Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:19, курсовая работа
Целью работы является изучение налогового контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налога на прибыль.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
• исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля;
• изучение основ организации контрольной работы налоговых органов;
• изучение действующих форм и методов налогового контроля;
определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.
Если при проведении налоговых
проверок у налоговых органов
возникает необходимость
Сущность камеральной проверки состоит в том, что она проводится по месту нахождения налогового органа. В данном случае налоговые органы проверяют налоговые декларации и документы, представленные налогоплательщиками, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.
Для проведения камеральной проверки должностным лицам налоговых органов не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа; она может быть проведена в течение трех месяцев со дня представления конкретным налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, связанных с налогообложением.
В случае обнаружения ошибок и неточностей в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в этих документах, налоговый орган должен сообщить об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный налоговым органом срок.
Если же в ходе камеральной проверки выявлены факты сокрытия или занижения налогооблагаемой базы, а также сумм причитающихся к уплате налогов, то налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
При проведении камеральной
проверки налоговым органам
Выездная налоговая проверка, как это видно из ее названия, осуществляется должностными лицами налоговых органов непосредственно на месте нахождения налогоплательщика и проводится на основе данных бухгалтерского и налогового учета, осуществляемого налогоплательщиком.
В отличие от камеральной, выездная налоговая проверка должна проводиться только на основании соответствующего письменного решения руководителя налогового органа.
Как уже отмечалось, Налоговый
кодекс, в отличие от ранее действовавшего
налогового законодательства, существенно
ограничил права налоговых
Независимо от времени
проведения предыдущей проверки повторная
проверка может проводиться лишь
в двух случаях: в связи с реорганизацией
или ликвидацией организации-
В ходе выездной налоговой проверки может быть при необходимости проведена инвентаризация имущества налогоплательщика. Должностные лица налоговых органов могут также осматривать или обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода или связанные с содержанием объектов налогообложения.
Если в ходе проведения выездной проверки у налоговых инспекторов появятся достаточные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, то указанные сотрудники должны изъять эти документы по акту. В акте должна быть обоснована необходимость изъятия документов и приведен их перечень.
В некоторых случаях в ходе проведения выездной налоговой проверки составляется протокол осуществления отдельных действий. Протокол должен зафиксировать все выявленные при производстве указанных действий существенные для дела факты и обстоятельства. Для этого к проведению выездных налоговых проверок могут привлекаться другие лица: эксперты, специалисты, свидетели, понятые.
Привлечение указанных лиц
к проведению выездных налоговых
проверок является принципиально новым
элементом контрольной работы налоговых
органов за соблюдением
При проведении налоговой
проверки должностные лица налоговых
органов могут привлекать свидетелей.
Налоговым законодательством
В ходе проведения выездной налоговой проверки может возникнуть ситуация, когда для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. В этом случае для участия в данной проверке может быть привлечен эксперт.
Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе. [12,168]
Для проведения экспертизы должностное лицо налогового органа, осуществляющее выездную налоговую проверку, должно вынести специальное постановление.
Для оказания содействия в осуществлении налогового контроля в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий налоговые органы могут на договорной основе привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками и не заинтересованных в исходе дела.
Специалисты, в частности, могут привлекаться для участия в производстве выемки у проверяемых налогоплательщиков документов и предметов.
При проведении действий по осуществлению налогового контроля могут быть вызваны понятые в количестве не менее двух человек. Их основная обязанность состоит в том, чтобы удостоверить в протоколе факты, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии в процессе выездной налоговой проверки.
Присутствие понятых, в частности,
необходимо при осмотре должностными
лицами налоговых органов территорий,
помещений налогоплательщика, в
отношении которого проводится проверка,
а также документов и предметов.
Обязательно присутствие
По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по установленной форме, который подписывается этими лицами и руководителями проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем. [9,97]
В таком акте указываются
документально подтверждаемые факты
налоговых правонарушений, выявленные
в ходе проверки, или отсутствие
таковых, а также выводы и предложения
проверяющих по устранению выявленных
нарушений и ссылки на статьи Налогового
кодекса, предусматривающие
Подготовленный и подписанный
проверяющими и проверяемыми акт
налоговой проверки, в котором
зафиксированы налоговые
По результатам рассмотрения материалов проверки руководителем налогового органа выносится соответствующее решение, содержание которого может состоять в следующем.
Во-первых, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Второй вариант решения
может состоять в отказе от привлечения
налогоплательщика к
И наконец, в-третьих, руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В случае принятия решения
о привлечении
Только после принятия
мотивированного решения
Принципиально новым моментом
взаимоотношений налоговых
Как установлено в Налоговом
кодексе, после вынесения решения
о привлечении
При этом до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Обращение в суд производится налоговым органом только в случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или же пропустил установленный в требовании срок уплаты штрафной санкции.
Исковое заявление о взыскании
налоговой санкции с
К исковому заявлению в обязательном порядке должны быть приложены решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.,
Как установлено статьями 31 и 89 НК РФ, налоговые органы вправе проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осматривать его производственные, складские, торговые и прочие территории, используемые для извлечения дохода. Кроме того, проверяющие могут изъять у организации все документы, которые свидетельствуют о совершении ею налоговых правонарушений.
Дадим же характеристику этим действиям МНС России.
Осмотр - это действие налоговых инспекторов, которое направлено на установление соответствия между данными, полученными ими от налогоплательщика, и фактическими данными.
Право же на эту форму контроля закреплено пунктом 1 статьи 92 НК РФ. В соответствии с этим пунктом проверяющий инспектор в целях получения полной информации об объекте проверки вправе осматривать территории и помещения налогоплательщика.
Согласно пункту 3 статьи 92 НК РФ, осмотр осуществляется в присутствии понятых. Присутствие же должностных лиц самой организации при проведении осмотра необязательно. Но в то же время они имеют право в нем участвовать. В необходимых случаях при осмотре может производиться фото и киносъемка, видеозапись, снятие копий с документов.
Органы, осуществляющие налоговый
контроль, исполняют возложенные
на них задачи во взаимодействии между
собой и с другими
Налоговые органы наделены следующими правами: