История финансовых органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 05:40, контрольная работа

Краткое описание

Финансы (фр. finance от лат. financia — доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах. По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств. Но финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы история.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Минфин РФ

Территориальные финансовые органы Минфины республик; областные, краевые , окружные финансовые управления - Департаменты Финансов.

Городские и  районные финансовые управления ( Департаменты) Низовой уровень

Федеральные Казначейства С территориальными подразделениями, развернутыми во многих городах, районах.

Само Министерство Финансов было создано в 1802 году при  Александре I.

Его основные задачи :  
1) Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики(изначальная концепция).  
2) Составление проекта и исполнение Федерального бюджета.  
3) Обеспечение устойчивости госфинансов и активное воздействие на социально-экономическое развитие страны,следить за величиной бюджетного дефицита  
4) Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях. 
5) Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.  
6) Мероприятия в области государственных кредитов, привлечение денежных заемных средств в России и за рубежом, предоставление кредитов субъектам хозяйствования, управление госдолгом - все эти действия осуществляются под контролем Правительства РФ.

В составе аппарата Минфина выделяют следующие подразделения :  
Бюджетный Департамент - отсюда исходит проект Федерального бюджета;  
Главное Управление Федерального Казначейства;  
Департамент налоговых реформ (разработка проектов нормативных документов, связанных с налогообложением, мероприятия в области государственной политики);  
Департамент ЦеБу и финансового рынка;  
Департаменты, занимающиеся финансированием отдельных отраслей ( комплексов) НХ (департамент оборонного комплекса, транспорта и связи, с/х и пищепрома, соц. сферы и науки, финансирования госаппарата, иностранных кредитов и внешних долгов, кредита и денежного обращения;  
контрольно-ревизионное управление (КРУ) - контроль за использованием средств бюджетных организаций.

Функции 1-ой подсистемы - двойное подчинение (Минфин ( в роли методиста) + исполнительные органы власти соответствующего уровня в качестве основного элемента) :  
- составление проекта и исполнение бюджета соответствующей территории;  
- разработка проектов нормативных документов, которые принимаются исполнительной властью территориального уровня;  
- организация выпуска территориальных займов.

Важный аспект работы - контроль за использованием средств территориального бюджета бюджетными организациями и коммерческими структурами, получившими деньги из госбюджета.

3 отдела региональной структуры :  
- отдел государственных доходов (поиск резерва роста доходов территориального бюджета, подготовительная работа по размещению займов, неналоговых поступлений;  
- бюджетный (основной) отдел (составление проекта и исполнение бюджета + контроль за использованием средств бюджетных организаций);  
- отдел финансирования местного хозяйства (определение размеров дотаций, финансовой помощи, ЖКХ, предприятия местной промышленности. торговли, бытового обслуживания, находящиеся в госсобственности).

Система Федерального Казначейства

Создана в 1993 году и с переходом к рынку возникают  большие проблемы с исполнением  бюджета, особенно после введения Федерализма :  
1. Система с прямым подчинением не Минфину, а территориальным органам.  
2. Кассовое исполнение бюджета в руках КБ - отсюда задержка с передачей средств, нецелевое их использование.

Таким образом, исполнение бюджета - основная задача Федерального Казначейства. Process : Управление Федерального Казначейства открывает  счет в уполномоченном банке. Все  федеральные налоги поступают на счет Казначейства и поступившие деньги им распределяются, определенная часть перечисляется в территориальный бюджет, другая часть - на счета финансируемых из бюджета предприятий. Одновременно Казначейство осуществляет тщательный контроль за использованием средств Федерального бюджета предприятиями и организациями.

Кроме того, ФК контролирует банки, насколько своевременно и по назначению ли перечисляются  средства из Федерального бюджета, имеют  право налагать на банки штрафы за несвоевременное перечисление средств.

Проблемы ФК :  
1. Находится в стадии формирования.  
2. Не все средства Федерального бюджета проходят через ФК, т.к. есть Минобороны, ФСК.

