Налогообложение малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение малых предприятий, выявление проблем налогообложения.
Задачи работы:
1) изучение сущности и функций налогов;
2) рассмотрение малых предприятий;
3) анализ налогообложения малых предприятий;
4) рассмотрение проблем налогообложения малых предприятий

Вложенные файлы: 1 файл

Налогообложение малых предприятий тема.docx

— 49.30 Кб (Скачать файл)

1.2 Характеристика малых предприятий

Многие международные авторитеты утверждают, что будущее рыночной экономики -- за небольшими предприятиями. Напри-мер, сегодня в Англии 96% фирм -- малые. В них трудится более 1/3 рабочих и служащих частного сектора. В США эти цифры еще значительнее. Там число мелких предприятий увеличивается еже-годно примерно на 10%. На подавляющем числе из них работают не более 20 сотрудников. Доходы данной группы бизнесменов по-стоянно растут.

К малым предприятиям относятся предприятия любой формы собственности и организационно-правовой формы, численность работников которых не превышает:

-- в промышленности, в строительстве, на транспорте -- 100 человек;

-- в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере -- 60 че-ловек;

-- в оптовой торговле -- 50 человек;

-- в розничной торговле  и бытовом обслуживании населения -- 30 человек;

-- в остальных отраслях  и при осуществлении других  видов де-ятельности -- 50 человек.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» с 1 января 2008 года к малым предприятиям относятся предприятия предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость составляет 400 млн. рублей.

К малому предпринимательству относят также деятельность отдельных граждан -- индивидуальных предпринимателей.

Малые предприятия привлекают наибольшей мобильностью, они наиболее чувствительны к новшествам, не боятся риска, ме-нее подвержены кризисам и социальным потрясениям. Когда в 60-е годы в Англии свирепствовала безработица, малый бизнес сумел открыть около миллиона новых рабочих мест.

К достоинствам малых предприятий можно отнести такие, как независимость, большую симпатию к ним населения, не любяще-го «акул капитала», более низкие расходы на управление, возмож-ность более быстрой окупаемости расходов. Малый бизнес это как бы точки роста, почки на дереве рыночной экономики. Имен-но с них, как правило, берут начало крупные предприятия. (Под крупными здесь подразумеваются такие, численность которых выходит за пределы, установленные российским законодательст-вом для малых предприятий.)

Не случайно поэтому малый бизнес пользуется неизменной государственной поддержкой во всех странах, не исключая и Рос-сии (правда, пока у нас эта поддержка во многом носит деклара-тивный характер).

По российскому законодательству малые предприятия могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства, в любых формах собственности. Им разрешается заниматься всеми видами хозяйст-венной деятельности. Особенно поощряется малый бизнес в так называемых приоритетных отраслях: промышленности, строитель-стве, производстве и переработке сельскохозяйственной продук-ции, изготовлении товаров народного потребления, бытовом об-служивании населения.

Наши малые предприятия, особенно те из них, которые рабо-тают в упомянутых приоритетных отраслях, получают льготы по налогам и кредитованию. Льготы по налогам касаются первых, самых трудных лет работы малого предприятия. От налогов также освобождается та часть прибыли, которую малое предприятие вкладывает в свое развитие. В интересах малого бизнеса создается малогабаритное оборудование, машины и механизмы.

Помощь малому бизнесу способна оказать и так называемая франчайза, получившая распространение в ряде стран с рыноч-ной экономикой. Франчайза -- это форма взаимодействия, парт-нерства между малым и крупным бизнесом, заключающаяся в том, что крупные фирмы дают малым свое имя, организуют им рекламу, снабжают передовыми технологиями и капиталами, по-лучая взамен часть прибыли.

В условиях рыночной экономики большое число предприятий возникает не только с целью производства товаров, но и для услуг населению: в торговле, общественном питании, бытовом обслу-живании, здравоохранении, образовании, сфере культуры. В ряде стран они составляют не менее 1/3 всех предприятий. В них занято до 80% трудоспособного населения. В России эти цифры значитель-но скромнее, поэтому у нас здесь есть солидный резерв решения проблемы занятости.

В соответствии со статьей 4 Федерального Закона РФ от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в России» с 1 января 2008 года к категориям субъектов малого бизнеса относят:

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц и коммерческие организации (за исключением государственных муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных  граждан, общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных  юридических лиц не должна  превышать 25% ( за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая 1 или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса не должна превышать 25%;

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарных год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого бизнеса;

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный  год не должна превышать предельные  значения, установленные Правительством  Российской Федерации для каждой  категории субъектов малого бизнеса.

