Экономическая сущность налогов и их функции. Классификация налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:24, контрольная работа

Краткое описание

Для всех современных государств независимо от их устройства общим правилом является прерогатива органов представительной власти на установление и введение в действие налогов. Делается это по средством законов или иных законодательных актов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Экономическая сущность налогов и их функции. Классификация налогов…………………………………………………………………….4
Местные налоги и сборы………………………………………………….9
Перспективы развития налоговой системы в 2011-2015 г………..……12
Заключение……………........................................................................................14
Приложение………………………………………………………………………15
Литература……………………………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая сущность налогов.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Экономическая сущность налогов и их функции. Классификация налогов…………………………………………………………………….4
  2. Местные налоги и сборы………………………………………………….9
  3. Перспективы развития налоговой системы в 2011-2015 г………..……12

Заключение……………........................................................................................14

Приложение………………………………………………………………………15

Литература……………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Переориентация Республики Беларусь на хозяйственные условия рыночной экономики вызвала необходимость перехода к единой налоговой системе.

Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и  конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрация в государственном бюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства  в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налоговая система есть единство экономических, правовых и  организационных принципов, обусловливающих  ее самостоятельность и функционирование.

Для всех современных  государств независимо от их устройства общим правилом является прерогатива органов представительной власти на установление и введение в действие налогов. Делается это по средством законов или иных законодательных актов.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическая сущность налогов и их функции. Классификация налогов

 

Налог - это поступление  средств в бюджет, приводным механизмом которого служит принудительный и бесспорный характер взимания.

Сущность и объективная необходимость налогов. Основы налоговой теории

Необходимость налогов вытекает из функций, возложенных на государство. Налоги выступают основным источником финансирования государственных расходов. С помощью налогов в виде обязательных взносов юридических и физических лиц осуществляется изъятие части стоимости общественного продукта (национального дохода) в денежной форме для последующего их использования в интересах субъектов общества.

Развитие налогов тесно связано с попытками их теоретического обоснования в существовавших налоговых теориях.

Существуют общие теории налогов они включают в себя:

  1. Теорию обмена (уплачивая налоги, граждане приобретают блага у государства);
  2. Классическая теория (налоги являются одним из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства);

3) Теория коллективных потребностей (налоги выступают необходимым участием для покрытия государственных расходов);

4) Кейнсианская теория (обосновывалась роль налогообложения в регулировании экономических отношений в обществе);

5) Неоклассическая теория (налоги рассматривались как инструмент воздействия на реализацию принципов свободной конкуренции и устойчивости производственных процессов);

  1. Теория экономики предложения (предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот).

В области налогообложения выделяют четыре основные функции: фискальную; регулирующую; стимулирующую; контрольную.

- Фискальная функция выступает в качестве первоначальной, поскольку она является причиной возникновения и существования налогов. Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются. Эта основная функция налогов характерна для всех государств, в бюджетах которых доля налоговых поступлений колеблется от 80 % до 95 %. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.

- Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны. Таким образом, регулирующая функция налогов взаимосвязана с их стимулирующим значением.

- Стимулирующая функция ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство готово допустить временную потерю части налоговых средств путем предоставления льгот и отсрочки платежей.

Объективно существует своего рода оптимальный уровень изъятия в бюджет дохода у налогоплательщика, который достаточен для стимулирования производства. Задача стимулирующей функции налогов состоит в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества.

- Контрольная функция налогов проявляется в оценке эффективного

налогового механизма. Задача контрольной функции состоит в обеспечении фискальной, регулирующей, стимулирующей функции налогов, их оптимальном сочетании, своевременном отслеживании государством правильности исчисления и уплаты в бюджет налоговых платежей. Контрольная функция реализуется посредством налоговых органов.

Классификация налоговых платежей :

1) по уровню органов управления различают республиканские и местные налоги.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории республики Беларусь. К ним относятся:

налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; . экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог;

дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К местным налогам и сборам относятся: налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей;

2) по способу изъятия налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги - это налоги на отдельные объекты имущества или доходы отдельных физических и юридических лиц. Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов плательщика им же и уплачиваются.

К косвенным налогам относятся платежи, включаемые в цену товара (продукции, работ, услуг), увеличивающие ее размеры и фактически оплачиваемые потребителями этих товаров (продукции, работ, услуг), а налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам;

3) по степени пропорциональности различают налоги:

  • пропорциональные (ставка которых остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика);
  • регрессивные (ставка которых уменьшается по мере увеличения дохода налогоплательщика);

- прогрессивные (ставка которых возрастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшается по мере его сокращения);

4) в зависимости от характера использования налоги делятся на общие и специальные (целевые).

Общие налоги уплачиваются в казну государства и используются для финансирования расходов бюджета без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение и используются строго на определенные цели.

