Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:40, реферат
В России акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию: хмельные напитки – квас, пиво и питной мед с давних времен считались на Руси неплохим источником пополнения казны. Помимо акцизов на алкогольную продукцию В России издавна широко использовались акцизы на предметы массового потребления. Печально известна попытка царя Алексея Михайловича установить высокий акциз на соль, которая закончилась его отменой в результате народных "соляных" бунтов. В период первой мировой войны после запрета торговли спиртными напитками для восполнения недополученных доходов от производства и реализации алкоголя были резко повышены акцизы на табак, спички, керосин
Введение. 2
1. Основные положения законодательства об акцизах. 2
1.1. Объекты обложения акцизами и налогоплательщики акцизов. 2
1.2. Налоговый период и ставки. 3
1.3. Операции, признаваемые объектами налогообложения. 7
1.4. Порядок исчисления и уплаты акцизов. 9
2. Экономическая сущность акцизного налогообложения. 12
Заключение. 13
Литература. 13
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
Операции, не подлежащие налогообложению НДС
п. 2 ст. 149 НК РФ |
Не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ: 1) медицинских товаров
отечественного и зарубежного
производства по "перечню", утверждаемому
Правительством Российской 2) медицинских услуг, 3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты; 4) услуг по содержанию
детей в образовательных 5) продуктов питания, 6) услуг по сохранению,
комплектованию и 7) услуг по перевозке
пассажиров: 8) ритуальных услуг, работ
(услуг) по изготовлению 9) почтовых марок (за
исключением коллекционных 10) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности; 11) монет из драгоценных
металлов, являющихся законным средством
наличного платежа Российской
Федерации или иностранного 12) долей в уставном (складочном)
капитале организаций, паев в
паевых фондах кооперативов и
паевых инвестиционных фондах, ценных
бумаг и финансовых 12.1) депозитарных услуг,
оказываемых депозитарием 13) услуг, оказываемых
без взимания дополнительной
платы, по ремонту и 14) услуг в сфере образования,
оказываемых некоммерческими 14.1) услуг по социальному
обслуживанию услуг по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей; услуг по выявлению совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких граждан и их семей; услуг по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным "законодательством" Российской Федерации формах; услуг по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан; услуг населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости; 15) ремонтно-реставрационных,
консервационных и 16) работ, выполняемых
в период реализации целевых
социально-экономических 17) услуг, оказываемых
уполномоченными на то 18) товаров, помещенных
под таможенную процедуру " 19) товаров (работ, услуг), за исключением "подакцизных товаров", реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации 20) услуг, оказываемых
некоммерческими организациями, 21) работ (услуг) по производству
кинопродукции, выполняемых ( 22) услуг, оказываемых
непосредственно в аэропортах
Российской Федерации и 23) работ (услуг, включая
услуги по ремонту) по 24) услуг аптечных организаций
по изготовлению лекарственных
средств, а также по 25) лома и отходов черных и цветных металлов; 26) "исключительных прав"
на изобретения, полезные 27) товаров (работ, услуг)
и имущественных прав |
п. 3 ст. 149 НК РФ |
Не подлежат налогообложению НДС (освобождаются от налогообложения) на территории РФ следующие операции: 1) реализация (передача для
собственных нужд) предметов религиозного
назначения и религиозной 2) реализация (в том числе
передача, выполнение, оказание для
собственных нужд) товаров (за
исключением "подакцизных", минерального
сырья и "полезных ископаемых",
а также других товаров по "перечню",
утверждаемому Правительством 3) осуществление банками "банковских операций" (за исключением инкассации), в том числе:
а также осуществление
банками и банком развития - государственной
корпорацией следующих
3.1) услуг, связанных с обслуживанием банковских карт; 4) операции, осуществляемые
организациями, 5) осуществление отдельных
"банковских операций" организациями,
которые в соответствии с 6) реализация "изделий
народных художественных 7) оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами. 7.1) оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков; 8) организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями или индивидуальными предпринимателями игорного бизнеса; 8.1) проведение лотерей,
проводимых по решению " 9) реализация руды, концентратов
и других промышленных реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в "подпункте 6 пункта 1 статьи 164" настоящего Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных
камней в сырье (за исключением необработанных
алмазов) для обработки предприятиям
