Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:21, доклад
Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.
В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.
1. Понятие налогового контроля
2. Цель налогового контроля
3. Задачи налогового контроля
4. Методы налогового контроля
5. Субъекты и объекты налогового контроля
6. Учет налогоплательщиков
7. Камеральные и выездные проверки
8. Нормативно правовые акты и список используемой литературы и сайтов
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова
филиал
Российской таможенной академии
______________________________
Кафедра правового обеспечения ВЭД
Дисциплина: Налоговое право
Доклад на тему:
«Налоговая проверка»
Подготовил:
Студент 2-го курса
Юридического факультета
Очной формы обучения
Группы № 2212
Юрченко Г.Д.
Проверила:
Преподаватель Шипилова Е.П.
2013
План:
1. Понятие налогового контроля
2. Цель налогового контроля
3. Задачи налогового контроля
4. Методы налогового контроля
5. Субъекты и объекты налогового контроля
6. Учет налогоплательщиков
7. Камеральные и выездные
8. Нормативно правовые акты и
список используемой
1. Понятие налогового контроля.
Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.
В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.
В узком смысле под налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.
В соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. (абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ) Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Цель налогового контроля.
Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.
Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.
3. Задачи налогового контроля
Перед налоговым контролем стоят следующие задачи:
-обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
-содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
-обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
-выявить и пресечь налоговые правонарушения.
Для выполнения задач, возложенных
на налоговые инспекции, они наделены
широкими полномочиями, которые можно
разделить на четыре группы:
Полномочия, обеспечивающие необходимые
условия для осуществления контроля, т.е.
право производить у налогоплательщиков
проверки документов, связанных с исчислением
и уплатой налогов, право получать необходимые
пояснения при проверках, право получать
документы, касающиеся хозяйственной
деятельности налогоплательщика, и копии
с них, право обследовать производственные,
складские, торговые и иные помещения
предприятий, учреждений, организаций
и граждан, используемые для извлечения
доходов либо связанные с содержанием
объектов налогообложения т.д..
Полномочия по пресечению нарушений в налоговом законодательстве, т.е. право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение, право приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
Полномочия по применению восстановительных мер, выражающихся во взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством;
Полномочия по применению мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
4. Методы налогового контроля
Методы налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:
-диалектический подход;
-принципы логического и системного анализа;
-методы экономического анализа и статистических группировок;
-визуальный осмотр;
-выборочная
проверка документов и др. Основным же методом налогового
контроля является документальная проверка
налогоплательщиков.
Документальная проверка юридических
лиц осуществляется в соответствии с годовыми
планами работы инспекции и квартальными
графиками проверок, составляемых по каждому
участку работы. В них включают в первую
очередь предприятия, имеющие прибыль
в значительных размерах или допускающие
грубые нарушения в ведении бухгалтерского
учета и налогового законодательства,
а также все убыточные предприятия для
выяснения причин убытков и объявления
их банкротами.
Документальная проверка может длиться,
как правило, не более 30 дней. Этот срок
может быть увеличен в исключительных
случаях с разрешения руководителя Государственной
налоговой инспекции или его заместителя.
Налоговые органы при проверке первичных
документов и учетных регистров применяют
сплошной или выборочный метод.
Сплошной метод характеризуется проверкой
всех документов, в том числе записей в
регистрах бухгалтерского учета. Сплошной
проверке подвергаются, как правило, кассовые
и банковские операции.
Выборочный метод – это метод, при котором
проверяют часть первичных документов
в каждом месяце проверяемого периода
или за несколько месяцев. В тех случаях,
когда выборочной проверкой будут установлены
серьезные нарушения налогового законодательства
или его злоупотребления, то проверка
на данном участке деятельности предприятия
проводиться сплошным методом с обязательным
изъятием документов, свидетельствующих
о сокрытии (занижении) прибыли (доходов)
или сокрытии иных объектов от налогообложения
у предприятий, учреждений, организаций
и граждан.
Деятельность налоговых и других уполномоченных
органов вводится в соответствии с Налоговым
кодексом в рамках правовой процессуальной
формы. Осуществление налогового контроля
на практике происходит в рамках контрольно-процессуальной
деятельности соответствующих органов,
которые используют конкретные правовые
формы и методы налогового контроля. Закрепление
форм и методов осуществления контрольной
деятельности на должном законодательном
уровне имеет важное значение для регулирования
отношений между органами и налогоплательщиками.
5.Субъекты и объекты налогового контроля.
Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.
Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.
6. Учет налогоплательщиков
Место постановки на налоговый учет в зависимости от категории налогоплательщиков
Категория налогоплательщиков |
Место постановки на учет |
Организации |
|
Физическое лицо или индивидуальный предприниматель |
|
Налоговые органы обязаны поставить на учет организацию или индивидуального предпринимателя в течение пяти дней после подачи заявления и предусмотренных законодательством документов и выслать по почте уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, утвержденном Минфином России.
В случае ликвидации или реорганизации организации, открытия или закрытия филиала или обособленного подразделения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган, который проводит снятие с учета, в течение 14 дней.
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который необходимо указывать во всех документах, подаваемых в налоговый орган, в том числе в декларациях, отчетах и заявлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на налоговый учет являются налоговой тайной. Законодательством также предусмотрен код причины постановки на налоговый учет (КПП), который присваивается в зависимости от вида деятельности, осуществляемой организацией.
При постановке на налоговый учет налогоплательщик получает соответствующее свидетельство, в котором указываются:
название организации (индивидуального предпринимателя);
ИНН;
КПП;
юридический адрес;
данные о государственной регистрации;
другие необходимые данные.
Учет налогоплательщиков определен статей 83 Налогового кодекса РФ
1. В целях проведения налогового
контроля организации и
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, а также организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".
Особенности
учета иностранных организаций
и иностранных граждан
Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.
1.1.
Управляющие компании закрытых
паевых инвестиционных фондов, которым
передано в доверительное
2.
Постановка на учет в
3.
Постановка на учет в
4.
Постановка на учет в