Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:35, реферат
Говоря о недополучении налогов в бюджет, нельзя не упомянуть о еще одном важном моменте - это сложности в определении налогооблагаемой базы, неблагоприятное влияние на которую оказывают:
- сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства;
- высокое количество убыточных и низко-рентабельных предприятий;
- рост кредиторской и дебиторской задолженности и взаимных неплатежей предприятий;
- снижение активности банковской системы;
- растущая скрытая и явная безработица;
На органы налоговой полиции также возложена функция 'выявления, пресечения и предупреждения налоговых преступлений' (ст. 2 Закона РФ ' О федеральных органах налоговой полиции').
Перемены в общественной жизни, связанные с переходом к рынку, разгосударствлением, приватизацией, узакониванием частной собственности, развитием новых форм хозяйствования, стремлением к максимизации прибыли, обусловили значительные перемены во взглядах на способы борьбы с преступностью, в том числе и с налоговыми правонарушениями.
В настоящее время существуют две точки зрения на проблему профилактики преступности. В соответствии с первой борьба с преступностью является прямой обязанностью правоохранительных органов. Именно таких взглядов придерживается 80% населения (согласно данным социологических опросов). Среди мер по снижению преступности опрашиваемые называли активные действия милиции, ужесточение наказаний, введение чрезвычайного положения, т. е. нетрудно заметить преобладание силовых мер. И лишь единицы связывают свои надежды на улучшение ситуации с профилактикой правонарушений. Казна должна выжимать максимум с богатого и незаконопослушного, причем не только взимая налоги, но и конфискуя его капитал, поскольку он создан, как правило, обманным образом. Однако, как показывает исторический опыт, карательные меры всегда ведут к еще большему сопротивлению, большей изощренности и, как правило, дискредитируют сами правоохранительные органы.
Вторая точка зрения на современную профилактику исходит из того, что преступность - продукт общества, поэтому борьба с ней может быть эффективной лишь при наличии широкой социальной основы, активном включении разнообразных общественных механизмов. Однако предпринимаемые в настоящее время попытки создать систему новых общественных формирований по борьбе с преступностью пока не дают желаемых результатов. Это связано с тем, что для построения обновленной, отличающейся от прежней системы общественных формирований, нацеленных на предупреждение преступлений, в том числе налоговых, необходимо утверждение господствующей идеологии в обществе, принятие ее подавляющим большинством населения. Однако если одна часть общества считает сокрытие доходов положительным явлением, а другая относит их к явлениям криминальным, то создать при таких условиях эффективную действенную систему общественных формирований по борьбе с уклонением от налогов невозможно.
Важность данной проблеме придает также тот факт, что уклонение от уплаты налогов не способствует добросовестной конкуренции, поскольку участники рынка оказываются в неравных условиях (те, кто не платит налоги, в более выгодном положении, чем добросовестные налогоплательщики), а также происходит смещение налогового бремени, т. е. одни вынуждены платить за других.
Кроме того, количество зарегистрированных юридических лиц постоянно растет, а следовательно, увеличивается и количество налогоплательщиков. Численность же налоговых органов растет не так интенсивно, неудивительно, что они просто не справляются с таким объемом работ. Это еще раз свидетельствует о преимуществе профилактических мероприятий.
Наш законодатель пошел несколько по иному пути. В 16-й главе Налогового Кодекса (ст. 116-129) виды налоговых правонарушений устанавливают ответственность не за допущение вреда казне и налоговым отношениям, а за способы причинения вреда. Следствия такого подхода оказались неутешительными. В условиях существующего пренебрежения к налоговым законам и повальной неуплаты налогов недобросовестные налогоплательщики всегда будут опережать налоговые органы, хотя бы количественно, в изобретении новых способов уклонения от уплаты налогов. Вместе с тем исключается возможность Правительству оперативно реагировать и наказывать за новые ухищрения и препятствия налоговому контролю.
В западных странах основное место отводится законодательной профилактике недопущения сокрытия доходов. К ней относятся: недопущение совершения гражданско-правовых сделок с организациями, имеющими задолженность по уплате налогов; информирование о неуплате налогов; практика 'самообложения'. Под последней понимается такой порядок, когда налогоплательщик определяет основу обложения и величину налога, добровольно подает декларацию налоговым органам и вносит указанный в ней налог; при наличии ошибок в декларациях налоговые органы извещают налогоплательщика об этом и просят представить исправленную декларацию и лишь при неисполнении этого налагают взыскание.
Список литературы
Информация о работе История развития налоговой системы в России