Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 10:16, курсовая работа
Конституцией Российской Федерации закреплена обязанность уплаты установленных налогов и сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и, вместе с тем, необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять его функции, в том числе социально-значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, то есть каждый обязан платить установленные виды налогов и сборов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
§1. Понятие и сущность налогового контроля…………………………….…...6
§2. Формы налогового контроля………………………………………………..11
2.1. Камеральная проверка и порядок ее проведения…………..……………..11
2.2. Выездная налоговая проверка……………………………………………...20
2.3. Иные методы налогового контроля………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..33
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический факультет
Кафедра финансового права
Методы налогового контроля
курсовая работа
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
§1. Понятие и сущность налогового контроля…………………………….…...6
§2. Формы налогового контроля………………………………………………..11
2.1. Камеральная проверка и порядок ее проведения…………..……………..11
2.2. Выездная налоговая проверка……………………………………………...20
2.3. Иные методы налогового контроля………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..33
Введение.
Конституцией Российской
Федерации закреплена обязанность
уплаты установленных налогов и
сборов. Налоги и сборы являются
признаком любого государства и,
вместе с тем, необходимым условием
существования самого государства,
они позволяют государству
Актуальность
данной темы заключается в
следующем: во-первых, значение обязательств
налогоплательщиков
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть понятие налогового контроля и определить его виды.
На основе этого
можно определить задачи
• изучение действующих форм и методов налогового контроля;
• определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.
Информационной базой для написания курсовой работы послужили, такие авторы как Ашмарина Е.М., Горбунова О.Н., Пепеляев С.Г., Артемов Н.М., Арефкина Е.И., Адашев, А.З., Пайзулаев И.Р., Караханян С.Г. и других.
Для того чтобы начать рассматривать понятие налогового контроля, необходимо определить его место в системе финансового контроля. Прежде всего, налоговый контроль - это государственный контроль, осуществляемый специальными контрольными органами. Его существование обусловлено наличием объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений1.
Особое внимание к налоговому контролю со стороны государства обусловлено тем, что налоги выступают основным источником бюджетных доходов. Фискальным задачам государства сформировать централизованные денежные фонды противостоит здесь естественное стремление налогоплательщика максимально уменьшить размер своих налоговых платежей. То есть интересы государства и налогоплательщиков в рамках налоговых отношений противоположны. Поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложения государство придает важнейшее значение. До введения в действие части первой НК РФ его нормативный механизм практически отсутствовал. Отдельные вопросы проведения налоговых проверок и оформления их результатов регулировались инструкциями и информационными письмами Госналогслужбы РФ. Все это приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Впервые, с выходом Федерального Закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ, в ст. 82 НК РФ приведено понятие «налоговый контроль» - деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ, а сама статья переименована, теперь она называется «Общие положения о налоговом контроле»2.
В сфере правового регулирования контроль используется, прежде всего, как механизм, посредством которого проверяется соответствие поведения и деятельности контролируемых субъектов (государственных органов, организаций и физических лиц) предписаниям правовых норм. Так, например, ст. 2 федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” устанавливает, что государственный контроль (надзор) -деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленнымифедеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями3. «Контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем4» - говорится в ст. 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой X Конгрессом Международной организации высших контрольных органов.
Однако следует отметить, что понимание контроля содержит указание на отличие его от надзора, которое заключается в том, что контролирующий вправе проверять не только законность, но и целесообразность деятельности контролируемого. Очевидно, что надзор в системе налогового контроля осуществляется налоговыми органами путем систематического сбора, обобщения, анализа и обработки информации о деятельности организаций и физических лиц в качестве налогоплательщиков. Это своего рода налоговый мониторинг, непрерывное отслеживание состояния дел в сфере налогообложения.
В процессе налогового контроля
проверяется исключительно
Целью налогового контроля является обеспечение режима законности в сфере налогообложения. Государство должно регулярно проверять, насколько правомерно действуют участники налоговых правоотношений, и при необходимости обеспечивать соблюдение налогового законодательства путем применения государственно-правовых мер убеждения и принуждения. Важной задачей налогового контроля является не только пресечение правонарушений, но и принятие мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению. В конечном счете, речь идет об укреплении налоговой дисциплины налогоплательщиков и совершенствовании налогово-правовой культуры общества в целом5.
Однако субъектам налогового
контроля запрещено вмешиваться
в оперативно-хозяйственную
Очевидно, что для охраны
своих имущественных интересов
в налоговой сфере государство
должно, во-первых, создать специальный
государственный орган или
Необходимость налогового контроля
также определяется наличием весьма
частого уклонения плательщиков
от налогообложения. Это явление
развивалось параллельно с
В настоящее время налоговые
доходы бюджетов всех уровней составляют
более 90% общего объема доходов, в результате
чего налогообложение становится важнейшим
элементом распределительно-
§2. Формы налогового контроля.
Камеральная налоговая проверка - это одна из форм налогового контроля. Проверке подвергаются все представленные налогоплательщиком налоговые декларации и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (далее - налоговая отчетность). Кроме того, в ходе проверки эти документы сопоставляются с другими документами о деятельности налогоплательщика, имеющимися у налогового органа. Об этом гласит статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)7.
Периодичность проведения камеральных
проверок определяется исходя из установленной
законодательством
Факт представления отчетности - первое, что проверяется в ходе камеральной проверки. Если налоговая декларация представлена после истечения установленного законодательством срока, налогоплательщику грозит ответственность по статье 119 НК РФ. Она применяется даже в том случае, если налог к доплате по декларации, представленной позже установленного срока, равен нулю. В этом случае налогоплательщику придется заплатить штраф в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Кроме того, нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей. Руководитель налогового органа или его заместитель вправе принять решение о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщика, не представившего декларацию. Эта мера воздействия используется в том случае, если налогоплательщик не представил декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока или отказался от ее представления вовсе (статьи 31 и 76 НК РФ).
Если такое решение принято, налоговый орган направляет его в банк и одновременно уведомляет об этом налогоплательщика. После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. Это делается не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.
Случается, что в представленной налоговой отчетности отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов (например, ИНН или период, за который представлена декларация), нечетко заполнены отдельные реквизиты, что делает невозможным их однозначное прочтение, или они заполнены карандашом. Также встречаются исправления, не оговоренные подписью налогоплательщика или его представителя. В этих случаях налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о необходимости представить документ, входящий в налоговую отчетность, по форме, утвержденной для данного документа, в установленный налоговым органом срок8.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.