Возникновение и школы мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 15:29, реферат

Краткое описание

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—Хвв. при династиях Омейядов и Аббасидов.

Вложенные файлы: 1 файл

КР СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ.docx

— 56.29 Кб (Скачать файл)

Благодаря английскому влиянию в Индии была выделена система норм доказательственного права, которая регулирует порядок сбора, предоставления, исследования и оценки судебных доказательств, в равной мере относящихся как к уголовному, так и гражданскому процессу чисто английское явление (Закон о доказательствах Индии 1872 г.).

Нормы английского права не могли между тем полностью вытеснить некоторые традиционные нормы обязательственного и вещного права.

Одним из таких исключений в области обязательственного права является институт «дамдупата» или «дандупата». Этот традиционный институт предусматривает ограничение размеров суммы процентов по договору займа размерами суммы долга. Это связано с тем, что индуистское договорное право не знало ограничения сроков взыскания долга; религия обязывала потомков по мужской линии выплачивать долги родителей, что могло привести к чудовищному росту суммы долга по процентам.

Не был изменен и ряд институтов традиционного индуистского права в сфере имущественных отношений, например, «бинами», которая имеет много общих черт с доверительной собственностью, но не повторяет этого специфического института английского права.

В данном случае человек приобретает за свои деньги собственность, но от имени другого лица, либо приобретает собственность от своего имени, но впоследствии передает другому лицу, без намерения создать выгоду для этого лица.

Как и в договоре доверительной собственности, в основе бинами лежит не только вещные, но и определенные фидуциарные отношения, при которых одно лицо, как правило, находится в некоторой зависимости от учредителя бинами, или в родственных отношениях с ним, принимает на себя имущественные права в интересах другого. Собственность бинами еще в Древней Индии призвана была служить ширмой, скрывающей действительное благосостояние собственника. Она использовалась против чрезмерных притязаний родственников и сонаследников или алчных правителей. Этот институт широко используется и в настоящее время, когда представители крупного капитала скрывают свои доходы от налогообложения, крупные землевладельцы скрывают свои земли от изъятия по аграрной реформе и прочее.

Интересен вопрос относительно индуистского института неделимой семейной собственности «раджья» (impartiable property). В данном случае недвижимое имущество наследуется по принципу майората, т.е. старшим сыном умершего, полностью, без выделения долей. Члены большой семьи не могли требовать ни раздела собственности, ни пользования ею. Однако не будем подробно останавливаться на этом институте в рамках данного скромного исследования, так как вопрос требует серьезного анализа в отдельном исследовании.

Специфическим институтом индуистского права собственности является собственность идолов (богов), религиозных и благотворительных учреждений, возникающая благодаря пожертвованиям. Собственность, посвященная божеству, является вечной, постоянной. В этом ее особенность. Лицо, передавшее собственность в дар божеству уже не может ее изъять обратно. При это соблюдается требование, чтобы лицо было дееспособным.

Заключение

Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что проникновение в традиционное индуистское право норм англо саксонской системы права, смешение различных правовых концепций и правовой техники, употребление английского языка для выражения правовых понятий, часто не имеющих соответствующих аналогов в европейских языках изменили индуистское право, сделав его одной из самых сложных правовых систем в мире. Здесь тесно переплелись нормы старинного индуистского права, зачастую непонятные нам с первого взгляда, со знакомыми нам правовым инструментарием англосаксонской правовой семьи. А рассматривать все это нужно через призму законодательной базы, которая была разработана в период независимой Индии…

 

3.Иудейское право: история ,источники

Иудейская (еврейская) правовая система является одной из старейших правовых систем мира. Ее история насчитывает более трех тысячелетий. Учитывая это, иудейское право является одним из наиболее интересных объектов исследования многих ученых - историков и теоретиков права, компаративистов, религиоведов. Однако именно компаративисты не уделяют этой системе должного внимания. В исследованиях многих известных ученых вопрос иудейского права не исследуются (Р. Давид, К. Цвайгерт, Р. Леже, Ю.А. Тихомиров, А.Х. Саидов т.п.). Лишь отдельные ученые выделяют и исследуют эту правовую систему (в частности, М.М. Марченко, О.Ф. Скакун). Таким образом, в отечественной науке существует определенный пробел в исследовании характерных черт и особенностей иудейской (еврейской) правовой системы, ее отличий от других национальных и религиозных систем.

