Методы и этапы налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

В налоговом планировании необходимо использовать всю совокупность имеющихся в арсенале финансового управления методов. На каждом этапе или стадии наиболее эффективны свои методы. Но только комплексное и последовательное их применение обеспечит результативность работы. В экономической литературе предлагаются различные подходы к методам налогового планирования.

Вложенные файлы: 1 файл

МЕТОДЫ И ЭТАПЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.docx

— 51.42 Кб (Скачать файл)

При определении эффективности  метода налогового планирования следует  учитывать не только налоговые издержки, но также затраты и потери, которые  могут при этом возникнуть у предприятия.

Следует отметить, что при  разработке сложных производственных и финансовых схем, где необходимо учитывать множество факторов и  условий налогообложения, целесообразно  использовать несколько методов  налогового планирования одновременно.

 

Таблица 1 Система методов налогового планирования

Наименование метода

Содержание метода

Метод экспертных оценок

В основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном  и практическом опыте. Различают  индивидуальные и коллективные экспертные оценки

Методы прогнозной экстраполяции

Изучаются сложившиеся в прошлом  и настоящем устойчивые тенденции  развития объекта прогноза и переносятся  на будущее. Различают формальную и  прогнозную экстраполяцию

Метод моделирования и экономико-математические методы

Конструируются модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделяются его существенные характеристики или  признаки

Метод экономического анализа

Налоговая проблема расчленяется на составные  части, выделяется взаимосвязь и  влияние этих частей друг на друга  и на ход развития налоговой системы. Анализ позволяет вскрыть сущность анализируемой проблемы, определить закономерности ее изменения в прогнозируемом периоде, всесторонне оценить возможности  и пути достижения поставленной цели

Балансовый метод

Балансовый метод наиболее целесообразен  к применению в налоговом планировании при проведении анализа с точки  зрения налоговых последствий текущих  хозяйственных и финансовых операций на стадии заключения договоров, определения  оптимальной формы сделки, и при  формировании учетной политики организации, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения

Нормативный метод

Этот метод находит применение при расчете плановых показателей  по действующим нормативам: налоговым  ставкам, тарифам нормам амортизационных  отчислений


 

Таким образом, все рассмотренные методы налогового планирования можно привести в итоге  к построению в той или иной форме модели хозяйственной или  финансовой операции, с помощью которой может определяться степень влияния совокупной величины возникающих налоговых обязательств на конечный финансовый результат организации.

 

2. Этапы  налогового планирования в организации

налоговый планирование учетный политика

В экономической  литературе сложилось относительное  единодушие по поводу этапов налогового планирования.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между  собой этапов, которые, как считает  российский экономист Евстигнеев Е.Н., не следует рассматривать как  четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих  снижение налоговых обязательств (рис. 4). Это связано с тем, что в  налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства  финансового аналитика.

Е.Н. Евстигнеев считает, что до регистрации и  начала функционирования организации  необходим ответ на общие вопросы  стратегического характера. На первых трех этапах налогового планирования и происходит обозначение стратегии. Следующие этапы относятся к  текущему налоговому планированию, которое  должно органически входить во всю  систему управления хозяйствующего субъекта.

 

 

Рис. 4 Этапы  налогового планирования

 

Первый  этап налогового планирования носит  характер ожидаемого. На данном этапе  хозяйствующий субъект осуществляет действия, направленные на получение  результата – минимизации налоговых  обязательств в перспективе. На этом этапе принимается решение о наиболее выгодном с позиции налогообложения местонахождении структур управления и непосредственно самого хозяйствующего субъекта, его филиалов или дочерних организаций, их регистрации, а также об использовании «налоговых оазисов» – оффшорных территорий и свободных экономических и торговых зон и «налоговых убежищ» - законно или незаконно специализирующихся предприятий. При этом решение принимается не только с позиции наиболее льготного режима налогообложения, но и с точки зрения более выгодных условий перевода полученных доходов из одной страны в другую, получения налоговых кредитов, избежания двойного налогообложения и с учетом других возможностей. На данном этапе разрабатывается также стратегия размещения капиталов, инвестиционной политики, финансирования. Этот же этап включает выбор организационно-правовой формы предприятий, способов реорганизации экономических субъектов с целью создания или ликвидации групп предприятий, вида хозяйственной деятельности, методов ведения бухгалтерского учета и некоторые другие аспекты.

Первый  этап по существу, представляет собой  стратегическое налоговое планирование на микроуровне. Именно здесь вырабатывается долговременный курс хозяйствующего субъекта – выбор пути экономического развития и планирования налогов. От принятых на данном этапе решений в значительной степени будут зависеть объем налоговых обязательств хозяйствующего субъекта, размер полученных льгот.

Второй  этап характеризуется выбором наиболее выгодного с налоговой точки  зрения места расположения производств  и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

На этом этапе хозяйствующий субъект  совершает действия, направленные на получение текущего результат планирования. На данном этапе используются с учетом итогов первого этапа возможности  налогового и иного законодательства для непосредственной минимизации  налоговых обязательств – налоговые  льготы, учетная и амортизационная  политика, пробелы в действующем  законодательстве. Здесь действия экономического субъекта направлены на оказание целенаправленного  воздействия для выгодного, в  первую очередь ему, отражения финансовых результатов своей деятельности в целях минимизации налогообложения.

