Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:14, курсовая работа
Цель и задачи курсовой работы. Целью работы является определение основных проблем и путей совершенствования земельного налогообложения в РФ.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
- изучить порядок становления и развития земельного налогообложения в РФ;
- проанализировать правовое регулирование земельного налога;
- исследовать основные элементы земельного налога;
- проанализировать порядок исчисления и взимания земельного налога;
- рассмотреть земельный налог как источник формирования доходов муниципальных образований;
- определить основные направления развития земельного налогообложения в РФ;
- разработать предложения по совершенствованию законодательства о земельном налоге.
Введение 3
Глава 1 Основы земельного налогообложения в РФ 5
1.1. Становление и развитие земельного налогообложения в РФ 5
1.2 Современная нормативно-правовая база, регулирующая земельное налогообложение в РФ 8
1.3 Основные элементы земельного налога 11
Объект налогообложения ………11
Глава 2 Анализ проблем и путей развития земельного налогообложения в РФ 19
2.1. Анализ порядка исчисления и взимания земельного налога ……………….19
2.2 Земельный налог как источник формирования доходов муниципальных образований 21
2.3 Основные направления развития земельного налогообложения в РФ 27
Заключение 32
Список литературы 34
Содержание
Актуальность исследования. Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Доля данного налога достигает 14-15% от общей суммы налоговых поступлений бюджета г. Волгограда, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества необоснованных льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности. Поскольку система налогообложения земли уже не отвечала существующим в стране экономическим условиям, было принято решение изменить эту систему. Тем более, что в условиях современной экономики установление размера земельного налога должно осуществляться на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Одним из факторов, оказывающих определенное влияние на экономику Российской Федерации, является формирование эффективных норм законодательства о налогах и сборах, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений. Потребность в этом связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов граждан и юридических лиц.
Предметом исследования данной курсовой выступает порядок исчисления и уплаты земельного налога, а объектом является совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе реализации земель и налогообложения.
Цель и задачи курсовой работы. Целью работы является определение основных проблем и путей совершенствования земельного налогообложения в РФ.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
- изучить порядок становления и развития земельного налогообложения в РФ;
- проанализировать правовое регулирование земельного налога;
- исследовать основные элементы земельного налога;
- проанализировать порядок исчисления и взимания земельного налога;
- рассмотреть земельный налог как источник формирования доходов муниципальных образований;
-
определить основные
- разработать предложения по совершенствованию законодательства о земельном налоге.
Методологическая база и методы исследования. Теоретико-методологическую основу работы составляет диалектический метод анализа, научно-познавательные возможности которого позволяют исследовать законодательство о земельном налоге.
При написании данной работы производился анализ земельного законодательства, учебников по земельному праву и журнальных статей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Земельный налог в РФ один из целевых реальных налогов, взимается в соответствии с гл. 31 НК РФ1. Устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Представляет собой одну из форм платы за землю в связи с установлением платности землепользования. Рассмотрим, в таблице 1, основные моменты становления и развития земельного налогообложения в РФ
Таблица 1
Основные моменты становления и развития земельного налогообложения в РФ
этап | налогоплательщики | Чем регулируется | Налоговая база | Общая характеристика |
До XVIII века | подушная подать | Уставы | земля, души | для пополнения бюджета была использована подушная система налогообложения |
1850-1917г.г. | владельцы земли, государственные крестьяне | Устав о земских повинностях | все земли, кроме казенных | разделение земских повинностей на государственные и местные. |
1917 - 1991 | - | Конституция РСФСР, Конституция СССР | - | Отмена частной собственности на землю |
1991-2004 | Физ.лица и организации | ЗаконРФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1»О плате за землю» | земельные участки | Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом |
2005 – 20011 гг. | Физ.лица и организации, | Налоговый кодекс | Кадастровая стоимость | Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом |
Современный земельный налог является приемником поземельного налога. Поземельным налогом называется налог, имеющий своим объектом землю, а податным источником приносимый ею доход2.
К концу XVII века при взимании разных сборов главным образом принимают во внимание число дворов, и посошная подать переходит в подворную. Поземельный налог теряет свой прежний характер, когда его непосредственным объектом была земля. Окончательно это завершается при Петре Великом с введением вместо прежних сборов подушной подати. Поземельный налог, в виде прямого обложения земли, исчез. Земля продолжает быть основным источником народного дохода и податей, но податным объектом считаются души, т. е. лица определенных сословий.
Поземельный налог снова появился в ряду русских государственных доходов только в 1875г. под именем «государственного поземельного налога». Он развился из государственного земского сбора, введенного Уставом о земских повинностях 1851 года, вступившим в действие с 1853г.
