Налоговый кодекс-как источник налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи курсовой работы. Цель данного исследования - комплексный анализ ключевых проблем становления системы источников налогового права Российской Федерации, формулирование дефиниций используемых понятий, разработка классификации налогово-правовых источников, анализ основных принципов их действия, определение роли Налогового Кодекса как источника налогового права.

Вложенные файлы: 1 файл

Главными источниками налогового права являются Налоговый кодекс РФ и законодательные акты Российской Федерации.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

    С 1 января 2003 г. в состав налоговой  системы России включен также транспортный налог, объединивший ранее действовавшие налог на имущество физических лиц в части обложения водно-воздушных транспортных средств и налог с владельцев транспортных средств, регулировавшийся федеральным законом о дорожных фондах.

    Начиная с января 2004 г. вступили в действие еще четыре новые главы Налогового кодекса РФ. Одна из них посвящена специальному режиму налогообложения в условиях действия соглашений о разделе продукции. Вторая определяет порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес.

Важное  значение для налогоплательщиков имеет  глава Кодекса, посвященная налогу на имущество организаций, в корне изменившая действовавший до этого порядок исчисления и уплаты данного налога. С 1 января 2004 г. введен новый федеральный сбор – сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

    В 2004 г. продолжалась доработка недостающих  глав части второй Кодекса. Были приняты и с 1 января 2005 г. вступили в действие три главы Кодекса, установившие порядок исчисления и уплаты водного налога, земельного налога и государственной пошлины.

    В 2004 г. наступила также определенная ясность с налоговой системой страны: были приняты ст. 13, 14 и 15 части  первой Налогового кодекса, устанавливающие  перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов.[6] Всего было установлено 15 налогов и сборов. В связи с отменой с 2006 г. федерального налога на наследование или дарение налоговая система 
 

- 8 -

России  включает в себя 14 налогов и сборов, в том числе 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных.

    Кроме того, неотъемлемой частью налоговой  системы России являются налоги, установленные специальными налоговыми режимами.

Таким образом, вне рамок второй части  Налогового кодекса продолжает функционировать только один местный налог: налог на имущество физических лиц.

    В целом формирование второй части  Кодекса должно было завершиться  к началу 2006 г. Но пока последняя  глава Кодекса не принята. После  ее принятия он станет единым, взаимосвязанным и комплексным документом, регламентирующим всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.

    Кодекс  и только Кодекс будет регулировать практически все вопросы налогообложения  в России: от взаимоотношений государственных  органов налогового контроля и налогоплательщиков и до порядка расчета и уплаты всех установленных в нем налогов.

    Проведенные Налоговым кодексом изменения налоговой  системы направлены на решение целого ряда важнейших задач. Однако следует  особо подчеркнуть, что принятие Налогового кодекса не ставило своей целью кардинально изменить действующую с 1 января 1992 г. в стране налоговую систему. Кодекс представляет собой эволюционное преобразование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов. Это означает, что в Кодексе сохранены основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, ресурсные налоги и др.), формирующие основу российской налоговой системы. Указанные налоги нашли широкое применение, как в развитых, так и в развивающихся государствах, в различных экономических режимах. Они подтвердили высокую эффективность, за годы экономических реформ к ним адаптировались российские налогоплательщики и контролирующие органы.

    Принятие  Налогового кодекса, прежде всего, обеспечивает создание единой в рамках Российской Федерации налоговой системы, включая формирование единой правовой базы налогообложения.

    Решение этой задачи реализуется за счет установления закрытого перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов. Кодексом вместо ранее определенных федеральным законодательством 48 налогов и отчислений во внебюджетные фонды и более чем 100 фактически действовавших к моменту начала его разработки налогов, сборов и иных обязательных платежей установлено, как уже отмечалось, всего 14 налогов и сборов.

    Одновременно  с этим осуществлена унификация налогов  и иных обязательных платежей, в  том числе и со схожей налоговой базой. Отменено также большое количество “мелких” налогов и сборов, обеспечивающих незначительные поступления в бюджеты, но дорогих в администрировании. Наиболее кардинальное преобразование проведено в части существовавших до принятия Кодекса взносов в государственные внебюджетные социальные 
 

- 9 -

фонды, которые объединены в единый социальный налог.

    Изменена  структура налогов, направленная на минимизацию налогов и сборов, имеющих целевую направленность. В частности, согласно установленной в Налоговом кодексе налоговой системе отменены действовавшие ранее налоги на реализацию горюче-смазочных материалов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, приобретение автотранспортных средств, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, региональные, зональные и местные налоги и сборы на ввозимые или вывозимые товары (при перемещении товаров по территории России), а также ряд других налогов и сборов.

    Особо следует отметить, что принятие Кодекса  также существенно упрощает налоговое законодательство на основе формирования единой правовой базы налогообложения.

