Источники налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 15:28, контрольная работа

Краткое описание

Органы местного самоуправления регулируют вопросы налогообложения на своей территории в пределах, предусмотренных законодательством РФ.
Данная работа преследует цель подробного рассмотрения понятия бюджета и бюджетного устройства в России.
Объектом настоящего исследования является финансовое право Российской Федерации.

Содержание

Введение
1 Общая характеристика источников налогового права
2 Конституция РФ и федеральные нормативные правовые акты как основные источники налогового права
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

налоговое право.отредачить.docx

— 41.25 Кб (Скачать файл)

Приоритет законодательной ветви власти над исполнительной в сфере налогового правотворчества сложился исторически. Один из самых первых представительных органов власти — английский парламент — образовался в борьбе за право разрешать новые налоги или отказываться от них. Известный ученый-финансист И. И. Янжул еще в 1904 г. отмечал, что налог должен быть установлен законодательным, а не административным путем. Установление налогов законами свойственно и зарубежным государствам.12

Грубое нарушение процедуры принятия нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, служит основанием для признания такого акта ничтожным. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в законную силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» все ведомственные акты, затрагивающие права граждан и организаций, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Акты о налогах и сборах, не отвечающие названному требованию, а также не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, поскольку не считаются вступившими в законную силу, и не могут являться юридическими фактами для регулирования налоговых правоотношений.

Следовательно, подзаконный нормативный акт о налогах и сборах, затрагивающий права или обязанности фискально обязанных лиц, приобретает юридическую силу только при одновременном соблюдении следующих условий: а) соответствие НК РФ и иным законам о налогах и сборах; б) официальное - опубликование; в) осуществление процедуры регистрации в Министерстве юстиции РФ.13

Необходимо учитывать, что не все нормативные акты органов исполнительной власти относятся к актам законодательства о налогах и сборах. В соответствии с п. 2 ст. 4 НК РФ Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и органы государственных внебюджетных фондов наделены полномочиями по изданию приказов, инструкций и методических указаний по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Названные документы представляют акты внутриведомственного характера, поэтому обязательны для применения соответствующими структурными подразделениями этих государственных органов. Объектом внутриведомственных нормативных актов являются не отношения, образующие предмет налогового права, а служебные взаимосвязи в названных органах исполнительной власти. Приказы, инструкции и методические указания не устанавливают (и не могут устанавливать) каких-либо прав или обязанностей для фискально обязанных лиц, поэтому для частных субъектов налоговых отношений носят рекомендательный характер и могут применяться только по их усмотрению.14

Налоговое законодательство особо оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) издание  органом, не имеющим в соответствии  с НК РФ права издавать подобного  рода акты, либо издание с нарушением  установленного порядка издания  таких актов;

2) наличие  норм, отменяющих или ограничивающих  права налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их представителей  либо налоговую компетенцию налоговых  органов, таможенных органов, органов  государственных внебюджетных фондов;

3) изменение  содержания обязанностей участников  налоговых отношений, объем которых  установлен НК РФ;

4) запрещение  установленных НК РФ действий  налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов или  их представителей;

5) запрещение  установленных НК РФ действий  налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных  фондов, их должностных лиц;

6) разрешение  или допущение действий, запрещенных  НК РФ;

7) изменение  установленных НК РФ оснований, условий, последовательности или  порядка действий участников  налоговых отношений;

8) изменение  содержания понятий и терминов, определенных НК РФ, либо при  использовании этих категорий  в ином значении.15

По общему правилу признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства орган, издавший оспариваемый нормативный акт, вправе отменить действие несоответствующего документа или изменить его соответствующим образом. Эффективность федерального законодательства о налогах и сборах во многом зависит от степени его соблюдения. Согласно Указу Президента РФ от 1 сентября 2000 г. «О Государственном совете Российской Федерации» вопросы, касающиеся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами федеральных законов и подзаконных правовых актов, подлежат обсуждению Государственным советом РФ. В случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конституционного закона или федерального закона проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы Президента РФ. Государственный совет РФ и его президиум имеют право привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, что, несомненно, повысит эффективность законотворческого процесса в налоговой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Источниками налогового права являются нормативные правовые акты законодательных органов государства, устанавливающие нормы права в сфере налоговой политики.

Под нормативным правовым актом следует понимать принятый и одобренный законодательными органами государства официальный письменный документ, в котором сформулированы правовые нормы. Все правовые акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативные акты.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в специальном порядке законодательным органом государства либо населением на референдуме.

Основным законом является Конституция РФ. Все федеральные законы и другие нормативно-правовые акты должны приниматься в строгом соответствии с Конституцией РФ.

Также и налоговая политика РФ должна реализовываться в соответствии с Конституцией РФ.

Основным источником налогового права является налоговое законодательство, которое включает в себя Налоговый кодекс и федеральные законы о налогах и сборах, а также иные нормативно-правовые акты, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Налоговый кодекс РФ представляет собой основополагающий нормативно-правовой акт, устанавливающий систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в РФ.

Следующими источниками налогового права являются акты исполнительных органов, а именно: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Также к этой категории следует отнести приказы, инструкции министерств и других центральных органов, решения органов местного самоуправления, имеющие значение нормативного акта, т.е устанавливающие определенные и обязательные для всех правила реализации налоговых правоотношений.

Правоприменительные акты Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по налоговым спорам не входят в систему нормативных актов по налогообложению, однако в условиях становления и развития отечественной налоговой системы они приобретают особое значение.

Важное значение для регламентации налоговых отношений приобретают также решения и определения Верховного Суда Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. - 2009. - № 4 - Ст.445.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : федеральный закон от 31.07.1998 №146-ФЗ // СЗ РФ. - 1998 - №31. - Ст.3824

Основная литература:

3. Налоговое право : учеб. для бакалавров / Ю. А. Крохина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. Юрайт, 2012. - 452 с.

Дополнительная литература:

4 Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов : практ. пособие / Н. О. Овчинникова. - М. : Дашков и К, 2009. – 284.

5. Налоговое право : учеб. пособие / Е. А. Ашмарина [и др.]; Фин. Ун-т при Правительстве РФ. - М. КноРус, 2011. - 240 с.

6. Налоговое право : учеб. пособие для вузов / Моск. Ун-т МВД России ; под ред. И. Ш. Килясханова, С. Н. Бочарова. - 3 изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2010. - 288 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Источники налогового права