Названный устав разделил земские повинности на общие (государственные) и местные. К первым были отнесены все сборы и повинности на удовлетворение потребностей более или менее общих всем частям Империи. Для получения средств на все эти предметы и был установлен особый сбор, названный государственным земским, раскладывавшийся на купеческие свидетельства, а, главным образом, на ревизские души. В 1870 году в раскладку были включены удобные земли.
Сумма этого сбора, подлежащая раскладке назначалась на 3 года. В 1875г. государственный земский сбор был преобразован: сумма, взимавшаяся по душам, была слита с подушной податью, а так как мещане уже не платили последней, то пришедшаяся на них доля этого сбора была названа окладным сбором с мещан. Часть, падавшая на купеческие свидетельства, была переименована в добавочный казенный сбор со свидетельств 1-й и 2-й гильдий. Та же часть этого сбора, которая раскладывалась на земли, была названа государственным поземельным налогом.
В октябре 1917г. после свершения Великой Октябрьской Социалистической революции, экономическое состояние страны было удручающим. В условиях отсутствия сформировавшейся финансовой системы, и в частности финансового аппарата, Советское правительство вынуждено было обеспечить взимание ранее установленных налогов. В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власти по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земли был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.
В 1991 году в России произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю.
Взимаемый в Российской Федерации земельный налог был введен Законом РФ от 11 октября 1991г. N 1738-1 «О плате за землю» (далее - Закон). Данный Закон был принят на первом этапе земельной реформы, и все это время в соответствующие уровни бюджетов поступали средства от земельного налога и арендной платы за землю.
Необходимо
отметить, что отсутствие экономически
обоснованного принципа формирования
налоговой ставки, отражающего различия
в местоположении и плодородии земельных
участков, а также наличие значительного
количества льгот не создавали стимулов
к эффективному использованию земель,
а также вызывали многочисленные судебные
разбирательства, в том числе в отношении
ежегодного индексирования ставок, а также
дифференцирования ставок по зонам различной
градостроительной ценности3. Поскольку
система налогообложения земли не отвечала
существующим в стране экономическим
условиям, было принято решение изменить
эту систему. Тем более в условиях современной
экономики установление размера земельного
налога должно осуществляться на основе
кадастровой стоимости земельных участков.
Налоговый кодекс Российской Федерации
(далее - НК РФ) был дополнен новой главой
«Земельный налог». Глава 31 НК РФ включает
в себя ст. 387 - 398, в которых определены
налогоплательщики и элементы налогообложения4.
Представим основные нормативно-правовых акты в таблице 2.
Таблица 2
Основные нормативно-правовых акты земельного налога РФ
Акт | Примечания |
Земельный Кодекс РФ от 22.07.2008 N 141-ФЗ | Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). |
Налоговый Кодекс РФ, глава 31 | Данный земельный
налог устанавливается в |
Федеральный Закон О государственном земельном кадастре | Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений. |
С 1 января 2006г. система законодательства о земельном налоге претерпела существенные изменения и представлена федеральным и местным уровнями (региональный уровень представлен только городами федерального значения - Москвой и Санкт-Петербургом). Так, в гл. 31 НК РФ оговаривается особый порядок установления земельного налога в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. В этих двух субъектах Российской Федерации земельный налог устанавливается НК РФ и законами Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами Москвы и Санкт-Петербурга и обязателен к уплате на территориях указанных городов федерального значения.
Отдельный блок источников правового регулирования составляют нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти, принимаемые ими в рамках своих полномочий и регулирующие налоговые и земельные отношения. Система законодательства о земельном налоге до 1 января 2006г. была представлена тремя уровнями: федеральным, региональным и местным5.
Еще одна особенность современного состояния правового регулирования земельного налога состоит в том, что сразу несколько отраслей российского законодательства (налоговая, земельная, бюджетная, водная, лесная) в той или иной степени затрагивают вопросы обложения земельным налогом, в связи с чем возникают проблемы их «разведения» в регулировании земельного налога.
В соответствии со ст. 15 первой части НК РФ земельный налог является одним из двух местных налогов, существующих на данный момент в системе налогов Российской Федерации (другим местным налогом является налог на имущество физических лиц).
Важной особенностью земельного налогообложения в России является то, что оно невозможно без земельного кадастра, так как нет самостоятельного фискального кадастра (кадастра налогового, нет такого кадастра и в большинстве зарубежных государств). Точное определение объекта и предмета земельного налога предполагает подробное описание и оценку доходности всех подлежащих налогообложению земель. Эта задача как раз и обеспечивается ведением кадастра. В основу определения суммы налога к уплате положена стоимостная характеристика объекта налогообложения - кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за одним исключением. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.