Государственная налоговая  служба (ГНС)

Состоит из Главного Управления ГНС и Республиканских, областных, краевых управлений на местах (ГНИ). Это самая массовая структура - 200 тыс.чел. (в США - 100). Основное назначение - осуществление контроля за соблюдением , сплошным и своевременным несением налоговых платежей в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Налоговая полиция

В штате - около 40000 человек, имеет отдельные управления в регионах, крупных городах. 3 основные задачи :  
1. Расследование налоговых преступлений и нарушений в особо крупных размерах.  
2. Защита работников ГНС,  
3. Борьба с злоупотреблениями и нарушениями внутри ГНС (взяточничество).

Таможенная служба

Насчитывает 40.000 человек. Включает ГТК - Государственный  Таможенный Комитет и таможенные посты и терминалы (границы, аэропорты). Назначение таможенной службы :  
- контроль за перемещением товаров через государственную. границу, за своевременную уплату таможенных пошлин;  
- валютный контроль.

Отдельных органов  управления требуют и государственные  внебюджетные фонды(ПФ,ФЗ,ОМС).

Страхование

1. Страховые  компании. (ок. 2000 )  
2. Негосударственные пенсионные фонды как разновидность страховых организаций.

Росстрахнадзор - осуществляет контроль за деятельностью страховых организаций - до середины 1996 года - автономный, затем преобразовался и вошел в состав Минфина.

Финансы предприятий  и организаций

Существуют 2 группы органов :  
1. финансовые компании (профессиональные участники рынка ЦеБу - фондовые биржи, брокерские и дилерские компании, инвестиционные фонды, ПИФы) - они управляют финансовыми отношениями других предприятий через операции с ЦеБу.  
2. органы управления финансами в отраслях коммерческого и некоммерческого типа. Для сохранившихся министерств , ведомств действуют соответствующие финансовые управления, а также есть управления для ФПГ, концернов. Они занимаются управлением централизованными фондами, осуществляют контроль за предприятиями и организациями, входящими в состав ведомства или подразделения.

Основное назначение - перераспределить финансовые ресурсы через создание централизованных денежных фондов.

При управлении финансами на предприятии финансовый отдел выполняет следующие функции :  
1. Финансовое планирование на предприятии (текущие и перспективные планы, анализ их выполнения).  
2. Анализ финансового состояния предприятия (состояние оборотных средств, платежеспособность предприятия, определение рентабельности). Проводятся разработки финансового отдела по выявлению резервов роста прибыли, рентабельности, снижению издержек производства, укреплению финансового положения предприятия.  
3. Организация работы по привлечению дополнительных внешних финансовых ресурсов. Финансовый отдел рассчитывает окупаемость средств на предприятии.  
4. Организация выпуска ЦеБу (подготовка проспектов эмиссии, определение круга потенциальных покупателей ЦеБу).  
5. Работа, связанная с размещением временно свободных финансовых ресурсов предприятия (вложения в различные ЦеБу, объекты недвижимости, другие предприятия).  
6. Финансовый отдел осуществляет всю работу, связанную с получением и погашением банковского кредита, как правило- подтверждение целевого использования кредита.  
7. Финансовый контроль на самом предприятии за законностью использования финансовых ресурсов.

На небольших  и средних предприятиях функции  финансового отдела выполняет бухгалтерия.

Многие раньше стремились сэкономить, ликвидировать  финансовый отдел. Но бухгалтерия не способна эффективно выполнять финансовые вопросы - у нее своя учетная, расчетная деятельность, и финансовый отдел в условиях рынка призван заниматься стратегическими финансовыми вопросами. За рубежом на предприятиях создается финансовая дирекция, в которую входят различные подразделения(бухгалтерия и.т.д).

Некоммерческие организации

На уровне министерств  и ведомств отрасли на некоммерческих началах имеют финансовые управления (осуществление внутриотраслевого  перераспределения финансовых ресурсов (бюджетных) между подведомственными организациями, например, Минобороны.