Это обеспечено, в первую очередь, за счет систематизации действовавших норм и положений, регулирующих процесс налогового производства, приведения их в формализованную, единую, логически цельную и согласованную систему. В частности, устранены такие недостатки существовавшей до принятия Кодекса налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. Как известно, до принятия Налогового кодекса кроме законодательных органов право издания актов, регулирующих налоговые отношения, имело Правительство РФ и многочисленные федеральные и региональные органы исполнительной власти. К моменту принятия части первой Налогового кодекса в стране действовало более тысячи нормативных документов по налогообложению, включая инструкции, письма, телеграммы, разъяснения налоговых и финансовых органов, и только тридцать из них являлись собственно законами.

    Четко прописаны в Кодексе права  и обязанности как налогоплательщиков, так и государства в лице его контрольных органов. Это позиционирует налоговое правовое поле, вводит в законодательное русло процесс налоговых взаимоотношений, улучшает налоговое администрирование.

    Усовершенствованы механизмы и процедуры исполнения налогового обязательства. В частности, введен институт требования в форме напоминания налогоплательщику о необходимости уплатить налог.

    Налоговые органы первоначально должны предъявлять  требования уплатить налог, а уже  затем в законодательном порядке  имеют право применять финансовые и административные санкции к неплательщикам. Налоговым кодексом существенно ограничены возможности применения “силовых” мер при неисполнении налогоплательщиком возложенных на него обязательств.

    Впервые за все время действия налоговой  системы России установлен четкий порядок изменения срока исполнения налогового обязательства, осуществляемый в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестици- 
 
 

- 10 -

онного  налогового кредита. Кодекс оговаривает  платность за предоставленные отсрочки или рассрочки уплаты налогов, за исключением изменения срока исполнения налогового обязательства по отдельным основаниям, в том числе связанным с недофинансированием из государственного бюджета или неоплатой государственного заказа. Предусмотрено также, что возврат излишне взысканных с налогоплательщика или излишне уплаченных им самостоятельно средств при неисполнении налоговым органом установленного срока возврата осуществляется с уплатой государством налогоплательщику соответствующих процентов.

    В Налоговом кодексе четко прописана  система штрафных санкций за нарушение  налогового законодательства, уменьшены ранее действовавшие необоснованно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. При этом Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых нарушений.

    Принципиальное  значение имеет введенная в Кодексе норма об обязательном судебном порядке взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций за нарушения налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф добровольно). Таким образом, штрафы за нарушение налогового законодательства должны взиматься только по решению суда.

Налоговый кодекс является гарантией обеспечения  стабильности налоговой системы, что выражается относительно долгосрочной предсказуемостью в комплексе взаимоотношений между налогоплательщиками и государственными органами налогового контроля.

    Указанная стабильность обеспечивается в первую очередь за счет того, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т. е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в неизменности налоговой системы на конкретную перспективу.

    Стабильность  налоговой системы в определенной мере гарантирована также за счет законодательно установленного порядка  введения в действие и отмены налогов  и сборов, изменения правил налогообложения.

    Согласно  положениям Налогового кодекса налог  считается установленным лишь в том случае, когда определены все без исключения основные элементы налогообложения, в том числе налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка, порядок исчисления и сроки уплаты налога. При этом налоги в Российской Федерации должны устанавливаться исключительно налоговым законодательством. Одновременно Кодексом определено само понятие “налоговое законодательство”: оно состоит из собственно Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

    До  принятия Кодекса не существовало положения, трактующего форму внесения в бюджет налогового платежа. Поэтому на практике внесение налогов в бюджет осуществлялось в натуральной форме (в частности, в виде  
 
 

- 11 -

части объема добычи минерального сырья), в зачетной неденежной форме, в валюте иностранных государств и в некоторых других формах. Налоговый кодекс установил в этом вопросе правовую основу, определив, что налоги взимаются с налогоплательщиков исключительно в форме денежных средств и исполняются в валюте Российской Федерации. Только лишь иностранными организациями и физическими лицами, а также в отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. Других форм уплаты налогов Кодекс не предусматривает. Сделано в Кодексе лишь одно исключение, носящее не прямой, а рамочный характер. Организация налоговой системы Российской Федерации В частности, Кодексом допускается особый порядок уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени для специальных налоговых режимов, к которым относится соглашение о разделе продукции. Соглашение о разделе продукции согласно его идеологии и сути обязано предусматривать возможность натуральной формы уплаты налога, поскольку большинство действующих налогов должно быть заменено на раздел продукции.

    Стабильность  налоговой системы обеспечивается также установленным в Кодексе  порядком введения в действие актов  законодательства о налогах и  сборах во времени. Установлено, в частности, что акты законодательства о налогах не могут вступать в силу ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

    Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги или сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

    Если  же акты законодательства устанавливают новые налоги или сборы или повышают налоговые ставки, размеры сборов, а также устанавливают или отягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, или же устанавливают новые обязанности, или каким-либо другим образом ухудшают положение налогоплательщиков, то они согласно Кодексу не могут иметь обратной силы.

    В том же случае, если акты законодательства устраняют или смягчают ответственность  за нарушение законодательства о  налогах и сборах или устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, то они могут иметь обратную силу. Также могут иметь обратную силу акты законодательства, отменяющие налоги или сборы, снижающие размеры 20 их ставок, устраняющие обязанности налогоплательщиков или другим образом улучшающие их положение.

Информация о работе Налоговый кодекс-как источник налогового права