Третий  этап налогового планирования в организации  подразумевает выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение  ее соотношения с возникающим  при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически  входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия, с целью анализа  налоговых льгот. Налоговое поле может быть представлено в виде перечня  и характеристик налогов, взимаемых  с юридического лица, с указанием  основных параметров налога. В частности, к таким параметрам налога относятся: источник платежа, бухгалтерская проводка, налогооблагаемая база, ставка, сроки  уплаты, пропорции перечисления в  бюджеты разных уровней, реквизиты  организаций, куда делаются перечисления, льготы или особые условия исчисления налога. На основе проведенного анализа формируется план использования льгот по выбранным налогам.

Пятый этап представляет собой разработку (с  учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений  предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и прочее. В итоге  образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

Шестой  этап начинается с составления журнала  типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения  финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных  налоговых ситуаций, сопоставление  полученных финансовых показателей  с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.

Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного налогового учета и  контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов .

Анализируя  данный подход необходимо отметить его  особенность, а именно – деление  этапов налогового планирования на две  группы: этапов до регистрации и  начала функционирования организации  и этапов текущего планирования. Данный аспект можно рассматривать как  с положительной стороны, так  как существует четкое деление мероприятий  налогового планирования, так и с  отрицательной стороны, так как, на наш взгляд, такое деление ограничивает возможность принятия решений стратегического  характера в процессе деятельности организации. Минусом данного подхода  можно считать то, что автор  не выделяет как этап оценку эффективности  налогового планирования, так как  любая деятельность должна быть направлена на достижение определенных результатов.

Авторы  Т.А. Козенкова и А.В. Ройбу дают схожее с Е.Н. Евстигнеевым представление об этапах налогового планирования. Однако необходимо заметить, что данные авторы делят этапы налогового планирования на стратегическое и оперативное налоговое планирование, а также как этап, выделяют оценку эффективности налогового планирования.

Т.А. Козенкова выделяет этапы налогового планирования для целей определения налогового поля: стратегическое, оперативное и оценка эффективности налогового планирования . В рамках каждого этапа данный автор выделяет отдельные направления, представленные в таблице 2.

 

Таблица 2 Этапы налогового планирования

Стратегическое планирование

Оперативное планирование

Оценка эффективности налогового планирования

создание действующей хозяйствующей  единицы

расчет и управление налоговыми базами

установление величины отклонений фактических  результатов от плановых, анализ причин

кардинальные изменения условий  функционирования предприятия и  в процессе текущей деятельности предприятия

составление многовариантных налоговых  моделей

определение системы показателей, характеризующих  эффективность разработанных моделей

определение целей и задач организации, сферы производства и обращения, направлений деятельности (выбор  организационно правовой формы, структуры  и места расположения предприятия  и его структурных подразделений).

рациональное размещение активов  и прибыли предприятия

 

анализ предоставляемых законодательством налоговых

составление налоговых календарей

 

формирование налоговой учетной  политики

   

 

Похожую точку зрения высказывает экономист  Ройбу А.В.

Сущность  стратегического налогового планирования заключается в том, что при  решении важнейших условий своего функционирования организация проводит анализ налоговых последствий при  выборе того или иного варианта и  определяет оптимальный, наиболее соответствующий  реализации поставленных стратегических целей. На этом этапе происходит формирование основных элементов учетной политики организации, определяющих принципы ведения  налогового учета на ряд лет и оказывающих прямое влияние и на величину наиболее существенных налоговых платежей как таковых, и на поток денежных средств в целом.

Оперативное налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, осуществляемых в процессе текущей  деятельности организации и направленных на регулирование уровня ее налоговой  нагрузки. Оперативное налоговое  планирование имеет среднесрочный  и краткосрочный характер и базируется на условиях хозяйствования и налогообложения  хозяйствующего субъекта, определенных на уровне стратегического налогового планирования.

Завершающий этап налогового планирования – оценка его эффективности. Любое планирование бессмысленно без сравнения полученных результатов с запланированными.

Элементами  данного этапа являются:

- сравнение  фактических данных с плановыми  показателями, определение величин  отклонений, выявление и анализ  их причин, установление максимально  допустимых размеров отклонений (определение точности налогового  планирования);

- разработка  системы показателей, позволяющих  определить эффективность применяемых  методов налогового планирования, а также степень воздействия  на результативные финансовые  характеристики организации (определение  эффективности налогового планирования);

- корректировка  действующей системы налогового  планирования, принятие решений  об отказе то нерезультативных  методов и о разработке новых.

Сравнение плановых и фактических показателей  величин налоговых платежей производится при подведении итогов выполнения тех  или иных планов.

В. Я. Кожинов выделяет следующие 7 этапов: формирование налогового поля организации, образование системы договорных отношений, подбор типичных хозяйственных операций, определение возможных хозяйственных ситуаций, предварительный выбор вариантов хозяйственных ситуаций, составление журнала хозяйственных ситуаций, сравнительный анализ.

Информация о работе Методы и этапы налогового планирования