Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства. Кривая Лаффера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:52, реферат

Краткое описание

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На
самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.
Целью моей работы является подробное рассмотрение и изучение налогов, а именно, их понятие, функции и сущность.

Содержание

Введение
Понятие и виды налогов
Сущность налогов
Функции налогов
Фискальная политика государства
Кривая Лаффера
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 53.81 Кб (Скачать файл)

-  безэквивалентность. налогов имеет двойственный характер. С точки зрения налогоплательщика, налоги, безусловно, безэквивалентны. А с точки зрения общества, налоги носят эквивалентный характер. Доходы бюджета, сформированные через налоговые поступления, используются и на финансирование государственных расходов. Последние должны быть направлены исключительно на благо общества в целом. Если граждане считают, что государство плохо выполняет свои функции, то они весьма неохотно платят налоги. Поддержка (или осуждение) налогоплательщиками экономической, социальной, внешней политики государства непосредственно сказывается на уровне собираемости налогов. Английский философ Ф Бэкон отмечал. что «налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее воздействие на дух народа»

-  целевой характер проявляется в обеспечении потребностей государства и муниципальных образовании в денежных ресурсах, направляемых на финансирование мероприятии, предусмотренных бюджетами различных уровней.

Перечисленные черты — эго лишь внешние признаки, через которые  раскрывается содержание налогов Экономическая  сущность налогов гораздо глубже.

Экономическое содержание налогов  выражается взаимоотношениями хозяйствующих  субъектов, граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных  финансов. Социально-экономическая  сущность налогов, их типы, структура  и роль видоизменяются вместе с природой и функциями государства.

Выделяют субъект и объект налога.

Субъектом налога является физическое или юридическое лицо, на которое  законодательством возложено обязательство  платить налог. Но в ряде случаев использование механизма ценообразования позволяет частично или даже полностью переложить налоговое бремя на других. Лицо, которое фактически уплачивает налог, называется носителем налога. Примером частичного перенесения налогового бремени субъектом налога (налогоплательщиком) на носителей налога может служить налог на прибыль. Последний может быть перенесен частично на потребителей путем повышения цены на продукцию и на поставщиков ресурсов — посредством занижения цен на них.

Объект налога — это доход  или имущество, на которые начисляется  налог (заработная плата, прибыль, товары, недвижимость и т.д.), а источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции налогов

Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Функции налогов — это такие  их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в  обществе в интересах обеспечения  жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем  страны.

- Фискальная  - означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функционирования государства.

      - Стимулирующая  -  при помощи  налоговых льгот,   санкций решаются

 вопросы   технического   прогресса,    капитальных   вложений,   расширение

 производства первичных  товаров и ограничение вторичных.

     - Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.

     - Распределительная и перераспределительная  -  При   помощи   налога

распределяет  и   перераспределяет  национальный  доход. Перераспределяет

первичные доходы и формирует  вторичные.

     - Социальная  функция  -   за   счет  налоговых   льгот  осуществляется

поддержка  объектов  социальной  инфраструктуры:   освобождение  от  налогов отдельных физических и юридических лиц.

     -  Контрольная  -  при помощи  налогов осуществляется  контроль   за

деятельностью предприятия,  формирование затрат  и  прибыли.   Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.

     Регулирующую  и стимулирующую функции называют  экономической  функцией. Такое разграничение функций налогов носит целевой  характер,   так  как  все функции переплетаются и осуществляются  одновременно.   Конкретными  формами проявления   категории   налога   являются   виды    налоговых     платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.

     Сегодня налоговая   система  призвана  реально   влиять  на  укрепление

рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства  и одновременно   служить    барьером    на    пути    социального    обнищания

низкооплачиваемых слоев населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фискальная политика государства

Фискальная (налогово-бюджетная) политика — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства. Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, государству необходимо поддерживать 

макроэкономическое  равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:

-       затраты на расширенное воспроизводство;

-       непроизводительные расходы государства;

-       развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;

-       проведение структурной политики;

-       содержание военно-промышленного комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса.

Важную роль здесь играет система  налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает  предпринимателей от уплаты налогов  с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.

