Виды налогов и способы их классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы, в соответствии с заданной темой, является – рассмотрение классификации налогов по отдельным признакам, а так же раскрытие социально-экономической сущности налога.
Указанная цель определила следующие задачи исследования:
1. исследовать понятие и сущность налогов;
2. рассмотреть функции налогов и правовой механизм налога;
3. дать характеристику юридического состава налога;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………….…………………………………...3ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ
Понятие налога и его признаки……………………………………..5
Функции налогов…………………………………………………….8
Правовой механизм налога………………………………...……...14
ГЛАВА 2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СПОСОБЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ
2. 1 Юридический состав налога……………………………...…..18
2.2 Критерии классификации налогов……………………………21
2.3 Новации системы налогов Российской Федерации…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАК ПО ФПГлава 1)).doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

9

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых  льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая  льгота, направленная на выведение  из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством.

Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые  кредиты  принимают следующие формы:

10

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция  направлена на регулирование финансово-хозяйственной  деятельности производителей товаров  и услуг через систему налоговых  платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог [16, c. 87].

Регулирующая функция  налогов проявляется не только в  сфере производства, но и через  платежеспособность физических лиц  — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

11

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам [2].

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения  нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов  в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление [17, c. 103].

Контрольная функция  создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

12

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах [2].

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется  при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение  функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога [18, c. 74].

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного

13

богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства. Выделяют четыре функции налога, которые не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны и в своем проявлении выступают как единое целое. Разграничение функций налога в значительной мере условно, поскольку они осуществляются одновременно и отдельные особенности одной функции присущи другим функциям.

 

 

1. 3 ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ  НАЛОГА

 

Правовое регулирование  обязательных налоговых платежей определяется как особенностями компетенции органов государственной власти и управления относительно установления, изменения и отмены, так и четким закреплением всех элементов, характеризующих налог как целостный механизм. Законодательные акты относительно отдельных налогов и сборов отличаются стабильной традиционной структурой. Ее составляющими выступают элементы правового механизма налога или сбора.

Дело в том, что правовое обеспечение налоговых рычагов  осуществляется и подзаконными актами на разных уровнях и, говоря о элементы налогового закона, мы словно бы абстрагируемся от налогов, которые детализируются подзаконными актами. При этом необходимо исходить из того, что регулирование правового механизма налога осуществляется путем закрепления императивного набора элементов, определяющих содержание и особенности реализации налогового долга. Налоговым кодексом Российской Федерации закрепляются эти основания.

Например, в ст. 17 закреплено, что налог считается установленным  лишь в том случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

14

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок начисления  налога;

- порядок и сроки  уплаты налога. (ст. 17 НК РФ) [2].

В необходимых случаях  при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. 
В данном случае сформирован определенный алгоритм построения специальных законодательных актов, которыми регулируется уплата соответствующих налогов и сборов. Эти акты имеют традиционную структуру - расположение статей. (Разумеется, мы абстрагируемся от ситуации, когда в акте есть какая-нибудь специальная норма (бюджетное возмещение; бандерольний способ уплаты налога и т.д.), которую невозможно применить в других налогов).

Система элементов правового  механизма налога состоит из обязательных и факультативных элементов. Обязательные элементы объединены в две группы.

1. Основные элементы - определяют фундаментальные, сущностные характеристики налога, что формируют основное представление о содержании налогового механизма. Отсутствие какого-либо из основных элементов правового механизма налога не позволяет однозначно определить тип этого платежа и делает налоговый механизм неопределенным.

До основных элементов  правового механизма налога и сбора относятся:

а) плательщик налога или  сбора;

б) объект налогообложения;

15

в) ставка налога или сбора.

2. Дополнительные элементы - детализируют специфику конкретного  платежа, создают завершенную и полную систему налогового механизма.

Следует учитывать, что  дополнительные элементы так же обязательны, как и основные, и не имеют факультативный характер. Целостный правовой механизм налога возможен только как совокупность основных и дополнительных элементов, и отсутствие хотя бы одного из дополнительных элементов не позволит законодательно закрепить отдельный налог или сбор (например, невозможно представить налог, который непонятно куда поступает: до какого бюджета, бюджета или целевого фонда). Совокупность дополнительных элементов правового механизма налога достаточно разнообразна (в зависимости от степени детализации налогового механизма).

Однако эта совокупность состоит из двух подгрупп:

- дополнительные элементы  правового механизма налога, детализирующие основные или связанные с ними (предмет, база, единица налогообложения - категории, которые прямо зависят от объекта налогообложения);

- дополнительные элементы  правового механизма налога, имеющих  самостоятельное значение (налоговые  льготы, методы, сроки и способы уплаты налога; бюджет или фонд, куда поступают налоговые платежи).

Итак, к дополнительных элементов правового механизма  налога относятся:

а) налоговые льготы;

б) предмет, база, единица  налогообложения;

в) источник уплаты налога;

г) методы, сроки и способы уплаты налога;

д) особенности налогового режима;

е) бюджет ли фонд поступления налога (сбора);

16

ж) особенности налоговой отчетности.

Хотелось бы подчеркнуть, что основные и дополнительные элементы имеют обязательный характер, без которого невозможно закрепить соответствующий налоговый механизм. Дополнительность элемента подчеркивает не его необязательность, а особенности регулирования.

3. Факультативные элементы  являются необязательными для  правового механизма налога и  могут закрепляться в законодательных актах, подчеркивая своеобразие именно этого налогового механизма, но их может и не быть. В отдельных случаях специфика налога требует выделения в его механизме особых элементов, характерных исключительно для данного налога. Например, ведение специальных кадастров по имущественным налогам; специфических реестров; бандерольний способ уплаты и т.д. [23, c. 3].

Налоговый механизм - это область налоговой теории, либо объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода, аистема элементов правового механизма налога состоит из обязательных и факультативных элементов.

Подводя итог по данной главе, можно сказать что, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, налог - это установленный государством в лице уполномоченного органа, в одностороннем порядке и в надлежащей правовой форме обязательный денежный или натуральный платеж в доход государства, производимый в определенных размерах, носящий безвозвратный, без эквивалентный и стабильный характер [2].

Налог имеет свои признаки, функции налогов, так же существует определённый правовой механизм налога.

 

 

 

17

ГЛАВА 2. ВИДЫ НАЛОГОВ  И СПОСОБЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

Информация о работе Виды налогов и способы их классификации