Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 13:21, реферат
Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков.
Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных Органов — обеспечить уплату налогов.
Введение
1. Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов
2. ИСПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
2.1 Понятие и принципы исполнения налоговых обязательств
2.2 Залог и поручительство как способы обеспечения исполнения налоговой обязанности
3. Задача
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Поручитель может взять на себя
ответственность за исполнение должником
обязательства, ограничив свою ответственность
определенным сроком. В этом случае говорят
о поручительстве, ограниченном сроком.
Данный вид поручительства необходимо
отличать от поручительства на срок, в
котором поручитель принимает на себя
ответственность не просто за исполнение
обязательства главным должником, а за
исполнение его в срок11.
При поручительстве
поручитель обязывается перед налоговым
органами в полном объеме уплатить налоги
(сборы) и пени за налогоплательщика в
том случае, если тот сам не исполнит свою
налоговую обязанность . Поручительство
оформляется письменным договором между
налоговым органом и поручителем. В соответствии
со ст.74 НК РФ по исполнении поручителем
своих обязанностей в соответствии с договором
к нему переходит право требования от
налогоплательщика уплаченных им сумм,
процентов по этим суммам, а также возмещения
убытков, понесенных в связи с исполнением
обязанности налогоплательщика.
При поручительстве поручитель обязывается перед налоговым органами в полном объеме уплатить налоги (сборы) и пени за налогоплательщика в том случае, если тот сам не исполнит свою налоговую обязанность . Поручительство оформляется письменным договором между налоговым органом и поручителем. В соответствии со ст.74 НК РФ по исполнении поручителем своих обязанностей в соответствии с договором к нему переходит право требования от налогоплательщика уплаченных им сумм, процентов по этим суммам, а также возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.
3.Задача. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк платёжного поручения при наличии соответствующего денежного остатка на счёте налогоплательщика. Будет ли признан уплаченным налог в случае отзыва налогоплательщиком из банка платёжного поручения? Какими в этом случае нормами налогового кодекса должна руководствоваться налоговая инспекция? Обоснуйте ваш ответ.
В Налоговом кодексе моменту исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога посвящен пункт 2 статьи 45 глава 8. Он гласит, что при безналичных расчетах налог считается уплаченным после предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату соответствующей суммы при наличии достаточного денежного остатка на его счете. Налог не признается уплаченным, если банк вернул платежное поручение или его отозвал сам налогоплательщик.
Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ
ПО УПЛАТЕ
НАЛОГОВ И СБОРОВ
Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога или сбора
п. 2. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
п. 4. Обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:
1) отзыва налогоплательщиком
или возврата банком
2) отзыва налогоплательщиком-
По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
Налоговый орган вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней после принятия данного решения.
(абзац введен Федеральным зако
Статья 48. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ)
1. В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
(в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
3. Рассмотрение дел о
взыскании налога, сбора, пеней, штрафов
за счет имущества физического
лица производится в
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
К заявлению о взыскании может
прилагаться ходатайство налогового органа
(таможенного органа) о наложении ареста
на имущество ответчика в порядке обеспечения требования
4. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица на основании вступившего в законную силу судебного акта производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
5. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении:
1) денежных средств на
счетах в банке и электронных
денежных средств, переводы которых
осуществляются с
(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
2) наличных денежных средств;
3) имущества, переданного
по договору во владение, в
пользование или распоряжение
другим лицам без перехода
к ним права собственности
на это имущество, если для
обеспечения исполнения
4) другого имущества, за
исключением предназначенного
6. В случае взыскания
налога, сбора, пеней, штрафов за
счет имущества физического
7. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество физического лица, реализуемое в порядке исполнения судебных актов о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговые правоотношения
— это урегулированные нормами налогового
права общественные финансовые отношения,
возникающие по поводу взимания налогов
с юридических и физических лиц, других
категорий налогоплательщиков.
Основным содержанием налогового правоотношения
является обязанность налогоплательщика
внести в бюджетную систему или внебюджетный
государственный (местный) фонд денежную
сумму в соответствии с установленными
ставками и в предусмотренные сроки, а
обязанность компетентных Органов — обеспечить
уплату налогов.
Невыполнение налогоплательщиками
своей обязанности влечет за собой причинение
материального ущерба государству, ограничивает
его возможности по реализации функций
и задач. Поэтому законодательство предусматривает
строгие меры воздействия к лицам, допустившим
такое правонарушение, чтобы обеспечить
выполнение этих обязанностей.
В налоговых правоотношениях
участвуют: налогоплательщики, органы
государственной налоговой службы и кредитные
органы — банки, которые принимают и зачисляют
налоговые платежи на счета соответствующих
бюджетов. Они являются носителями юридических
прав и обязанностей в данных отношениях,
т. е. субъектами налогового права.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Верстова М.Е. «Институт поручительства в налоговой сфере»// «Налоги»№12 – М., «Юрист», 2007. с. 5 – 6
2.Комментарий к налоговому кодексу РФ/ Под ред. С.В. Земляченко. – М.: Кодекс, 2008. – С. 24.