Налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 14:16, реферат

Краткое описание

В современных условиях налоговые правонарушения приобретают все более массовый характер. Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых правонарушений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический. Как показывает статистика, чаще всего налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет .
Цель курсовой работы непосредственно заключается в анализе существующих в Российской Федерации налоговых правонарушений путем исследования сущности и видов налогового правонарушения.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по налогам (3).docx

— 49.17 Кб (Скачать файл)

Анализируя различные  подходы к классификации причин возникновения налоговых правонарушений, можно выделить в качестве оснований  две группы факторов, обусловливающих  совершение налоговых правонарушений11.

К первой относятся те из них, которые в малой степени  зависят от деятельности налоговых  органов. Наиболее важными являются:

- объективное противоречие  между экономическими потребностями  и возможностями современного  российского общества - отдельных  социальных слоев, групп, личностей;

- общее снижение уровня  жизни, в некоторых группах  социума - ниже границы обеспечения  физиологической выживаемости;

- определенные детерминации  в области социальной психологии, находящие проявления в искаженных  потребностях, интересах, целях,  взглядах, нравственных ценностях  и правосознании лиц, совершающих  правонарушения;

- разрушение традиционных  для России стереотипов поведения,  общепринятых норм морали и  нравственности, выражающееся в  правовом нигилизме, нравственно-психологическом  состоянии налогоплательщиков, характеризующемся  негативным отношением к существующей  системе налогообложения.

Другая группа факторов, способствующих совершению налоговых  правонарушений, непосредственно связана  с деятельностью налоговых органов. По содержанию эти факторы подразделяются на:

а) связанные с недостатками нормативного обеспечения профилактической деятельности налоговых органов;

б) факторы организационного характера.

К группе факторов, связанных  с организацией деятельности налоговых  органов и оказывающих определенное негативное влияние на состояние  и динамику налоговой деликатности, прежде всего относится низкий уровень общей и индивидуальной профилактики.

К числу организационных  факторов, влияющих на состояние налоговой  деликатности, относится и низкий уровень информационно-аналитического обеспечения профилактики налоговых правонарушений. Между тем такое обеспечение является основой для установления тенденций налоговых правонарушений, определения основных видов борьбы с ними и разработки наиболее эффективных профилактических мер. Между тем анализ практики показывает, что это важное направление деятельности нуждается в существенной реорганизации.

Таким образом, выделяют две группы факторов, обусловливающих  совершение налоговых правонарушений: непосредственно связанные с  деятельностью налогвых органов  и в малой степени зависящие  от деятельности налоговых органов.

 

2.2 Классификация налоговых правонарушений, существующих в Российской Федерации.

 

Конкретные составы  налоговых правонарушений и ответственность  за их совершение предусмотрены в  гл. 16 НК РФ. При этом следует отметить, что статьями данной главы НК РФ предусматривается ответственность  как за чисто налоговые правонарушения, посягающие на законодательно установленный  порядок поступления налоговых  доходов в бюджет, так и за правонарушения, хотя и «неналоговые» по своей  сути, но так или иначе затрагивающие  нормы законодательства о налогах  и сборах. Так, например, в ст. 128 НК РФ установлена ответственность свидетеля за неявку либо уклонение от явки, а также неправомерный отказ от дачи показаний либо дачу ложных показаний, в ст. 129 НК РФ - ответственность эксперта, переводчика или специалиста за отказ от участия в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

В целом в гл. 16 НК РФ предусматривается ответственность  за следующие виды налоговых правонарушений:

- нарушение срока постановки  на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

- уклонение от постановки  на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ);

- нарушение срока представления  сведений об открытии и закрытии  счета в банке (ст. 118 НК РФ);

- непредставление налоговой  декларации (ст. 119 НК РФ);

- грубое нарушение  правил учета доходов и расходов  и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

- неуплата или неполная  уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

- невыполнение налоговым  агентом обязанности по удержанию  и (или) перечислению налогов  (ст. 123 НК РФ);

- несоблюдение порядка  владения, пользования и (или)  распоряжения имуществом, на которое  наложен арест (ст. 125 НК РФ);

- непредставление налоговому  органу сведений, необходимых для  осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ);

- неявку либо уклонение  от явки, а также неправомерный  отказ от дачи показаний либо  дачу заведомо ложных показаний  лицом, вызываемым в качестве  свидетеля (ст. 128 НК РФ);

- отказ эксперта, переводчика  или специалиста от участия  в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения  или осуществление заведомо ложного  перевода (ст. 129 НК РФ);

- неправомерное несообщение  сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ)12.

Рассмотрим подробнее  некоторые из этих правонарушений.

1. Нарушение срока  постановки на учет в налоговом  органе.

Согласно ст. 83 НК РФ налогоплательщики  подлежат постановке на учет в налоговых  органах соответственно по месту  нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту  жительства физического лица, а также  по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

За невыполнение этих требований в ст. 116 НК РФ предусмотрена  ответственность в виде штрафа.

Размер штрафа зависит  от срока непостановки на налоговый  учет: если налогоплательщик просрочил  подачу заявления на срок 90 дней и  менее - штраф составит 5000 руб., а  по истечении 90 дней заплатить придется уже в два раза больше - 10 000 руб.

При этом причина, по которой  налогоплательщик допустил просрочку, значения не имеет.

Применение данных санкций  на практике затрудняется тем, что в  соответствии с п. 5 ст. 114 НК РФ при  совершении одним лицом двух и  более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности  без поглощения менее строгой  санкции более строгой. Поэтому  нередко налоговые органы при  обнаружении просрочки подачи заявления  о постановке на учет свыше 90 дней подают иск о взыскании санкций сразу  по двум частям ст. 116 НК РФ.

Между тем нормы ст. 116 НК РФ только дифференцируют размер налоговых штрафов в зависимости  от срока просрочки выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. То есть в п. 2 ст. 116 НК РФ предусмотрен особый квалифицирующий  признак состава налогового правонарушения, установленного в п. 1 ст. 116 НК РФ.

2. Непредставление налоговой декларации

Непредставление налоговой  декларации в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.

Если просрочка оказалась  свыше 180 дней после истечения установленного срока, то налогоплательщику придется уплатить штраф в размере 30% суммы  налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога за каждый полный или неполный месяц начиная  со 181-го дня 13.

Сроки представления  налоговых деклараций предусмотрены  соответствующими законодательными актами для каждого налога отдельно.

То есть при непредставлении  налоговой декларации в течение  более 180 дней по истечении установленного срока ответственность в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ к налогоплательщику  применена быть не может.

Отсюда следует и  другой важный вывод о том, что  налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии расчетов, а также дополнений и изменений  в налоговую декларацию. Законодатель предусмотрел обязанность налогового органа принять их.

Не являются основанием для отказа в принятии декларации и ошибки в ее составлении, например отсутствие описи вложения.

Само несоблюдение установленной  формы декларации суды не расценивают  как правонарушение по ст. 119 НК РФ. Достаточно, чтобы такая декларация была подана своевременно и содержала все  необходимые сведения, предусмотренные  для исчисления и уплаты соответствующего вида налога.

Формы налоговых деклараций так часто меняются, что налогоплательщики иногда не успевают отследить появление новой формы и сдают отчетность на бланках по старой форме. Это не может служить основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ.

3. Неуплата или неполная уплата сумм налога

Налоговое правонарушение по ст. 122 НК РФ выражается в неисполнении (ненадлежащим исполнении) налогоплательщиком обязанности по уплате законно установленных  налогов, когда:

- налоги вообще не  уплачиваются (неуплата сумм налога);

- налоги уплачиваются  частично, то есть не полностью  (неполная уплата сумм налога).

Неуплата налога - это  полное неисполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, установленной пп. 1 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 45 НК РФ. Неполная уплата налога - частичное исполнение обязанности по уплате налога. Неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

Если же неправильное исчисление налога не повлекло неуплату или неполную уплату налога в бюджет, применение мер ответственности  по ст. 122 НК РФ будет необоснованно.

Также не может быть признана неуплатой налога ситуация, когда  организация неправомерно указала  в декларации сумму вычетов по НДС, но вычет не произвела, так как  сумма начисленного налога по этой декларации была равна нулю. Поскольку  недоимка по налогу не возникла, то и  штрафовать организацию за неуплату налога нельзя.

В тех случаях, когда  налогоплательщик завысил сумму  вычетов по НДС, оштрафовать его  за неуплату налога можно, только если налог реально возвращен из бюджета. Если же возмещение лишь заявлено, но реально  налог еще не возвращен, то у налогоплательщика  нет недоимки по налогу, а следовательно, нет и штрафа за неуплату налога.

Санкция по п. 1 ст. 122 НК РФ четко определяет только два конкретных случая неправомерного поведения налогоплательщика, а именно:

- занижение налоговой  базы;

- неправильное исчисление  налога.

Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности  по ст. 122 НК РФ лишь на основании неуплаты (неполной уплаты) сумм налога в установленный  срок, если налоговая декларация представлена им своевременно и содержит достоверные  сведения.

Кроме того, недоимка у  налогоплательщика должна существовать на момент принятия налоговым органом  решения о привлечении к ответственности  по ст. 122 НК РФ. В противном случае привлечение налогоплательщика  к ответственности по данной норме  неправомерно.

Много споров по вопросу  применения ст. 122 НК РФ возникает в  ситуациях, когда в ходе одной  налоговой проверки у налогоплательщика  выявлены и переплата, и недоимка.

Для привлечения к  ответственности в этом случае налоговый  орган должен сначала доказать, что  переплата уже зачтена в счет погашения иной задолженности налогоплательщика.

Если же у налогоплательщика  имеется переплата налога в более  поздние периоды по сравнению  с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может  быть освобожден от ответственности, предусмотренной  ст. 122 НК РФ, только при соблюдении им условий, определенных п. 4 ст. 81 НК РФ.

Пункт 3 ст. 122 НК РФ предусматривает  взыскание штрафа в размере 40% за умышленное совершение деяний, предусмотренных  п. 1 ст. 122 НК РФ. Из этого следует, что  налоговые правонарушения, предусмотренные  п. 1 ст. 122 НК РФ, должны быть совершены  по неосторожности.

Ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах применяется только при наличии вины обязанного лица, совершившего нарушение норм законодательства о налогах и сборах14.

Таким образом, анализируя различные подходы к классификации причин возникновения налоговых правонарушений, можно выделить в качестве оснований две группы факторов, обусловливающих совершение налоговых правонарушений. К первой относятся те из них, которые в малой степени зависят от деятельности налоговых органов. Ко второй – те, которые непосредственно связаны с деятельностью налоговых органов.

Конкретные составы  налоговых правонарушений и ответственность  за их совершение предусмотрены в  гл. 16 НК РФ. При этом следует отметить, что статьями данной главы НК РФ предусматривается ответственность  как за чисто налоговые правонарушения, посягающие на законодательно установленный  порядок поступления налоговых  доходов в бюджет, так и за правонарушения, хотя и «неналоговые» по своей  сути, но так или иначе затрагивающие  нормы законодательства о налогах  и сборах. Налоговым кодексом законодательно закреплено 12 налоговых правонарушений, за каждое из которых предусмотрена  ответственность в виде налоговых  санкций – штрафов.

 

  ГЛАВА 3. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в российской федерации.

 

    1. Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности.

 

Правовое регулирование15 ответственности в сфере налогообложения является составной частью налогового законодательства и представляет собой совокупность норм налогового и других отраслей права, возникающих в сфере взаимодействия налоговых органов и участников налоговых правоотношений при взимании налогов и затрагивающих имущественные интересы государства по обеспечению доходной части бюджета.

Информация о работе Налоговые правонарушения