Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 19:55, контрольная работа
Эффективность налоговой системы – понятие достаточно сложное, относящееся к группе показателей и характеристик, не поддающихся количественному определению.
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Университет управления «ТИСБИ»
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Налоги и налогообложение»
на тему: «Эффективность налоговой системы»
Выполнил: ст. гр ЗЭС-12
Сафин Р.И.
Проверила: Гришина Е.А.
Казань 2012
Эффективность налоговой системы – понятие достаточно сложное, относящееся к группе показателей и характеристик, не поддающихся количественному определению. Под эффективностью налоговой системы в широком смысле понимается ее способность выполнять возложенные на нее функции. Это означает, что налоговая система может быть признана эффективной лишь в том случае, если она отвечает следующим общим (основным) требованиям:
Таким образом, для оценки эффективности
налоговой системы требуется
целый комплекс критериев. Однако практически
не существует прямых показателей, однозначно
(в положительном или
Главным недостатком этих показателей
является их многоаспектность, наличие
множества факторов, под воздействием
которых они формируются, поэтому
при анализе экономических
Эффективность в узком смысле –
это оптимальные
Приведенный перечень количественных и качественных характеристик налоговой системы показывает, что ее эффективность предопределяется, прежде всего внутрисистемным состоянием.
Важной качественной характеристикой
налоговой системы является тяжесть
налогообложения, однако до сих пор
не имеется общепринятой методики ее
исчисления. Оптимальный уровень
налогообложения (объективная сторона)
задается границами, возможностями
и потребностями
Воспроизводство в государстве в целом вызывается и сопровождается образованием целого круга социальных потребностей, связанных с социальной ориентацией экономики («социальное рыночное хозяйство»), с затратами на содержание безработных и т.д. Эти функции общественный капитал перелагает в значительной степени на общий финансовый фонд – государственный бюджет. Следовательно, объективные пропорции и объемы финансовой аккумуляции ресурсов предприятий посредством налоговой системы задаются сложной совокупностью производственных и социальных факторов.
Государство формирует налоговую систему исходя из своих интересов.
Во-первых, решаются задачи бюджетного характера и формирования бюджетных, внебюджетных финансовых фондов специального (целевого) назначения. Во-вторых, через налоговую систему государство воздействует на экономику, проводит ту или иную политику экономического роста, инвестиций, дотаций и социальной ориентации; система налогов используется государством как регулирующий инструмент, инструмент управления экономикой, как важная часть хозяйственного механизма.
Объективные основы и параметры
налоговых платежей сочетаются с
субъективными факторами
Учет объективных и
Аналитическое определение системных недостатков – первый этап на пути построения эффективной налоговой системы. Второй этап – ее оптимизация.
Оптимизация – это процесс приведения
налоговой системы в
Несмотря на важную роль налогов
в регулировании социально-
Обязательные платежи имеют различные формы:
1) налоги;
2) сборы;
3) пошлина;
4) регалии.
Основные принципы налогообложения:
• Законодательство о налогах и
сборах основывается на признании всеобщности
и равенства налогообложения (равенство
всех по отношению к налогообложению).
При установлении налогов учитывается
фактическая способность
• Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться различно исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
• Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
• Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом и таможенным законодательством РФ.
• Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Должна соблюдаться экономичность и эффективность функционирования системы налогообложения. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
• Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, и в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств.
• Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом.
• Налоги и сборы субъектов Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ.
• Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные законом либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
Основные функции налогов:
Классификация налогов.
Налоги и сборы, составляющие отечественную систему налогообложения, классифицируются по различным признакам. Важнейшим группировочным признаком является уровень взимания и распоряжения налогами. По этому признаку в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и вводимые в действие законами субъектов Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов.
К региональным налогам и сборам относятся: