Характеристика налоговой системы Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:30, доклад

Краткое описание

Налоговая система каждого государства отражает его специфические условия. В мире нет государств с одинаковыми налоговыми системами. Однако это не означает, что создание налоговой системы и налоговая политика ведутся спонтанно, как кому хочется.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад. налоговая система Казахстана.docx

— 44.84 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации            Государственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования                                                                                                                               «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»                                         (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Филиал ФГБОУ  ВПО «ЮУРГУ» в г. Трехгорном                                                              Кафедра   «Экономики и менеджмента»

 

 

Доклад

по дисциплине «Системы налогообложения»

На тему «Характеристика налоговой системы Республики Казахстан»

 

 

                                                                                   

                                                                                    Проверила:    

                                                                                   Ст.п. Н.Г. Карпова

                          

 

                                                                               Автор работы:

                                                                                   студент группы ЭД-592

                                                                             Е.Ю. Мишонина

                                                                                                     

 

Трехгорный 2013

 

Характеристика налоговой  системы Казахстана

Налоговая система каждого  государства отражает его специфические  условия. В мире нет государств с  одинаковыми налоговыми системами. Однако это не означает, что создание налоговой системы и налоговая  политика ведутся спонтанно, как  кому хочется.

Среди многочисленных проблем, возникших перед Казахстаном в период перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной форме ведения хозяйства видное место занимает создание эффективной системы налогообложения юридических и физических лиц. В этом заинтересовано как государство, так и плательщики налогов.

Налоговая система Казахстана строится на принципах стимулирования научно-технического прогресса, вывода отечественного производителя на мировой  рынок высокотехнологической продукции, стимулирования предпринимательской  производственной деятельности и инвестиционной активности, равнозначности и пропорциональности взимания налогов как с юридических так и физических лиц, недопущения налоговой дискриминации, социальной справедливости, экономической эффективности и других немаловажных принципах.

 В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошли З этапа: 
Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года). В республике функционировали более 40 видов налогов: 
1. Общегосударственные налоги; 
2. Общеобязательные местные налоги; 
3. Местные налоги. 
Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год). В этот период количество налогов сократилось до 11. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30 изменений и дополнений в Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Затем количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов. 
Третий этап налоговой реформы (2000 – 2002 г.г) 
Основной задачей третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщикам. В целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна. Нa этом этапе существовало 17 видов основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые требовали совершенствования и оптимизации. Отсюда вытекает необходимость в реформировании налогового законодательства. С 1 января 2002 года с вводом в действие Кодекса РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый Кодекс), который был принят 12 июня 2001 года №209-11. Так начался 4-ый этап.

Структура Налогового Кодекса  состоит из трех больших частей: 
1. Общая; 
2. Особенная; 
3. Налоговое администрирование.  
Общая часть - это «конституция» налогового законодательства. В ней четко определены принципы формирования налогового законодательства, введены жесткие правила, в соответствии с которыми любые изменения в законодательстве могут допускаться только с принятием бюджета, а вводиться в действие - с началом календарного года.  
Что же касается Особенной части, то необходимо отметить, прежде всего, тот факт, что государство является сторонником стабильности, и преемственности действующего налогового законодательства в части методики и базы налогообложения. В части налогового администрирования определяются процессуальные вопросы.  

Налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), который устанавливает обязательные платежи налогового характера в республиканский и местные бюджеты и регулирует налоговые отношения в Республике Казахстан (за исключением вопросов таможенных платежей, регулируемых законодательством по таможенному делу Республики Казахстан, платежей за загрязнение окружающей среды и обязательных платежей за использование природных ресурсов, регулируемых специальным законодательством, а также нормативных правовых актов по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды), актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, а также актов Министерства государственных доходов Республики Казахстан, согласованных с Министерством финансов Республики Казахстан. 
 
Законодательные и иные акты, противоречащие положениям Налогового Кодекса, не имеют юридической силы. Запрещается включение в неналоговое законодательство вопросов, связанных с налогообложением. Нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения, подлежат официальному опубликованию. 
 
Если международным договором, участником которого является Республика Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в налоговом законодательстве Республики Казахстан, применяются правила указанного договора. Международные договоры, участником которых является Республика Казахстан, к налоговым отношениям применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутри республиканского акта. 
 
