешней политики и безопасности,
на административно-управленческие расходы
и платежи по государственному долгу.
Перераспределение средств с помощью
фискальной функции с одной стороны, должно
обеспечить реализацию государственных
программ, с другой - не нарушить нормальный
ход воспроизводства. Социальная функция
реализуется через неравное налогообложение
разных сумм доходов. С помощью данной
функции перераспределяются доходы между
различными категориями населения.
Регулирующая функция нацелена на решение
тех или иных задач налоговой политики
государства посредством использования
налоговых механизмов. Контрольная
функция позволяет государству отслеживать
своевременность и полноту поступления
в бюджет налоговых платежей, сопоставлять
их величину с потребностями в финансовых
ресурсах. Функции налогов тесно взаимосвязаны.
Рациональность действующего законодательства
определяется и степенью относительного
равновесия функций. Однако на практике
фискальная функция налога всегда реальна,
а регулирующая функция может существовать
номинально или быть деформирована.
Налоговая система России включает различные
виды налогов. В основу их классификации
положены разные признаки. Основную группу
составляют прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно
на доход и имущество. К косвенным налогам
относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые
в цене товара или включенные в тариф.
Владелец товара или услуг при их реализации
получает налоговые суммы, которые перечисляет
государству.
3.Регулирующая функция налогов и ее реализация
в современных условиях.
Регулирующая функция налогов заключается в установлении и изменении
системы налогообложения; определении налоговых
ставок, их дифференциации, предоставлении налоговых
льгот – освобождении от налогов части прибылей и капитала с условием
их целевого использования.
Регулирующая функция налоговой системы
реализуется через эффекты налогообложения,
приводящие к изменению сфер хозяйственной
деятельности и их интенсивности. Например,
посредством налогового механизма в бюджет
может изыматься часть доходов от высокорентабельных
видов деятельности и через бюджетную
систему направляться в убыточные, но
необходимые для жизни общества сферы.
Аналогично налогообложение доходов физических
лиц по прогрессивной шкале позволяет
через бюджетную систему перераспределять
часть доходов высокооплачиваемых категорий
населения низкооплачиваемым. Перераспределение
доходов во времени может быть связано
с государственными пенсионными фондами,
которые формируются за счет текущих доходов
в настоящее время, а выплаты производят
впоследствии по существу тем же гражданам. Реализация регулирующей
функции преследует цели повышения экономической
эффективности и достижения социальной
справедливости.
Повышение экономической эффективности
достигается посредством ограничения
через налоговую систему непроизводительных
затрат (акцизы на отдельные виды товаров)
и стимулирования более эффективного
использования имеющихся ресурсов (земельный
налог, налог на имущество предприятий
и др.).
Достижение социальной справедливости
реализуется через систему прогрессивного
налогообложения, а также перераспределения
через налогово-бюджетную систему ресурсов
от наиболее обеспеченных слоев населения
к наименее.
Регулирующая функция налогов обладает
рядом свойств, характеризующих многогранность
ее роли в воспроизводственном процессе.
Изначально регулирующая функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить
государственную казну, чтобы иметь возможность
содержать армию, чиновничий аппарат,
а со временем и социальную сферу. Но с
тех пор, как государство посчитало необходимым
активно участвовать в организации хозяйственной
жизни в стране, у него появились регулирующие
функции, которые осуществлялись через налоговый
механизм. Дальнейшее развитие регулирующая функция налогов получила
в реализации стимулирующей подфункции.
Заключение
Налоги как экономическая категория
проявляются в выполнении присущих
им функций: фискальной, распределительной
и контрольной, обеспечивающих формирование
бюджетов соответствующих уровней
бюджетной системы с целью
выполнения органами власти своих функций
перед обществом и государством.
Налогообложение строится на принципах:
всеобщности обложения, равенства
обложения, исключения дискриминационности,
единства экономического пространства,
однократности обложения, законности
обложения, справедливости или учета доходности
налогоплательщика, возвратности, обоснованности
налогов и их ставок, адресности поступления
налогов и др.
Основными элементами налогообложения
являются: объект и источник налога,
налоговая база, налоговая ставка,
налоговый период, порядок исчисления
и уплаты налога, сумма налога, субъект
налога.
В целях стабилизации налогообложения
и отношений между органами власти
в лице государства и субъектами
налога необходимо реализовать комплекс
мер по совершенствованию системы
налогообложения на основе новых
теоретических разработок и практики
налогообложения.
Анализ системы налогообложения
свидетельствует, что в структуре
налоговой системы начисляются 15
видов налогов и сборов, в том
числе 10 – федеральных, 3 – региональных,
4 – местных.
Роль государство в отношении
определения количественного состава
видов налогов и сборов, их налоговых
ставок и установления налоговых
льгот заключаются не столько
в их обосновании, сколько в обосновании
минимально необходимой суммы средств,
поступающей в соответствующий
уровень бюджета, в целях выполнения
задач, поставленных Президентом РФ
в своем Послании Федеральному Собранию
РФ на очередной финансовый год.
Список литературы
- Бобоев М.Р. Налоговая политика России на современном этапе . Вопросы экономики, 2002
- . Налоги и налогообложение под ред. М.В. Романовского. – СП б: Питер, 2000
- Истратова М.В. Переход на упрощенную систему налогообложения и НДС . Российский налоговый курьер, 2002
- Миляков Н.В. Налоги и налогообложение, 2001