Налоговая политика: сущность, функции, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблемам налогов и современной налоговой политики Российской Федерации сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Налоговая политика представляет собой систему налоговых мероприятий, осуществляемых государством при формировании доходов государства и регулировании экономики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти.

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика курсач.docx

— 86.02 Кб (Скачать файл)

       Введение 

     Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики. Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и т.д.  Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства. От того, сколько будет собрано налогов, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.  Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства. Государство широко использует налоговую политику (в частности, гибкое управление объемом изымаемой в виде налогов доли внутреннего валового продукта (ВВП)) в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

     Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблемам налогов и современной налоговой политики Российской Федерации сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Налоговая политика представляет собой систему налоговых мероприятий, осуществляемых государством при формировании доходов государства и регулировании экономики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов.  Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему. Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения

    1. Налоговая политика: сущность, функции, проблемы

 

 

 

    1. Налоговая политика: её сущность и функции

 

Сущность  налоговой политики

     Налоговая политика — деятельность государства, выраженная в комплексе мероприятий, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти и государственного управления в области налогов и сборов, отражающих классификацию налогов, методы и принципы налогообложения, действующих на законной основе в налоговой системе данной страны. 
Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации интересов общества.

     Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Налоги — одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монет и отправление правосудия. Следовательно, налоги устанавливаются в одностороннем порядке, а противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. 
     Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике. 
Налоговое право служит отправным моментом в осуществлении налоговой политики Исходя из этого можно сказать, что налоговая политика — комплекс правовых действий органов власти и управления определяющий целенаправленное применение налоговых законов. 
     Налоговая политика — это составная часть финансовой политики государства. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, состоянием экономики и государственных финансов. Кроме того, в современных условиях немаловажную роль в состоянии налоговой политики играют и социальные группы, стоящие у власти в государстве. 
     Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель— оптимизацию централизуемых средств через налоговую систему в условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производству территориального экономического развитие уровня дохода населения 
     Задачи налоговой политики сводятся к следующему: 
обеспечение государства финансовыми ресурсами; 
создание условий для регулирования хозяйства страны в 
целом; сглаживание возникающего в процессе рыночных отношений 
неравенства в уровнях доходов населения.

     Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе.  
 
Функции налоговой политики

     Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе.  
 
     Выделяют три важнейшие функции налогов: 
 
1) фискальную (финансирование государственных расходов); 
 
2) регулирующую, или распределительную (государственное регулирование экономики); 
 
3) социальную (поддержание социального равновесия в обществе путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними). 
 
     Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое. 
 
     Разграничение функций налога носит в значительной мере условный характер, поскольку они осуществляются одновременно. Отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других. Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций. 
 
     Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, так как главное предназначение налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций — обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач, создания и поддержания единой коммуникационной структуры. 
 
     Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его регулирующая, или распределительная, функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного фискального инструмента распределительных отношений в обществе. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их Установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по регионам страны. 
 
     Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание малоимущих. В этом заключена социальная  функция налогов. 
 
     Налоги оказывают существенное воздействие и на сам процесс воспроизводства. Здесь проявляется стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, на структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.  
 
   Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое   бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов  (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога   на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога   на имущество, акцизов и других. 
 
     Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду.   Нужно отметить, что   налоговое   стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не   налоговыми   льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса. 
 
     В то же время регулирующая   функция     налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом   подходе. Создание непомерного   налогового   бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый   гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного   налога   на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.  
 
     С регулирующей и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой — в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Так, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику.  
 
     Поощрительная функция. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта  функция   представляет собой приспосабливание   налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового   кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств. Налоги как стоимостная категория  имеют  свои отличительные  признаки  и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и  назначение.  

    1. Структура налоговой системы

Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов и  иных платежей, взимаемых органами государственной власти с административно-территориальных  образований, граждан и организаций, являющихся налогоплательщиками, а  также принципов, форм и порядка  их установления, изменения, отмены уплаты, принятия мер по обеспечению сбора  налогов, осуществлению контроля.