Действующие в Республике Казахстан налоги, сборы и другие обязательные платежи поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе». 
 
Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам. 
 
Налоги и сборы исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. 
 
Освобождение от уплаты или уменьшение сумм начисленных и не уплаченных штрафов и пени, предусмотренных НК, может производиться в порядке внесения дополнений в НК. Запрещается предоставление освобождения от уплаты или уменьшение сумм начисленных и не уплаченных штрафов и пени, в том числе носящих индивидуальный характер, другими актами. 
 
По специальным экономическим зонам налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет поступают в доход финансового фонда (бюджета) специальных экономических зон в порядке, определяемом законодательством о специальных экономических зонах. 
 
В Республике Казахстан действуют следующие налоги, сборы и другие обязательные платежи:

1) налоги:

корпоративный подоходный налог;

индивидуальный подоходный налог;

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

рентный налог на экспорт;

специальные платежи и  налоги недропользователей;

социальный налог;

налог на транспортные средства;

земельный налог;

налог на имущество;

налог на игорный бизнес;

фиксированный налог;

единый земельный налог;

2) другие обязательные  платежи в бюджет:

государственная пошлина;

сборы:

регистрационные сборы;

сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

сбор с аукционов;

лицензионный сбор за право  занятия отдельными видами деятельности;

сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного  спектра телевизионным и радиовещательным организациям;

плата:

за пользование земельными участками;

за пользование водными  ресурсами поверхностных источников;

за эмиссии в окружающую среду;

за пользование животным миром;

за лесные пользования;

за использование особо  охраняемых природных территорий;

за использование радиочастотного  спектра;

за предоставление междугородной  и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;

за пользование судоходными  водными путями;

за размещение наружной (визуальной) рекламы.

1-1. Для целей применения  международных договоров косвенными  налогами признаются налог на  добавленную стоимость, акцизы.

2. Суммы налогов, других  обязательных платежей в бюджет  поступают в доходы соответствующих  бюджетов в порядке, определенном  Бюджетным кодексом Республики  Казахстан и законом о республиканском  бюджете.

 

Современная налоговая система  РК характеризуется следующими признаками: 
- базируется на основе Кодекса, а не на подзаконных актах; 
- построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора платежей. За всеми налоговыми платежами осуществляется единый контроль со стороны Министерства Государственных доходов и его подразделений; 
- предъявляет налогоплательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия исполнения налоговых отчислении с доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочивания льгот и механизма их предоставления, а также невмешательство в процесс использования средств, остающихся после уплаты налогов; 
- обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, усиливает правовую защиту их интересов; 
- предусматривается четкая последовательность уплаты налогов и налоговый календарь. 
Налоговая система Казахстана была создана без соответствующей теоретической концепции и практического опыта и имеет ряд недостатков: 
- фискальный подход к налогообложению, т.e. при решении вопросов о введении тex или иных налогов, в первую очередь, рассматривается их возможность пополнять бюджет и игнорируется регулирующая функция налогов; 
- нестабильность налогового законодательства; 
- высокий уровень налогообложения юридических лиц; 
Несмотря на указанные недостатки, налоговая система имеет следующие позитивные стороны: 
- устанавливает единые правила налогообложения независимо or организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц; 
- несмотря на сложные условия формирования в основном отвечает требованиям рыночных отношений; 
- построенная с учетом зарубежного опыта, дает возможность Казахстану присоединиться к мировому рынку и включиться в международные экономические связи.

 

Виды налогов, налоговые  ставки

Вид налога

Ставка налога

Примечание по налоговым  ставкам

1

 

Корпоративный налог  

 

КПН, не облагаемый у источника выплаты 

 

Пункт 1 статьи 147Налогового кодекса

20 %

Согласно статье 4 

 

Закона РК «О введении в  действие Налогового кодекса» от 10 декабря 2008 года № 100-IV действуют следующие  размеры ставки корпоративного подоходного  налога: 

 

1) с 1 января 2009 года до 1 января 2013 года в размере 20 %

2

КПН для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, если такой доход получен  от осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, производству продукции пчеловодства, а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства.