5) по субъекту налогообложения налоги подразделяются:

  • на налоги, взимаемые с физических лиц;
  • налоги, взимаемые с юридических лиц;
  • налоги, взимаемые с физических и юридических лиц;

6) по источнику налогообложения:

  • налоги, уплачиваемые из выручки (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы, налог на услуги);
  • налоги, уплачиваемые из фонда заработной платы (отчисления в Фонд социальной защиты населения, обязательные страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний);
  • налоги, уплачиваемые из прибыли (налог на прибыль; налог на доходы; экологический налог за сверхлимитное потребление и сверхлимитные выбросы);
  • налоги и платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (налоги, уплачиваемые из фонда заработной платы: экологический налог; платежи за землю; отчисления в инновационный фонд);

по срокам уплаты налоги делятся на срочные и периодично-календарные, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

 

Институт местных налогов  и сборов с давних пор известен в зарубежных странах. Право на установление местных налогов и сборов — конституционное право местных Советов депутатов (ст. 121 Конституции Республики Беларусь). Местные налоги имеют свои особенности. Во-первых, поступления по этим платежам используются на местные нужды в пределах территории соответствующего органа местного самоуправления. Во-вторых, они зачисляются в местные бюджеты или внебюджетные фонды. В-треть- их, введение и взимание данных налогов осуществляется местными органами власти. Начало использования местных налогов для пополнения доходной части местных бюджетов было положено постановлением Верховного Совета от 29 июня 1993 г. «О временном порядке применения местных налогов и сборов в Республике Беларусь». До принятия Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь порядок применения местных налогов и сборов несколько раз менялся. В Налоговом кодексе приведен следующий перечень: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей. Местные Советы самостоятельно определяют плательщиков, объекты и базу налогообложения, налоговые ставки (в соответствии с указанными в законодательстве ограничениями), льготы, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты. Плательщиками курортного сбора являются только физические лица. Плательщиками сборов с пользователей и налога на приобретение бензина и дизельного топлива выступают организации. По остальным местным налогам и сборам плательщиками выступают организации и индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения. Объектом налога с продаж товаров в розничной сети являются сами операции по реализации товаров, а налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиком товаров. Ставка налога не должна превышать 5 % от выручки. Объектом налогообложения по налогу на услуги сервиса выступают операции по оказанию организациями и индивидуальными предпринимателями услуг рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц (кемпингов и отелей); ресторанов (баров, кафе, дискотек) и других объектов сервиса. Налоговой базой является выручка от реализации всех этих услуг, ставка по ним не может превышать 5 % от выручки. Объектом по целевым сборам является осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Налоговая база для налогообложения организации определяется как сумма прибыли, остающаяся в ее распоряжении после налогообложения, а для индивидуального предпринимателя — как сумма дохода, остающаяся в его распоряжении после налогообложения. Налоговые ставки устанавливаются не свыше 4 % налоговой базы. Объектом сбора с заготовителей является промысловая заготовка дикорастущих растений, грибов и лекарственного сырья в целях их промышленной переработки и реализации. Налоговая база определяется как стоимость объема заготовки или закупки, ставки устанавливаются в зависимости от вида продукции и не должны превышать 5 % налоговой базы. По курортному сбору объектом обложения является нахождение физического лица в санаторно-курортном и оздоровительном учреждении. Налоговая база определяется исходя из стоимости путевок, ставки устанавливаются в зависимости от стоимости и вида санаторно-курортного и оздоровительного учреждения, но не должны превышать 3 % налоговой базы. В соответствии с Указом Президента № 21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения» начиная с 2007 г. бюджет первичного уровня (сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения) будет пополняться: налогами на недвижимость по незавершенным строительным объектам, земельным налогом, уплачиваемым физическими лицами, сбором за услуги в сфере агроэкотуризма, сборами с заготовителей лекарственных трав, грибов, дикорастущих плодов и ягод. Справочно. В Беларуси насчитывается 1 385 сельских, 67 поселковых и 13 городских районного подчинения Советов и их исполкомов. У них нет права вводить местные налоги и сборы. Это компетенция Советов более высокого уровня, в частности, областных, Минского городского. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПЕРПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ В 2012-2015 ГОДУ

 

Основной целью налоговой политики на последующие годы станет снижение налоговой нагрузки предусмотренной Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы создание конкурентоспособной налоговой системы.

Предусмотрено повышение в ближайшее время рейтинга отечественной налоговой системы в исследовании Всемирного банка «Ведение бизнеса» до не менее чем 70-го места.

Как сказано в Программе с 2012 года предлагается обеспечить снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты на три процентных пункта. Также планируется упрощение порядка взимания экологического налога, рассмотрения вопроса о снижении ставки НДС с учетом итогов работы экономики, введения механизма переноса убытков на будущие прибыли, сокращение количества налоговых льгот и повышение их целевой направленности на достижение конкретного результата, переход к формированию инновационных фондов за счёт отчислений из прибыли подчинённых государственных организаций и расширение сферы применения упрощённой системы налогообложения

Помимо этого будет проводиться улучшение механизмов взимания установленных налогов, сборов с учетом практики экономически развитых и быстро развивающихся стран. Произойдет снижение временных затрат на расчёт и уплату налогов. радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах, снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций, упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования.

Реализация указанных направлений налоговой политики позволит снизить налоговую нагрузку в 2015 г до 26%к ВВП.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив состояние современной  налоговой системы Республики Беларусь, можно сделать определенные выводы.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

Информация о работе Экономическая сущность налогов и их функции. Классификация налогов