Анализ истории возникновения и развития иудейского права, его источников, правосознания и правовой культуры, практики применения и соотношение с другими правовыми системами позволяет выделить наиболее характерные особенности иудейской (еврейской) правовой системы как составляющей религиозно-правовой семьи .

Еврейское право является неотъемлемой частью иудаизма - одной из старейших религий мира. Такое соотношение права и религии обусловлено несколькими факторами. Во-первых, общим происхождением и совпадением источников права и источников религии. Согласно основ еврейской веры источником еврейского права и религии является божественное откровение. Религиозные установки, определяющих отношение человека к Творцу, соблюдение субботы и праздников, законы кошерности и другие, является одновременно и правовыми нормами, и религиозными. Во-вторых, из единства религиозных и правовых норм следует строгий долг еврея соблюдать не только чисто религиозных предписаний, но и юридических законов иудаизма, так как нарушение их - не менее тяжкий грех. В десяти заповедях повеление о соблюдении субботнего отдыха и запрет произносить имя Божье всуе расположенные рядом с такими, как «Не кради» и «Не убий». Они в равной мере поддерживаются ответственностью перед Богом. В-третьих, единой системой правоприменения всех норм. Те же органы и лица, которые решали вопросы религиозных отношений, решали вопросы, связанные с чисто правовыми отношениями, - имущественными спорами, трудовыми отношениями, конфликтами по покупке и продаже т.д..

Согласно появление иудейского права рассматривается как результат божественного откровения, а не как следствие рациональной деятельности личности и общества. Право предоставлено один раз и навсегда, поэтому задача человека в такой системе - только правильно осознать и объяснить божественные нормы. Если оценивать реальность, а не религиозные догматы, то необходимо признать, что содержание норм права менялся на протяжении истории. Это происходило путем нового толкования религиозными деятелями священных текстов, а в некоторых случаях через признание права религиозных деятелей создавать новые правила поведения, соответствующих принципам иудаизма.

Иудейское право, основанное на религии, распространяет свое действие не на определенную территорию, а индивидуально - конкретную религиозную общину. Персональный характер действия права - одно из принципиальных отличий религиозных систем права от национальных, которые распространяют свое действие по территориальному признаку - на всех лиц в пределах границ государства и экстерриториальной - на своих граждан за пределами государства. Религиозные правовые системы распространяют свое действие только на лиц, исповедующих определенную религию, независимо от того, где территориально они живут. 

 

Иудейское право имеет мононациональная характер. Это означает, что оно распространяется исключительно на одну нацию - евреев. Этим еврейское право отличается от всех других религиозно-правовых систем, таких, например, как мусульманская, которая всегда была мультинациональная и распространяла свое действие на верующих разных национальностей. М. Элон подчеркивает, что еврейский народ всегда рассматривал еврейское право как собственное национальное достояние и как главную и существенную часть своей культуры. Находясь на чужбине, в изгнании, еврейский народ продолжал существовать как нация, а не как религиозная секта, постоянно и непрерывно развивая свое право - важнейшую национальную ценность, в которой ярко проявляется его сущность . Право при таких условиях выполняло в том числе функцию поддержания и сохранения национальной и религиозной самобытности еврейской нации. Одним из основных принципов иудейского права является принцип богообразности иуд ейского народа, его выделения Богом среди других народов. Для поддержки этого принципа право строго запрещало действия, направленные на ассимиляцию с другими народами. В частности, в иудейском праве господствовало табу на браки с неевреями, обращение к нееврейских судебных организаций и др.. «Не вступай с ним в родство: дочери твоей не отдавай за сыновей их и дочери их не бери за сына твоего, ибо они отвратят сынов твоих от Меня», - говорится в «Второзаконии» .