10 %

С учетом новой редакции Законом 

 

РК от 16.11.09 г. № 200-IV, вводится в действие с 1 января 2010 года

Пункт 2 статьи  147 Налогового кодекса

3

 

КПН, облагаемый у источника выплаты с доходов резидентов

Пункт 3 статьи 147Налогового кодекса

15 %

Действие пункта 3 статьи 147 

приостановлено до 1 января 2014 года в соответствии со статьей 5 Закона РК от 10 декабря 2008 года № 100-IV.

Согласно статье 5 Закона РК «О введении в действие Налогового кодекса» от 10 декабря 2008 года № 100-IV, с учетом изменений и дополнений в соответствии с Законом РК от 16.11.09 г. № 200-IV, до 1 января 2014 года действует ставка КПН, удерживаемого у источника выплаты, в размере 15 процентов.

4

КПН, облагаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, определяемые в соответствии

со статьей 192 

Налогового кодекса, не связанные с постоянным учреждением таких нерезидентов

Статья 194 Налогового кодекса

 

 

 

 

 

От 5 %

до 20 %

1) доходы, определенныестатьей 192 Налогового кодекса, за исключением нижеуказанных доходов в размере - 20 процентов (до 1 января 2013 года в соответствии со статьей 6 

 

Закона РК «О введении в  действие НК» от 10 декабря 2008 года № 100-IV); 

 

2) доходы, лица, зарегистрированного  в государстве с льготным налогообложением - 20 процентов;

3) страховые премии по  договорам страхования рисков - 10 процентов (в соответствии состатьей 17 

 

Закона РК «О введении в  действие НК» от 10 декабря 2008 года № 100-IV с учетом); 

 

4) страховые премии по  договорам перестрахования рисков - 5 процентов; 

 

5) доходы от оказания  транспортных услуг в международных  перевозках - 5 процентов;

6) доходы от прироста  стоимости, дивиденды, вознаграждения, роялти - 15 процентов.

5

В дополнение к КПН чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в  Республике Казахстан через постоянное учреждение

15 %

Пункт 5 статьи 147




 

 



 

Вид налога 

Ставка налога 

Примечание по налоговым ставкам 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ

 
Индивидуальный подоходный налог 

 
10% 

 
Статья 158 Налогового кодекса 

 
Индивидуальный подоходный налог  на доходы в виде дивидендов, полученные из источников в Республике Казахстан  и за ее пределами 

 
5% 

 
Статья 158 Налогового кодекса 

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ  СТОИМОСТЬ

 
Налог на добавленную стоимость 

 
12% 

 
Статья 268 Налогового кодекса 

СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

 
Социальный налог для юридических  лиц – резидентов, для юридических  лиц – нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянное учреждение Статья 358 Налогового кодекса 

 
11% 

 
Фиксированная ставка 

 
Специализированные организации, в  которых работают инвалиды с нарушениями  опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения 

 
4,5% 

 
В случае соответствия условиям пункта 3 статьи 135 Налогового кодекса 

 
Индивидуальные предприниматели, работающие в общеустановленном порядке, частные  нотариусы, адвокаты 

 
2 МРП за себя, 1 МРП за каждого работника 

 

 
Индивидуальные предприниматели, применяющие  специальный налоговый режим  для крестьянских или фермерских хозяйств 

 
20 % от 1 МРП * 

 
Социальный  налог ежемесячно исчисляется за каждого работника, а также за главу и совершеннолетних членов крестьянского или фермерского  хозяйства. Обязательства за совершеннолетних членов крестьянского или фермерского  хозяйства по исчислению и уплате социального налога возникают с начала календарного года, следующего за годом достижения ими совершеннолетия. 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ

 
Исчисленная сумма социального налога подлежит уменьшению на сумму социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом Республики Казахстан  «Об обязательном социальном страховании». При превышении суммы социальных отчислений над суммой социального налога сумма социального налога становится равной нулю. 

 
5% 

 
В соответствии со статьей 14 Закона Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года № 405-II «Об обязательном социальном страховании» 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ  РЕЖИМ

 
Для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации 

 
3% 

 
1) индивидуальный подоходный налог  — в размере 1/2 части стоимости патента; 2) социальный налог — в размере 1/2 части стоимости патента за минусом социальных отчислений, исчисленных в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании». 

 
Для субъектов малого бизнеса на основе Патента 

 
2% 

 

Информация о работе Характеристика налоговой системы Республики Казахстан