В зависимости от характера использования  прямых и косвенных финансовых методов  экономическая наука различает  два типа фискальной политики государства:

-       дискреционную;

-       недискреционную.

Под дискреционной фискальной политикой  понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Второй вид фискальной политики – недискреционная, или политика автоматических стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнять ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью, так называемых встроенных стабилизаторов.

Кривая Лаффера

Лаффер — сторонник теории предложения — доказал, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с возросшими налоговыми поступлениями. Сокращение налогов не должно вызывать инфляционные дефициты.

Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.

Концепция кривой подразумевает наличие  оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления  достигают максимума.

Его взгляд известен как кривая Лаффера, которая на рисунке 6 раскрывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями.

 

 

Рис. 6. Кривая Лаффера

 

 

 

Основная идея заключается здесь  в том, что по мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления  будут расти от нуля до некоторого максимального уровня (М), а затем  снижаться до нуля.

Налоговые поступления падают после  некоторой точки, потому что более  высокие ставки"налога сдерживают экономическую активность, и, следовательно, налоговая база (национальный выпуск и доход) сокращается. Это легче всего проиллюстрировать в крайней точке, когда ставка налога составляет 100%.

Налоговые поступления здесь сокращаются  до нуля, потому что 100%-ная ставка налога имеет характер конфискации и  останавливает производство. В свою очередь, 100%-ный подоходный налог, приложенный  к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход.

Идея Лаффера состояла в том, что в некоторой точке (например, АО ставки налога столь высоки, что налоговые поступления ниже максимума М (рис.28.6). Логическое рассуждение Лаффера убеждало в том, что более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям и принятию деловых решений, подталкивая, таким образом, существенное расширение национального производства и дохода. Такая расширившаяся налоговая база сможет поддерживать налоговые поступления на прежнем уровне даже при том, что ставки налога будут ниже.

По мнению сторонников теории, ориентированной  на предложение, сокращение дефицита будет  обеспечиваться также двумя другими  обстоятельствами.

Во-первых. Сократятся масштабы уклонения  и неплатежа налогов. Высокие  предельные ставки подоходных налогов  подталкивают налогоплательщиков к  тому, чтобы не платить налогов  посредством использования различных  налоговых укрытий: приобретение муниципальных  облигаций; укрывательство доходов  от налоговой инспекции и т.д. Снижение ставок налогов ослабит  склонность к участию в таких  операциях.

Во-вторых. Стимулы к производству и увеличению занятости, которые  возникнут в результате снижения налоговых ставок, обеспечат сокращение правительственных трансфертных платежей.

Например, создание больших  возможностей для занятости сократит масштабы платежей пособий по безработице  и, следовательно, будет сокращать  дефицит бюджета.

Итак, современная макроэкономическая теория находится в состоянии  постоянного изменения. Существуют конкурирующие между собой теории которые пытаются объяснить, как функционирует экономика: кейнсианство, монетаризм, теория рациональных ожиданий, теория, ориентированная на предложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики.  Она

выступает  главным  инструментом   воздействия   государства   на   развитие

хозяйства, определения приоритетов  социального  и  экономического  развития. Поэтому необходимо, чтобы  налоговая  система  России  была  адаптирована  к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Налоги очень разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную  совокупность. Налоги делятся на группы по многим признакам.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований".

Экономическое содержание налогов  выражается взаимоотношениями хозяйствующих  субъектов, граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных  финансов. Социально-экономическая  сущность налогов, их типы, структура  и роль видоизменяются вместе с природой и функциями государства.

 Основными инструментами фискальной  политики являются доходы и  расходы государственного бюджета,  то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства. Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. – «Издательский дом ГУ–ВШЕ», 2007.–С. 404 – 511 с.
  2. Дуканич Л.В. Налоги и налогооблажение: Серия « Учебники и уч. Пособия». –Ростов: Феникс, 2007.–417 с.
  3. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ. 2001. – 861с.
  4. М. А. Сажина,   Г. Г. Чибриков «Экономическая теория» Издательство НОРМА, Москва, 2001 – с. 352.

Информация о работе Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства. Кривая Лаффера