Еврейское право существовало и развивалось при отсутствии своего государства в течение значительного исторического периода. История развития еврейского права является уникальной в мировой истории. Возникнув более 3 тысячелетия назад, оно прошло путь, который не смогла пройти ни одна другая правовая система. Дело в том, что наука традиционно рассматривает возникновение и существование права и государства как неразрывные явления, обусловливающие друг друга. Из этой общей закономерности выбивается история становления иудейского права. Евреи как нация сначала сформировали свое государство - Еврейское царство, из-за внутренних противоречий распалось на два - Иудею (южное царство) и Израиль (северное царство). В рамках именно этих государств определенное время существовало и развивалось иудейское право. Однако после гибели обоих еврейских царств евреи надолго были лишены своей государственности. Обычно, когда право лишено государственной поддержки, существовать оно не может и постепенно отмирает. Такая судьба постигла многие правовые системы, которые исчезли вслед за гибелью государства. Однако еврейском праву выпала иная судьба: оно не только не деградировало и не погибло, но и смогло развиваться именно в период, когда была утрачена государственность. Вновь обрести ее еврейский народ смог лишь в 1948 г., когда было провозглашено государство Израиль. Таким образом, иудейское право в течение почти двух тысячелетий существовало и развивалось в условиях полного отсутствия у народа государственности и соответственно государственной поддержки этого важного социального института.

И. Козлихин отмечает еще одну особенность государственно-правового развития в этот период. Он считает: дело даже не в том, что евреи, потеряв национальную государственность, возродили ее через 2 тысячелетия. Многие народы ее никогда не имели, другие теряли ее и снова завоевывали (в этом показателен пример украинских, которые то получали, то теряли государственность. - Д. Л.), что совсем не сверхъестественно, так как при этом они оставались на своей территории - исторической родине, и придавало им жизненных сил. Евреи же потеряли не только государственность, но и землю. В течение многих веков они жили на территории чуждых им государств, в окружении другой культуры, часто даже враждебной. При таких условиях они не просто сохранили свое национальное право, но и активно развивали его . Этом существенно способствовало наличие судебной и административной автономии еврейских общин в разных странах. Так, в Европе до ХII в. за еврейскими общинами признавалось право на самоуправление и судопроизводство. Рассмотрение дел в еврейских судах происходило на основе традиционных источников иудейского права. В результате за века накопилось огромное количество судебных решений по различным вопросам, что также способствовало развитию иудейского права.

Нормы иудейского права преимущественно содержат обязанности и запреты. Как и в других религиозных системах, в иудейском праве преобладают нормы, запрещающие и обязывающие над теми, которые уполномочивают; императивные над диспозитивными. Акцентируя внимание на этой черте, некоторые израильские ученые характеризуют иудейское право как комплекс «всеобъемлющих обязанностей, регулирующих все аспекты еврейской жизни» . Они охватывают нормы, которые упорядочивают отношения членов иудейского общества к Богу, его законов и заповедей, в религиозных ритуалов, к своему государству, общественных институтов, к другим членам общины и иноверцев. В некоторых случаях прямо предусмотрены санкции за нарушение определенных норм. Так, запрет «Не убий» подкрепляется санкцией «Кто ударит человека так, что она умрет, будет казнен» .

В исследуемой правовой системе отсутствует принцип формального равенства людей. В отличие, например, от европейских правовых систем, в которых этот принцип признан общечеловеческим, иудейское право наделяет человека различным правовым статусом - правами и обязанностями в зависимости от принадлежности к определенной группе, выделенной по различным критериям - половым, национальным, религиозным или социальным.

Таким образом, иудейскую (еврейскую) правовую систему можно определить как религиозно-правовую систему, которая регулирует общественные отношения внутри еврейской общины, которая исповедует иудаизм. Вместе с другими религиозными системами - канонического, мусульманского и индусского права - она сочетается в религиозно-правовую семью и представляет собой один из четырех основных типов права, которые существуют сегодня в мире.

 

 

 


Информация о работе Возникновение и школы мусульманского права