Налоговое право в системе права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:02, контрольная работа

Краткое описание

Происходящие серьезные перемены в экономике страны стимулируют рост общественного интереса к налоговым отношениям. Активные поиски законодателями и экономистами работающей модели налоговой системы все больше выявляют связанные с нею новые (а зачастую и старые) проблемы законодательства. Этому способствует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод государственного управления одним из главных в системе управления рынком и социально-экономическим развитием общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3
1. Понятие, предмет и метод налогового права………………………...……….5
1.1 Понятие налогового права……………………………………………………5
1.2 Предмет налогового права……………………………………………………6
1.3 Метод налогового права……………………………………………………...7
2. Система, принципы и источники налогового права…………………..……..9
2.1 Система налогового права………………………………………………...….9
2.2 Принципы налогового права………………………………………………..10
2.3 Источники налогового права………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………….…………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговое право.docx

— 34.61 Кб (Скачать файл)

Источниками налогового права являются нормативные  правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. Современное  финансовое право допускает существование  налоговых договоров. Такие договоры заключаются в целях избежания  двойного налогообложения, они имеют  межгосударственный характер. Внутригосударственные  налоговые договоры заключаются  и в случаях, если предприятия  принимают на себя обязательства  по выполнению общенациональных инвестиционных и социальных программ. Однако и  в этом случае необходимо принятие особого закона, регламентирующего  порядок действия такой системы  налогового стимулирования.

Все нормативные  акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативные акты.

Закон —  это обладающий высшей юридической  силой нормативный акт, принятый в специальном порядке законодательным органом государства либо населением на референдуме.

Конституция РФ является основным законом. Федеральные  законы и иные нормативные правовые акты должны приниматься на основе и в развитие Конституции РФ и  не должны ей противоречить. В ст. 8, ст. 19, ст. 57, п. 3 ст. 71, п. 4 ст. 72, п. 3 ст. 75, ст. 132 Конституции РФ содержатся основные положения (принципы), которые развиты  в НК РФ, законах о налогах, а  также в иных законах и подзаконных  актах. Так, принцип равного налогового бремени вытекает из ст. 8, ст. 19 и 57 Конституции  РФ. В сфере налоговых отношений  он означает, что не допускается  установление дополнительных, а также  повышенных по ставкам налогов в  зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.

Конституционные принципы составляют основу разграничения  полномочий в налоговой сфере.

Налоговое законодательство — это система  нормативных актов различного уровня, регулирующих правоотношения плательщиков с государством, организацию, ход  и цели налогового производства, ответственность  сторон за налоговые правонарушения.

Центральное место в налоговом законодательстве занимает Налоговый кодекс РФ. Помимо него налоговые правоотношения регулируются системой таможенного, арбитражного, уголовного, административного, гражданского законодательства. Кроме того, силу закона приобретают  межгосударственные договоры, принимаемые  для избежания двойного налогообложения.

К другим источникам налогового права относятся  акты исполнительных органов: указы Президента РФ, постановления правительства, приказы и инструкции министерств и других центральных органов, решения местного самоуправления, имеющие нормативное значение, т.е. устанавливающие общие правила поведения.

Основной  формой нормотворчества федеральных  органов государственной власти, составляющих финансовый аппарат, является издание приказов и инструкций.

Согласно  п. 1 ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере налогов  и сборов и в сфере таможенного  дела, органы исполнительной власти субъектов  РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством  о налогах и сборах случаях  в пределах своей компетенции  издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут  изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Как указано  в п. 2 ст. 4 НК РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и  надзору в области налогов  и сборов и в области таможенного  дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные  правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Органы  государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции  также принимают нормативные  правовые акты в сфере финансов.

Помимо  нормативных актов, существуют акты толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, ответы на вопросы и т. п. Важнейшая особенность таких актов заключается в том, что они могут толковать и разъяснять отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не применяются при рассмотрении спора по существу. Говоря об актах толкования права, отдельно следует остановиться на постановлениях пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые являются актами официального толкования и в этом качестве обязательны для применения соответствующими судами РФ, а также на постановлениях

Конституционного  Суда РФ, которые являются источниками  права, в том числе финансового, в отличие от постановлений иных судов.

Согласно  Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти»  федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и  надзору в области налогов  и сборов, является Федеральная налоговая служба РФ.