2. Налогообложение субъектов малого  предпринимательства

2.1 Общая система налогообложения

Общая система налогообложения состоит из федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют на территории всех регионов РФ, а региональные - только в тех, где законодательный орган принял специальный закон об их введении. В этом законе устанавливаются ставка, формы отчетности, сроки уплаты. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов власти.

Налоги, действующие в Российской Федерации с 1 января 2006 года по сегодняшний день:

1) Федеральные налоги Региональные  налоги Местные налоги,

2) Налог на добавленную  стоимость,

3) Налог на имущество  организаций,

4) Земельный налог

5) Акцизы Налог на игорный  бизнес,

6) Налог на доходы физических  лиц,

7) Транспортный налог

8) Налог на имущество  физических лиц,

9) Единый социальный налог,

10) Налог на прибыль

11) Налог на добычу полезных  ископаемых,

12) Водный налог

13) Сбор за пользование  объектами животного мира и  водных биологических ресурсов

14) Государственная пошлина

Естественное желание каждого предприятия - платить как можно меньше налогов. Этой цели можно достичь с помощью грамотного налогового планирования. Его принципы просты: использовать все возможные законные способы снижения налогов; платить в бюджет только минимальную сумму налогов в последний день установленного для этого срока.

Порядок исчисления и уплаты налогов и сборов регулируется законодательными и другими нормативными актами. Начисление налогов и сборов, причитающихся в соответствии с налоговыми декларациями (расчетами) организации к уплате в бюджет, отражается по кредиту соответствующих субсчетов (аналитических позиций) счета 68 и может производиться за счет: затрат на производство (расходов на продажу) - например, земельный налог. В этом случае налоги и сборы учитываются на счетах учета производственных затрат (расходов на продажу) в корреспонденции с соответствующими субсчетами учета налогов и сборов; финансовых результатов деятельности предприятия - например, налог на имущество предприятий, на рекламу, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, сбор за право использования местной символики. В этом случае налоги и сборы учитываются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в корреспонденции с соответствующими субсчетами учета налогов и сборов. Налог на прибыль организаций, причитающийся к уплате в бюджет, отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". На финансовые результаты деятельности организации (в дебет или кредит счета 99) относятся также дополнительные платежи в бюджет (возврат из бюджета), исчисленные исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального банка РФ за пользование банковским кредитом; доходов, выплачиваемых физическим и юридическим лицам, - например, налог на доходы физических лиц с физических лиц, НДС и налог на доходы, уплачиваемые за счет средств, перечисляемых иностранным юридическим лицам. Такие налоги отражаются по дебету счетов учета расчетов в корреспонденции с соответствующими субсчетами учета налогов и сборов. По кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки" или счетом 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов. В корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" - суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над суммой налогов и сборов.

Фактическое перечисление в бюджет налогов и сборов отражается по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и может производиться с расчетного счета, со специальных счетов в кредитных организациях, за счет кредитов или из кассы организации.

При продаже на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту уплата налога в бюджет осуществляется в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка РФ, действующему на день уплаты налога.

Задолженность организации перед бюджетом по уплате налога отражается на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам" в рублях в сумме, исчисленной исходя из стоимости проданных товаров (работ, услуг) в иностранной валюте, пересчитанной по курсу рубля, действующему на дату возникновения объекта налогообложения.

Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за весь период его работы должны быть отражены в налоговых регистрах, сформированных в соответствии с принципами налогового учета.

2.2 Упрощенная система налогообложения

В соответствии с налоговым законодательством упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками на добровольной основе. С 1 января 2006г. гл. 26.2 НК РФ применяется в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ. Упрощенная система налогообложения, в отличие от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, распространяется на организацию в целом, а не на какой- либо отдельный вид деятельности. При применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики уплачивают единый налог, исчисленный по результатам их хозяйственной деятельности за налоговый период (без учета деятельности, переведенной на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход). Уплата единого налога организациями заменяет уплату (п. 2 ст. 346.11 НК РФ): налога на прибыль организаций; налога на имущество организаций; единого социального налога; НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации). Уплата единого налога индивидуальными предпринимателями заменяет уплату (п. 3 ст. 346.11 НК РФ): налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности); налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности); единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности; выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц.

Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанности:

1) по уплате страховых  взносов на обязательное пенсионное  страхование, предусмотренной Федеральным  законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации";

2) иных установленных на  территории Российской Федерации  налогов;

3) по ведению кассовых  операций, в соответствии с Порядком  ведения кассовых операций в  Российской Федерации, утвержденным  решением Совета директоров Банка  России от 22 сентября 1993 г. N 40;

4) обязанностей, предусмотренных  Федеральным законом от 22 мая 2003г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой  техники при осуществлении наличных  денежных расчетов и (или) расчетов  с использованием платежных карт".

В соответствии с п. 2 ст. 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему, если:

1) выручка от реализации  за 9 месяцев текущего года не  должна быть больше 15 млн рублей (с учетом индекса дефлятора)

2) количество работающих  на предприятии не более 100 человек

3) стоимость амортизационного  имущества не более 100 млн. рублей

Величина предельного размера доходов, ограничивающая право перехода на УСН, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, который устанавливается ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывает изменение потребительских цен на товары, работы, услуги в РФ за предыдущий календарный год. Также применяются коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Сумма предельных доходов за отчетный (налоговый) период, после которой утрачивается право на применение упрощенной системы налогообложения, - 20 млн. руб. Данная величина также подлежит индексации (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Доход от реализации определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ и без учета НДС. Для организаций предоставляется также право обратного перехода: можно выбрать упрощенную систему, а затем вернуться к общему режиму налогообложения, соблюдая при этом порядок перехода, установленный законом (п. 1 ст. 346.11 НК РФ).

Упрощенную систему налогообложения не вправе применять налогоплательщики, указанные в таблице:

 

Таблица 1 - Плательщики, не имеющие право применять упрощенную систему налогообложения (13, 66-67)

 

Статус организации

Норма НК РФ

Примечание

 

Организации, имеющие филиалы и представительства

Подп. 1п. 3

Ст. 346.12

Филиалы и представительства указаны в учредительных документах

 

Банки

Подп. 1п.3

Ст. 346.12

Банком признается кредитная организация, созданная в соответствии с Федеральном законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

 

Страховщики

Подп. 3 п. 3

Ст. 346.12

Страховщиками признаются юридические лица, созданные в соответствии с Законом от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

 

Негосударственные пенсионные фонды

Подп. 4 п. 3

Ст. 346.12

Организации созданные в соответствии с Федеральным законом от 07.05.1998 № 75 ФЗ «О государственных пенсионных фондах

 

Инвестиционные

фонды

Подп. 5 п. 3

Ст. 346.12

Организации созданные в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»

 

Профессиональные

участники рынка

ценных бумаг

Подп. 6 п.3

Ст.346.12

Организации, созданные в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

 

Ломбарды

Подп. 7п. 3

Ст. 346.12

Ломбарды- это организации, осуществляющие деятельность по приятию от граждан в залог и (или) на хранение движимого имущества, предназначенного для личного потребления и по реализации невыкупленного имущества в порядке, установленном действующим законодательством РФ

 

Организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых (кроме общераспространенных)

Подп. 8 п.3 ст. 346.12

Подакцизные товары указаны в ст. 181 НК РФ. При определении понятия «полезные ископаемые» следует понимать руководствоваться п. 1 ст. 337 НК РФ. Определение общераспространенных полезных ископаемых приведено в Законе РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»

 

Организации, ведущие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса

Подп. 9п.3 ст.346.12

Любые заведения игорного бизнеса, осуществляющее деятельность в соответствии с нормами гл. 29 НК РФ

 

Участники соглашений о разделе продукции

Подп. 11 п. 3 ст.346.12

Организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции в соответствии с ФЗ от 30.12.1995г «О соглашениях о разделе продукции»

 

Организации, перешедшие на уплату единого сельхозналога

Подп. 13. п. 3 ст. 346.12

Если вновь созданная организация подает заявление о переходе на уплату ЕСХН в соответствии с гл. 26.1 НК РФ , она не вправе одновременно подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения

 

Организации, доля непосредственного участи в которых других организаций превышает 25%

Подп. 14 п. 3 ст. 346.12

Организации вправе участвовать в других юридических лицах в пределах из правоспособности. При этом в правоспособность большинства юридических лиц входит возможность осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом (п. 1 ст. 49 ГК РФ)

 

Организации, осуществляющие виды деятельности, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход

Подп. 4 ст. 346.12 НК РФ

Организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения только по видам деятельности, переведенным на ЕНВД в соответствии с гл. 26.3 НК РФ и региональным законодательством

 
       

Информация о работе Налогообложение малых предприятий