независимо от форм собственности для
последующей продажи на экспорт;
реализация драгоценных камней в
сырье и ограненных специализированным
внешнеэкономическим реализация драгоценных
металлов из Государственного фонда
драгоценных металлов и драгоценных
камней Российской Федерации, из фондов
драгоценных металлов и драгоценных
камней субъектов Российской Федерации
специализированным внешнеэкономическим
организациям, Центральному банку Российской
Федерации и банкам, а также
реализация драгоценных металлов в
слитках Центральным банком Российской
Федерации и банками 10) реализация необработанных
алмазов обрабатывающим 11) внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями "уголовно-исполнительной системы" произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг); 12) передача товаров (выполнение
работ, оказание услуг), передача
имущественных прав 13) реализация входных
билетов, "форма" которых утверждена
в установленном порядке как
бланк строгой отчетности, организациями
физической культуры и спорта
на проводимые ими спортивно- 14) оказание услуг коллегиями
адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими
палатами субъектов РФ или
Федеральной палатой адвокатов
своим членам в связи с 15) операции "займа"
в денежной форме и ценными
бумагами, включая проценты по
ним, а также операции РЕПО,
включая денежные суммы, 16) выполнение научно- 16.1) выполнение организациями
научно-исследовательских, 18) услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей; 19) проведение работ (оказание
услуг) по тушению лесных 20) реализация продукции
собственного производства 22) реализация жилых домов,
жилых помещений, а также 23) передача доли в праве
на "общее имущество в 23.1) услуги застройщика
на основании договора участия
в долевом строительстве, 25) передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей; 26) операции по "уступке"
(переуступке, приобретению) прав (требований)
кредитора по обязательствам, вытекающим
из договоров по 27) проведение работ (оказание услуг) "резидентами портовой особой экономической зоны" в портовой особой экономической зоне; 28) безвозмездное оказание
услуг по предоставлению 29) реализация коммунальных
услуг, предоставляемых 30) реализация работ (услуг)
по содержанию и ремонту 31) передача имущественных
прав (в том числе предоставление
права использования 32) безвозмездное оказание
услуг по производству и (или)
распространению социальной |
п. 1 ст. 149 НК РФ |
Не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ. Положения применяются в
случаях, если законодательством |
п. 4 ст. 149 НК РФ |
В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению НДС, и операции, не подлежащие налогообложению НДС (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций. |
п. 5 ст. 149 НК РФ |
Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения НДС, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее 1 года. |
п. 6 ст. 149 НК РФ |
Перечисленные в ст. 149 НК
РФ операции не подлежат налогообложению
НДС (освобождаются от налогообложения)
при наличии у |
п. 7 ст. 149 НК РФ |
Освобождение от налогообложения в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения или комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено НК РФ. |
п. 8 ст. 149 НК РФ |
При изменении редакции п.
1 - 3 ст. 149 НК РФ (отмене освобождения от
налогообложения или отнесении
налогооблагаемых операций к операциям,
не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками
применяется тот порядок |
ст. 150 НК РФ |
Не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией: 1) товаров (за исключением
"подакцизных товаров"), ввозимых
в качестве безвозмездной 2) товаров, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства; 3) материалов для изготовления
медицинских 4) культурных ценностей,
приобретенных за счет средств
федерального бюджета, 5) всех видов печатных
изданий, получаемых 6) товаров, произведенных
в результате хозяйственной 7) технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, по "перечню", утверждаемому Правительством РФ; 8) необработанных природных алмазов; 9) "товаров", предназначенных
для официального пользования
иностранных дипломатических и
приравненных к ним 10) валюты РФ и иностранной
валюты, банкнот, являющихся законными
средствами платежа (за 11) продукции морского
промысла, выловленной и (или)
переработанной 12) судов, подлежащих "регистрации"
в Российском международном 13) товаров, за исключением
подакцизных, по перечню, 16) незарегистрированных
лекарственных средств, |
Заключение.
Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.
В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.
Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.
Законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия.
Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.
Литература.
4. www. avseenko.ru
5. www. provodka.ru
6. www. glavbukh.ru
7. mns. garant.ru
\
Информация о работе Экономическая сущность акцизного налогообложения