Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 15:57, реферат
Целью данной работы является анализ налогов и налоговой политики РФ, а так же рассмотрение способов совершенствования налоговой политики РФ.
Для достижения поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи :
необходимо изучить само понятие “налоги” и “налоговая политика”
рассмотреть сущность и значение налоговой политики и налогов
изучить направления налоговой политики
рассмотреть вопрос совершенствования налоговой политики РФ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..................3
1 Налоги и налоговая политика РФ…………...……………………………………4
1.1 Сущность налогов и налоговой политики….………………………….4
1.2 Динамика показателей налоговой политики…………………………..8
2 Налоговая политика и пути ее совершенствования…………………………...12
2.1 Главные проблемы налоговой политики РФ……………….................12
2.2 Совершенствование налоговой политики РФ………………...............16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………
В I полугодии 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 885,3 млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что на 11,5% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июне 2011г. поступление налога на доходы физических лиц составило 174,4 млрд. рублей, что на 14,3% больше, чем в предыдущем месяце. Но также можно отметить, что процент дохода, полученный в виде выигрышей, призов, процентных доходов по вкладам в банки, с процентов при получении кредитов увеличился на 0,1 %. Также процент с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса РФ увеличился на 0,3 %. Анализ данных показателей был проведен на основе таблицы “Поступление налога на доходы физических лиц” (Приложение C).
В I полугодии 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 278,1 млрд. рублей, что на 32,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (94,0%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин). В июне 2011г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 54,7 млрд. рублей, что на 9,5% больше по сравнению с предыдущим месяцем. Анализ данных показателей был проведен на основе таблицы “Поступление акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ” (Приложение D).
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в федераль- ный бюджет, и уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 сентября 2009г. составила 644,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2009г. она увеличилась на 15,2%, в том числе по налогу на добавленную стоимость – на 19,6%, по акцизам в целом - на 15,8%, налогу на прибыль организаций – на 9,4%. Уменьшилась задолжен- ность по налогу на добычу полезных ископаемых – на 16,1% (рис. 2).
Рис.2 Динамика задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в консолидированный бюджет РФ.
Урегулированная задолженность на 1 июля 2011г. составила 400,8 млрд. рублей (58,1% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2011г. она увеличилась на 6,1%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства – 213,6 млрд. рублей (53,3%) и задолжен-ность, взыскиваемую судебными приставами – 118,3 млрд. рублей (29,5%).
Задолженность по единому социальному налогу на 1 июля 2011г. по сравнению с 1 января 2011г. сократилась на 13,1%. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 июля 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 10,2% и составила 31,0 млрд. рублей. Анализ данных показателей был проведен на основе таблицы “структура задолженности по единому социальному налогу” (Приложение E).
Задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды на 1 июля 2011г. по сравнению с 1 января 2010г. сократилась на 18,4%. Анализ данных показателей был проведен на основе таблицы “Структура задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды” (Приложение F). Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций на 1 июля 2011г. сократилась по сравнению с 1 января 2011г. на 19,3% и составила 45,8 млрд.рублей [9, с. 1].
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
2.1 Главные проблемы налоговой политики РФ.
Налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально–экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
Налоговая система России постоянно находилась в состоянии трансформации. Менялись ставки налогов, условия их взимания, объекты налогообложения, что затрагивало практически все субъекты экономики. Происходившая перестройка налоговой системы влияла не только на экономические условия производства товаров и услуг, но и на доходы граждан, поэтому вопросы налоговой политики всегда остаются актуальными.
В налоговой политике проявляется
относительная
С самого начала построения налоговой системы России был взят фискаль- ный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85–90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения – фискальной, распределительной и регулирующей.
Основной целью российской налоговой системы была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его односто-роннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия – стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.
Основной недостаток
налоговой системы России состоит
в том, что она ориентирована
на устранение дефицитности бюджета
изъятием доходов предприятий. Нет
достаточной увязки налоговой системы
с развитием экономики и
Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества – предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.
В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5–10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2–25. Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком [4, с. 92].
Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляци-онный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явление вполне закономерно – ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров – население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собстве- нного использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления “любой ценой”.
Налоговая система должна соответствовать элементарным требованиям теории налогообложения. В России же базой налога на добавленную стоимость является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме того, в базу этого налога включаются акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого отношения к добавленной стоимости не имеют. Необоснованно и то, что одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж – акциз. Вследствие этого налог на добавленную стоимость теряет свое действительное содержание и практически превращается в налог с продаж (своеобразный многократный налог с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, значительно увеличивающего цену.
Часть налоговых платежей из прибыли предприятий также перекладывается на потребителя, имея возможность компенсировать уплату налогов ростом свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, а также тем начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость продукции (платежи в пенсионный фонд, в фонды социального и медицинского страхования и другие фонды).
Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Это очень удобно с точки зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором – идет процесс “накачивания” налоговой массы, но в то же время увеличивается дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы.
Одним из наиболее существенных
недостатков действующей
Пока же налоговая
система России не ориентирована
на косвенное поддержание
Налоговая система России неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальной остается задача обеспе- чить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитнос- ти бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике принадлежит особая роль. Наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию. Чтобы соответствовать этим требованиям налоговая система России должна быть принципиально реформирована. Требует изменения механизма и целевая направленность налогов.
2.2 Совершенствование налоговой политики РФ.
Для того что бы улучшить налоговую политику РФ, необходимо укрепление и совершенствование налоговой системы. Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных финансовых ресурсов. Основной задачей такого этапа является обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.
Основные направления налоговой реформы в России в этом общем контексте видятся следующими:
Сегодня самым оптимальным решением является:
― резко увеличить налогооблагаемую базу и ставки ресурсных платежей как основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать в доход государства;
― расширить права местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборот- ных средств) и граждан;
Информация о работе Налоговая политика и пути ее совершенствования