Там, где организация  выделена на самостоятельный баланс, является самостоятельным юридичским лицом имеет свой расчетный или  текущий счет, формируется своя бухгалтерия, которая осуществляет управление финансами  этой организации, а частичное управление осуществляется отраслевым управлением (департаментом) соответствующих органов власти. Например : школа финансируется из городского бюджета (управление народного образования). Контроль за использованием средств школы, также департамент участвует в составлении сметы расходов, финансирование осуществляется управлением народного образования.

Если организация  не выделена на самостоятельный баланс, не является юридическим лицом, управление финансами осуществляет отраслевое управление (местный или региональный уровень) или департамент соответствующего исполнительного органа власти (местного, регионального или федерального).

Пути развития системы управления финансами.  
1. Органы управления государственными финансами будут больше всего затронуты.  
2. Территориальные управления носят чисто символический характер (они должны быть независимы от Минфина). В настоящее время они находятся в двойном подчинении.  
3. Отделение системы казначейства от Минфина. Как сейчас работает налоговая полиция => разделение процесса разработки Федерального бюджета и его исполнения (осуществление будет производится двумя разными структурами).

  
Заключение

 

Финансы – это  объективно экономическая категория, которая связана с закономерностями развития материального производства. В роли организатора финансовых отношений выступает государство. Государство активно воздействует на финансы. Через  финансовую политику государство  влияет на экономику, как положительно, так и отрицательно. И даже если государство активно влияет на развитие финансовых отношений своей деятельностью, оно создает финансовые отношения,  и не отменяет их, если отсутствуют объективные предпосылки для этого.

Государственное управление финансами –  это одна из главных функций любого государства [2 ,c.16-17]. Основные меры в современной финансовой политики  России заключаются в следующем: переход к смешанной экономике, приватизация государственных форм собственности, дать свободу предпринимательской деятельности, ввести  разнообразные формы хозяйствования.

На основании  этого разрабатывается  новый финансовый механизм. Большое значение имеет перераспределения финансовых ресурсов, которое происходит  из-за спроса и предложения между экономическими субъектами, изменение расходов бюджета, развитие страхового рынка.

Управление финансами  регулируется налоговой системой, регламентацией кредитных отношений, регулированием финансового рынка, системой государственной  поддержки, системой пенсионного обеспечения, и т.д. К опосредованным методам  управления финансами относят:

  • содействие развитию рынка страховых услуг, рынка капитала;
  • формирование и поддержание конкурентной среды в экономике;
  • проведение эффективной экономической политики;
  • защита контрактных отношений между субъектами рынка;
  • государственное регулирование цен естественных монополий. [1, с.29-36]

Главная цель управления финансами – это достижение финансовой  независимости государства и финансовой устойчивости экономики.

Главная задача управления состоит в том, чтобы  объектом был достигнут наиболее целесообразное, с точки зрения субъекта, состояние. Задачи управления государственными финансами  состоят в том, чтобы  обеспечить относительный баланс экономических интересов государства, юридических, а также физических лиц, обеспечить бездефицитный государственный бюджет, обеспечить устойчивость национальной валюты как главного элемента финансовых отношений.

Прошедший год  показал нам всю сложность  развития экономики, бюджета Российской Федерации. Появилась необходимость  разработать правительству финансовую стратегию. То есть разработать дальнейший курс финансовой политики, который будет рассчитан на перспективу определенных экономических и социальных стратегией государства.  Необходимо сформировать основные концепции финансов и их использование, выделить основные принципы развития финансов, определить принципы финансовых отношений. Большое внимание следует уделить финансовой тактике, направленной на решение проблем развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

В настоящее  время основное внимание сосредоточено  на разработке мер по обеспечению  сохранения темпов роста экономики, которые наблюдаются последние  годы в стране. Кроме этого, одним  из важнейших элементов направлений является поддержка социально - экономической сферы страны. Отсутствие источников финансирования своей деятельности делает предприятии и учреждения данного сектора незащищенными в условиях кризиса. При этом, их роль значительна, велика, потому что они определяют качество жизни страны. В связи с этим государство обеспечивает необходимое финансирование для поддержки эффективного функционирования предприятий. [5, с. 254-256]

Информация о работе История финансовых органов РФ