Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:56, курс лекций
32. Принципы распределения прибыли на предприятии
Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
Отдельные части оборотных
средств имеют различное
Оборотные фонды:
производственные запасы – сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара, запчасти;
незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства;
расходы будущих периодов. Фонды обращения:
готовая продукция на складах;
продукция отгруженная, но не оплаченная;
средства в расчетах;
денежные средства в кассе и на счетах.
Стоимость незавершенного производства складывается из стоимости расходуемого сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, воды, перенесенной на продукт части стоимости ОПФ, а также заработной платы, начисленной работникам. величина задела незавершенного производства зависит от длительности производственного цикла и размера партии.
Затраты на освоение новой
продукции, подготовительные и другие
работы, рассчитанные на длительное время,
составляют расходы будущих периодов
и списываются на себестоимость
продукции в будущем. Их необходимость
вызвана проведением работ, связанных
с финансированием
По охвату нормированием оборотные средства делятся на нормируемые и ненормируемые. По нормируемым оборотным средствам устанавливаются нормативы, т. е. минимальные размеры (оборотные средства в запасах товарно-материальных ценностей). Величина ненормируемых оборотных средств контролируется не по нормативам, а по фактическим данным (дебиторская задолженность, средства в расчетах, денежные средства в кассе и на счетах предприятия).
По источникам формирования оборотные средства делятся на собственные и заемные. Собственные – это оборотные средства, находящиеся в постоянном пользовании предприятия. К ним относятся средства, которыми предприятие наделяется при его организации (уставный капитал), отчисления от прибыли, устойчивые пассивы (например, задолженность персоналу по заработной плате). Однако в процессе производственно-хозяйственной деятельности по различным причинам у предприятия нередко появляется дополнительная потребность в финансовых ресурсах, которая покрывается за счет заемных средств (например, кредитов банков).
Наличие собственных и
заемных средств в обороте
объясняется особенностями
53. Особенности финансов транспорта.
Транспорт, как отрасль экономики, включает:
железнодорожный;
автомобильный;
речной;
морской;
нефтепроводный;
воздушный.
Транспорт имеет свою специфику, обусловленную производственным процессом.
Особенности функционирования транспортных предприятий:
- продукция транспорта не имеет вещественной формы, т.к. транспорт не производит, а лишь перемещает товары и продукцию, созданную в других отраслях экономики;
- цены на транспортную
продукцию складываются на
- в качестве единицы
измерения транспортной
- продукция транспорта
не накапливается в запасах,
поэтому транспорт не может
работать без резерва
- транспорт не добавляет
и не создает ничего
- в составе средств производства на транспорте нет сырья;
- характеризуется
Продукция транспорта имеет стоимостную оценку. Чем больше объем перевозок, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного воспроизводства.
Производственный процесс на транспорте состоит из следующих этапов:
- погрузка грузов в подвижной состав;
- перемещение между пунктами отправления и назначения;
- выгрузка в пункте назначения.
Каждый из этапов слагается из ряда операций.
Погрузка груза включает
работы и затраты по
Для перемещения выбирается
тип подвижного состава,
При выгрузке необходимо
ознакомление грузополучателя
Эффективность транспортного
процесса зависит от
Развитие действующих
транспортных путей связано с
длительными сроками изысканий
и проектирования, создания соответствующих
промышленно-строительных
Транспорт используется
не только для осуществления
внешних перевозок, но и для
перевозок внутри производства (внутрипроизводственный
транспорт), издержки которого являются
частью производственных
Особенности и преимущества
технико-экономических
Железнодорожный транспорт:
- занимает ведущее место
в транспортной системе страны,
находится в собственности
- регулярность грузовых
и пассажирских перевозок не
зависит от климатических
- высокая пропускная
и провозная способность,
- невысокая себестоимость
перевозок, более короткий
Автомобильный транспорт:
- более высокая маневренность и скорость доставки грузов, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте;
- дает возможность доставлять грузы от склада отправителя до склада получателя, минуя перепогрузочные операции;
- требует небольших по
сравнению с железнодорожным
транспортом капитальных
- отличается высокой себестоимостью, выгоден для транспортировки грузов на короткие расстояния (до 300 км) и небольшими партиями.
Речной транспорт:
- невысокая себестоимость
и большая провозная
- невысокие капитальные
затраты, расход топлива и
- недостатками являются:
несовпадение направления
- используется для доставки массовых грузов (нефти, леса, хлебных и строительных);
- эффективен при совмещении с железнодорожным транспортом.
Морской транспорт:
- дает возможность обеспечить
массовые межконтинентальные
- низкая себестоимость
перевозок на дальние
- меньшие капитальные затраты по сравнению с речным и железнодорожным транспортом при массовых перевозках на дальние расстояния.
Нефтепроводный транспорт:
- самая низкая себестоимость (в 2-3 раза) перекачки нефти и нефтепродуктов;
- наименьшие капитальные
вложения по сравнению с
- большая протяженность трубопроводов (200-300 тыс. км).
Воздушный транспорт:
- большая скорость, малые
сроки доставки грузов и
- наиболее эффективен для перевозки пассажиров и скоропортящихся грузов на дальние расстояния;
- используется в районах, где отсутствует наземный и водный транспорт.
Особенности планирования
себестоимости предприятий
Высокий удельный вес
в себестоимости предприятий
транспорта занимает
К снижению себестоимости приводит:
- использование мощных
и экономичных локомотивов,
- автоматизация и
- улучшение состояния шоссейных дорог и условий судоходства;
- механизация погрузочно-
- внедрение передовых методов организации перевозок и труда.
Основными показателями
себестоимости перевозок
- общая сумма расходов по основным видам затрат на весь объем перевозок по видам транспорта;
- экономия от снижения себестоимости;
- себестоимость десяти приведенных тонно-километров (тонно-миль).
Расчеты осуществляются
по статьям затрат, аналогичным
затратам промышленным
- на морском и речном
транспорте - расходы на текущий
ремонт флота, платежи в
- на воздушном - текущий ремонт самолетного парка, аэропортовые расходы;
- на автомобильном - текущий ремонт и техническое обслуживание;
- на трубопроводном - потери газа и нефти в газонефтепроводах.
Для определения плановой величины транспортных затрат используются:
- исходные данные, содержащиеся
в расчете плана перевозок,
материально-технического
- оценка экономической
эффективности, достигнутой в
результате совершенствования
- анализ зависимости
между изменениями в технике,
технологии и организации
Прибыль от основной деятельности транспорта
Выручка предприятий транспорта включает доходы, полученные:
- от перевозок;
- выполнения погрузочно-
- экспедирования и прочих работ и услуг.
Доходы от перевозок зависят от объема оказываемых услуг, тарифа и договорных цен.
В основе транспортного тарифа лежит вид транспорта, класс перeвозимого груза и расстояние. Цены зависят от спроса и предложения конкретного вида подвижного состава.
Тарифы в зависимости
от степени регулирования
- фиксированные, которые
используются на
- регулируемые, которые
предприятия транспорта
- договорные тарифы
- свободные тарифы
Прибыль транспортных
предприятий отражает