Однако  их особенность состоит в том, что они не устанавливают юридические  нормы, а признают их неконституционными в том случае, если они не соответствуют  Конституции РФ.

Кроме правовых, в правоприменительной практике используются акты ненормативного характера, т. е. такие, которые не содержат правовых норм общего характера, а применяются  в индивидуальном порядке. Это, например, решения арбитражного суда по конкретному  налоговому делу.

Особое  место в регулировании налоговых  отношений отводится нормам, которые  устанавливаются на межгосударственном уровне, совокупность которых принято  именовать международным налоговым  правом.

В налоговых  законах и подзаконных нормативных  актах изложены не только нормы, закрепляющие права, обязанности и ответственность  участников правоотношений, но и теоретические  положения налогового законодательства и практика его применения. Отмечается, что взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы, составляет систему налогового законодательства.

Понятие «налоговое законодательство» трактуется неоднозначно. В законодательных  актах о налогообложении можно  встретить формулировки «законодательство  о налогах», «законодательство по налогообложению», «правовые акты, регулирующие отношения в области  налогообложения» и другие. Правоприменительная  практика выявила проблему конкуренции  различных отраслей законодательства в регулировании вопросов, так или иначе связанных с налогообложением. Наиболее остро нуждаются в разграничении сферы, регулируемые гражданским и налоговым законодательством. Регулирование налоговым законодательством несвойственных ему отношений создает реальную угрозу стабильности правовой системы в целом, чревато нарушениями прав и законных интересов граждан и предприятий.

В соответствии с НК РФ (п. 5 ст. 1) законодательство о  налогах и сборах в совокупности образуют:

- законодательство  РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

- законодательство  субъектов РФ о налогах и  сборах, которое в соответствии с п. 4 ст. 1 НК РФ состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ;

- нормативные  правовые акты органов местного  самоуправления о местных налогах и сборах, которые принимаются представительными органами местного самоуправления.

Следует отметить, что налоговое право  не является самодостаточным, изолированным  правовым образованием, оно, в частности, находится в неразрывном единстве с конституционным правом. Конституция  страны определяет основной налоговый  правопорядок. Взаимодействует налоговое  право и с административным правом, а также комплексными отраслями  права земельным, муниципальным, банковским, страховым и т. п. Самым тесным образом оно связано с иными  подотраслями и институтами финансового  права.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоги  являются основным источником доходов  государственного бюджета. Общественные отношения, возникающие в связи  с установлением, введением в  действие и взиманием налогов, а  также по осуществлению налогового контроля, привлечению к ответственности  за нарушения законодательства о  налогах и сборах регулируются нормами  финансового права, которые в  своей совокупности формируют налоговое  право.

По вопросу  о месте налогового права в  системе права в юридической  науке сегодня не существует единого  мнения. Можно выделить следующие  основные концепции места налогового права в системе права:

- налоговое  право является частью бюджетного  права как крупного раздела  финансового права;

- налоговое  право является самостоятельным  институтом финансового права;

- налоговое  право является комплексным институтом, состоящим из норм конституционного, финансового, административного  и финансового права;

- налоговое  право является самостоятельной  отраслью права.

Налоговые органы — обязательный участник отношений  и по осуществлению налогового контроля, а также привлечения к ответственности  за допущенные налоговые правонарушения. В последних, кроме того, участвуют  суд и правоохранительные органы.

Налоговые правоотношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии  соответствующего закона, только в  форме правоотношения», поскольку  обязанность уплачивать налоги устанавливается  только законодательно.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3824.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
  4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // «Собрание законодательства РФ», 2004, №11, ст. 945.
  5. Налоги и налогообложение под ред. М.В. Романовского. - СП б: Питер, 2004.
  6. Налоговое право: Учебник / Под ред. Грачёвой Е.Ю., Ивлиевой М.Ф., Соколовой Э.Д. М., 2005.
  7. Налоговое право: Учебник / Под ред. Землина А.И. М., 2005.
  8. Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник. М.: Юрист, 2006.
  9. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу РФ (часть первая) / Под ред. А.Н. Козырина. М.: Кодекс, 2006. Электронная версия: информационно-правовая система "КонсультантПлюс".
  10. Развитие налогового законодательства: вопросы теории и практики / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Готика, 2005.



Информация о работе Налоговое право в системе права России