     Участниками правоотношений в системе налогообложения являются:

1. Государственные административные  образования:

– региональные (республики, не являющиеся субъектами иных образований, кроме как РФ, края, области, г. Москва и Санкт-Петербург);

– местные (республики, входящие в состав других образований РФ, автономные области, округа и районы субъектов РФ);

– муниципальные (города, районы городов, в том числе г. Москвы и Санкт-Петербурга, поселки, села и т.д.).

2. Юридические лица (организации).

3. Физические лица (граждане).

4. Органы налоговой службы (таможенной  службы).

5. Органы исполнительной власти  РФ.

В РФ устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги (сборы, пошлины). Федеральными признаются налоги (платежи), устанавливаемые федеральным  законодательством и обязательные к уплате на всем экономическом пространстве РФ. Региональными признаются налоги (платежи), устанавливаемые законами субъектов РФ на основании федерального закона о налогообложении. Местными признаются налоги (платежи), принимаемые  представительными органами местного самоуправления в соответствии с  законами субъекта РФ и федеральными законами.

          Федеральным законом РФ устанавливаются следующие платежи:

1. Платеж административно-территориального  образования РФ (регионального, местного, муниципального);

2. Налог на доход организации  (юридического лица).

3. Налог на доход гражданина (физическое  лицо).

4. Государственная пошлина (в т.ч.  лицензионный сбор).

5. Таможенная пошлина (сбор).

             Законодательством субъекта РФ регулируются налоги (платежи):

1. Дорожный налог.

2. Пошлина на недвижимость (транспорт).

3. Пошлина на природные богатства  (землю, леса, водные ресурсы, недра).

4. Коммунальные налоги.

       

   Законодательством местного самоуправления регулируются платежи:

1. Пошлина на лицензируемые виды  деятельности.

2. Сборы за виды деятельности (торговлю  на рынках, сдачу в аренду помещений  и т.д.).

   Все налоги (сборы, пошлины), взимаемые с налогоплательщиков, зачисляются в бюджет муниципального образования и являются источниками его доходов.

Платежи административно-территориальных  образований зачисляются:

– с муниципальных образований в местный бюджет (республики, входящей в состав другого государственного образования, автономной области, округа или района субъекта РФ);

– с местного образования в региональный бюджет (республики, не входящей в состав другого государственного образования, кроме как в состав РФ, края, области, гг. Москвы и Санкт-Петербурга);

– с регионального образования в государственный бюджет РФ.

Объектами налогообложения признаются доходы, получаемые налогоплательщиками от всех видов деятельности, недвижимость (строения, транспорт), природные богатства (земля, лес, недра, водные ресурсы), ввозимые и вывозимые товары и т.д.

Доходами  признаются денежные средства и иная материально-вещественная выгода, получаемая налогоплательщиками в любой  форме от всех видов деятельности.

Исчисление  суммы налога (сбора, пошлины), подлежащего  уплате за установленный налоговый  период, производится налогоплательщиком самостоятельно. Сумма налога и иного  платежа исчисляется из налоговой  базы, налоговой ставки по каждому  виду налога (платежа) индивидуально. Уплата налогов и иных платежей осуществляется в сроки, определяемые законодательством. В случае неуплаты платежей в сроки, установленные законодательством, налогоплательщики уплачивают штраф (пеню) в соответствии с законом. Контроль за уплатой всех видов платежей (кроме коммунальных услуг) осуществляется органами государственной налоговой службы.

Уплата всех видов платежей гражданами (физическими лицами) производится через организации, выплачивающие  денежное вознаграждение, и кредитную  организацию посредством платежных  документов.

Уплата платежей организациями (юридическими лицами) осуществляется в безналичной  форме через кредитную организацию. Уплата платежей административно-территориальными образованиями РФ производится в  безналичной форме авансовыми платежными поручениями через кредитную  организацию.

Все налогоплательщики самостоятельно составляют и представляют в налоговые  органы по месту учета бухгалтерскую  отчетность или налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, установленный законодательством.

Анализ налоговых систем государств показывает, что несмотря на их различие, они имеют в своем составе (структуре) сходные элементы, хотя в разных сочетаниях.

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

– виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований;

Информация о работе Налоговая политика: сущность, функции, проблемы