Выездные налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными. Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты. Если в организации прошла проверка, в результате которой начислили большие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу же впадать в отчаяние.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Выездные налоговые проверки: порядок проведения…………..………..5
Заключение………………………………………………………………...30
Используемая литература………………………………………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

налоги и налогообложение,выездные проверки.doc

— 461.12 Кб (Скачать файл)

Во время осмотра должно обязательно присутствовать не менее двух понятых (сотрудники налоговой инспекции понятыми быть не могут). При осмотре инспекторы могут производить фото- и видеосъемки. Результаты осмотра фиксируются в протоколе.

При проведении проверки сотрудники налоговой инспекции вправе вызывать свидетелей для дачи показаний (ст. 90 НК РФ). 
Перед допросом свидетелю должны быть разъяснены его права и обязанности, в том числе право на отказ от дачи показаний. Например, можно не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции). Показания свидетеля фиксируют в протоколе.

За неявку либо уклонение от явки без уважительных причин налоговая инспекция вправе оштрафовать свидетеля на 1000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влекут штраф в размере 3000 рублей (ст. 128 НК РФ).

Истребование документов

Сотрудник налоговой инспекции вправе потребовать представить документы, необходимые для проведения проверки (ст. 93 НК РФ). Требование должно быть составлено по форме, приведенной в приказе ФНС России от 31 мая 2007 года N ММ-3-06/338. В противном случае можно его не выполнять.

Документы нужно представить в течение десяти дней с момента получения требования. Срок, отведенный для представления документов, засчитывается в общий срок проверки.

Если налогоплательщик вовремя не представит требуемые документы, налоговая инспекция вправе наложить на него штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). Кроме того, налоговая инспекция может произвести выемку этих документов. 
За это же нарушение на руководителя организации может быть наложен административный штраф от 300 до 500 рублей (ст. 15.6 КоАП РФ). 
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 Кодекса РФ. То есть копии истребованных документов инспекторы вправе проверять вне территории налогоплательщика.

Сотрудник налоговой инспекции вправе произвести выемку любых документов и предметов, необходимых для проверки (ст. 94 НК РФ). 
Выемка производится в случае отказа налогоплательщика представить требуемые документы или если у налоговых инспекторов есть основания полагать, что документы будут уничтожены, скрыты, изменены или заменены.

Выемка производится на основании постановления сотрудника налоговой инспекции, проводящего проверку. Во время выемки должно обязательно присутствовать не менее двух понятых (сотрудники налоговой инспекции понятыми быть не могут). Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях. Если инспекторы нарушат эти правила, то доказательства, полученные в результате изъятия, не будут иметь силы.

 
Продолжительность проверки

В пункте 8 ст. 89 НК РФ указано, что датой начала выездной проверки является дата вынесения налоговым органом решения о проведении выездной проверки. Таким образом, проверка начинается еще до того, как налогоплательщик узнал о ней. Выездная налоговая проверка обычно не может продолжаться более двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), но она может быть продлена до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (ст. 89 НК РФ). Необходимо учесть, что не четыре (шесть) месяцев прибавляются к начальным двум месяцам проверки, а весь срок удлиняется до четырех (шести) месяцев, т.е. максимальный срок проверки при продлении может составлять четыре (шесть) месяцев, а не шесть (восемь) месяцев.

Определение оснований и порядка продления срока проверки возложено на ФНС России. До утверждения такого порядка налоговые органы на местах не могут продлевать проверки. ФНС России должна установить, исходя из ст. 89 НК РФ: основания для продления проверки до четырех месяцев; исключительные основания для продления проверки до шести месяцев; порядок документального оформления продления проверки.

Приостановление проверки

Налоговые органы часто принимают решение о приостановлении выездных проверок. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки по следующим причинам:

1) необходимо истребовать документы (информацию) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ "Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках";

2) необходимо получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) необходимо провести экспертизу. На основании ст. 95 НК РФ может быть произведена экспертиза с привлечением эксперта. Эксперт - это человек, имеющий специальные познания в определенной области. Экспертиза проводится в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные знания в науке, технике. Эксперта выбирает налоговая инспекция, но если выбранный ею эксперт не устраивает проверяемую организацию, то ему может быть заявлен отвод. Налоговая инспекция сможет удовлетворить отвод лишь в том случае, если будет доказано, что эксперт не обладает необходимыми знаниями, не является беспристрастным, или будут приведены иные аналогичные основания. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение экспертизы. В случае недостаточной ясности или полноты заключения может быть назначена дополнительная экспертиза. Возможна также повторная экспертиза, если заключение эксперта признано необоснованным или вызывающим сомнение в правильности;

4) требуется перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке. Согласно п. 1 ст. 97 НК РФ при осуществлении налогового контроля в случае необходимости может быть привлечен переводчик. Много споров возникает из-за того, что налогоплательщик представляет документы на иностранном языке, а налоговый орган отказывает в возмещении НДС только потому, что документы не переведены на русский язык. Как правило, суды принимают сторону налогоплательщика, так как налоговый орган не использует свое право на привлечение переводчика.

Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Приостановление допускается не более одного раза по каждому лицу, от которого потребовали документы.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае если она была приостановлена на основании информации, представленной иностранными государственными органами в рамках международных договоров Российской Федерации, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от указанных органов, срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца. На период приостановления выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Окончание проверки

Четкое определение даты окончания проверки гарантирует налогоплательщику стабильность в осуществлении хозяйственной деятельности, а также защищает его от произвольного и продолжительного вмешательства налогового органа в его деятельность. В пункте 15 ст. 89 НК РФ указывается, что в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику (его представителю). Таким образом,  день вручения справки - это последний день проверки. Тем не менее, в п. 8 ст. 89 НК РФ указывается, что срок проверки исчисляется до дня составления, а не вручения справки о проведенной проверке. Пунктом 15 ст. 89 НК РФ отдельно предусмотрено, что налоговый орган может направить налогоплательщику справку о проведенной проверке заказным письмом, если тот уклоняется от ее получения. Бремя доказывания факта уклонения налогоплательщика от получения справки лежит на налоговом органе. Однако существует и иная позиция, состоящая в том, что дата окончания проверки совпадает с датой составления справки, а нарушение срока вручения справки не влечет для налогового органа никаких негативных последствий.

Оформление результатов проверки

Порядок оформления результатов проверки приведен в статье 100 НК РФ. Любое отступление от этого порядка позволяет требовать в суде признать недействительным решение, принятое налоговой инспекцией по результатам проверки.

После окончания проверки сотрудник налоговой инспекции составляет справку о проведенной проверке. В ней указываются предмет проверки и сроки ее проведения. Форма справки приведена в приказе ФНС России от 31 мая 2007 года N ММ-3-06/338. После получения справки фирма вправе отказаться представлять проверяющим любые дополнительные материалы, так как проверка уже закончена. Не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной проверке сотрудники налоговой инспекции должны оформить акт проверки (ст. 100 НК РФ). 
В акте приводятся выявленные нарушения налогового законодательства, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению и применению санкций. К акту должны быть приложены все документы (например, протоколы), связанные с проведением проверки. Форма акта утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 года N ММ-3-06/338. 
Подпись налогоплательщика  на акте - это формальность. Если налогоплательщик отказывается подписывать акт, налоговая инспекция проставляет на нем соответствующую отметку - на дальнейшее развитие событий это никак не повлияет. Поэтому, если налогоплательщик не согласен с выводами, изложенными в акте, он может не подписывать его или подписать, но сделать оговорку о своем несогласии. 
Акт вручается руководителю фирмы под расписку.  
Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, налоговая инспекция отправит его по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма. Акт налоговой проверки - это очень важный документ. Если спор с налоговой инспекцией дойдет до суда, то исход дела во многом будет зависеть от того, насколько правильно составлен акт. Все ошибки и неточности в нем можно обратить в пользу налогоплательщика. Поэтому, получив акт, обязательно необходимо проверить:

- соответствует ли он установленной форме, есть ли в наличии все указанные в нем приложения и расчеты;

- правильны ли расчеты, сделанные сотрудниками налоговой инспекции;

- не вышли ли проверяющие за круг вопросов, указанных в решении о проведении проверки;

- не нарушены ли сроки проверки;

- содержит ли акт ссылки на нормативные документы, положения которые были нарушены, а также на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за эти нарушения;

- действовали ли на момент совершения нарушения нормативные акты, на которые ссылается инспекция;

- каковы были ставки налогов на момент нарушения.

 

Возражения по Акту

Если были обнаружены ошибки, можно направить руководителю налоговой инспекции свои возражения. На это закон (ст. 100 НК РФ) дает налогоплательщику 15 рабочих дней со дня получения акта. Разногласия по акту проверки излагаются в свободной форме.

Решение по результатам проверки

После истечения пятнадцатидневного срока, отведенного для представления возражений по акту, все материалы по проверке передаются руководителю (заместителю руководителя) налоговой инспекции.  
В течение 10 рабочих дней он должен рассмотреть их и принять решение.  
Этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Если налоговая инспекция этого не сделала, можно в дальнейшем сослаться на это в суде как на нарушение ваших прав и выиграть спор.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налоговой инспекции или его заместитель может принять следующие решения:

- привлечь налогоплательщика к ответственности за выявленные нарушения;

- не привлекать налогоплательщика к ответственности;

- провести дополнительные мероприятия налогового контроля.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля (ст.101 НК РФ).

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 настоящего Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Информация о работе Выездные налоговые проверки