Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2012 в 19:45, курсовая работа
В данной работе предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе России, выделить ее основные противоречия. Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач. Во-первых, изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране. Во-вторых, описать действующую в РФ налоговую систему и законодательную базу ее построения. В-третьих, постараться выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования.
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Сущность налоговой системы России…………………………………….. 3
2. Нормативно-правовая основа построения налоговой системы РФ……... 7
3. Основные звенья и элементы налоговой системы России……..………... 14
4. Анализ налоговой системы России на современном этапе развития и пути ее совершенствования…………………………………………………...
20
Заключение……………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы………………………………………… 31
Необходима дифференциация величины социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов относительно уровня получаемых налогоплательщиком доходов.
По нашему мнению, не следует облагать налогом доходы, полученные гражданами в виде материальной помощи в связи со стихийными бедствиями, на
погребение и организацию похорон, лечение и отдых, при рождении детей, выходе на пенсию по инвалидности или по возрасту, потере имущества в результате грабежа и кражи, в связи с террористическими актами и другими чрезвычайными обстоятельствами. Указанную помощь может оказывать государство, работодатели, общественные организации и граждане. Последние оказывают помощь из своих средств, которые уже были подвержены налогообложению, и в целях исключения двойного взимания следует эти доходы включить в перечень доходов, не подлежащих налогообложению [20, с. 21].
3. В целях поддержки и дальнейшего развития малого предпринимательства следует освободить малые предприятия от уплаты квартальных платежей по налогу на прибыль, НДС и других налогов и перейти на расчеты с бюджетом по фактическим результатам работы и целом за год.
4. Реформирование системы косвенного налогообложения. В перспективе, по мере экономической стабилизации и перехода к устойчивому экономическому росту и объективному процессу расширения базы обложения НДС, целесообразно снижение базовой ставки российского НДС до 13-16% в соответствии с программой унификации этого налога на территории Европы. Уже с 1 января 2004 года ставка НДС в России понижена до 18%.
В настоящее время постоянно муссируется вопрос о снижении ставки НДС до 13%. В этой связи предлагается снизить, начиная с 2007 года ставку НДС с 18 до 13% при условии, что снижение ставки не должно сопровождаться увеличением доли государственных расходов в ВВП.
В документе отмечается, что увеличение темпов экономического роста за счет снижения ставки НДС может составить до 0,5 процентных пункта роста ВВП. Среднегодовой темп роста промышленного производства увеличится на 0,3-0,5%, а увеличение темпов роста инвестиций с учетом привлеченных средств составит 1,1-1,3 процентных пункта в год. При этом выпадение бюджетных доходов, по оценкам, может вначале составить около 300 млрд рублей.
Но Государственная Дума России и Министерство финансов настаивают на сохранении ставки в 18%.
Повышение акцизов до уровня, применяемого в странах ОЭСР, могло бы предоставить дополнительно доходы бюджету, дать возможность активнее осуществлять политику снижения налоговой нагрузки на прибыль предприятий, реализуя тем самым регулирующую и стимулирующую функции налоговой политики на государственном уровне. Однако, учитывая низкие доходы населения, динамику роста акцизов следует тесно связывать с динамикой платежеспособного спроса.
Усиление косвенного налогообложения не должно идти чисто фискальным путем, то есть ограничиваться копированием опыта развивающихся стран, а максимально учитывать и другие, особенно производственно-стимулирующую, функции налогообложения.
Для России учет стимулирующей производство функции при усилении косвенного налогообложения возможен по двум направлениям [13, с. 54].
Во-первых, само введение новых или увеличение и изменение старых косвенных налогов должно проводиться с учетом возможности отрицательного воздействия указанных изменений на производителя. При обнаружении подобного отрицательного эффекта необходимо разрабатывать меры, способные элиминировать или хотя бы минимизировать этот эффект (вплоть до снижения тех косвенных налогов, особенно НДС и некоторых акцизов, чье отрицательное влияние на производителя проявляется и прямо через процесс переложения налогов в условиях кризиса и опосредованно - через слишком резкое снижение потребления). Так, например, применительно к НДС переход от начисления по моменту оплаты на момент поставок в современных условиях экономики России с ее дефицитом платежных средств, с широким распространением неплатежей и бартера может усугубить проблемы предпринимательства.
Во-вторых, необходимо учитывать позитивный опыт некоторых стран рыночной экономики, также прибегавших на определенном этапе к усилению роли косвенных налогов (как, например, в период экономической реформы в Чили). Как показывает анализ, увеличение роли косвенных налогов может оказать серьезное и долговременно положительное влияние лишь в том случае, когда полученные в результате этих мер дополнительные финансовые средства используются для проведения в рамках активной промышленной политики серьезных налоговых мер, стимулирующих экономический рост (вроде заметного снижения налога на прибыль и других форм налогообложения предпринимательства).
5. В связи с исследованием проблемы налога на имущество физических лиц необходимо отметить, что определенные категории россиян уже сегодня имеют возможности и должны платить полную стоимость затрат по содержанию и обслуживанию жилья, поэтому в современных условиях целесообразен отказ от оценки имущества по инвентаризационной стоимости и принятие оценки по рыночной стоимости и по более высоким ставкам. При этом необходима разработка социально ориентированной системы дифференциации ставок налога на имущество, реально соотносимой с качеством и стоимостью облагаемой недвижимости [18, с. 2]. Это обусловлено теми же мотивами: определенная часть граждан, построив или купив дорогостоящее, элитное жилье или загородные дома, могут и должны уплачивать налог на имущество, исходя из его оценки по рыночной цене и по более высоким ставкам.
6. В обществе развивается, принимая все более четкие формы, система финансового федерализма, заключающаяся в распределении полномочий в области планирования, осуществления и финансирования общественных задач.
Очевидна необходимость расширения собственной налоговой базы и четкое определение статуса в рамках системы финансового федерализма бюджетов органов территориального самоуправления. Что позволит им брать на себя не только финансовые обязательства в целях уменьшения давления на федеральный бюджет, но и расходы, связанные с государственным регулированием экономики, стабилизацией экономической ситуации и стимулированием экономического роста на подведомственной территории, содействуя, таким образом, проведению политики, соответствующей интересам региона.
Сейчас налоговая система России находится на завершающем этапе своего реформирования [24, с. 11]. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и
Кроме того, в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, включены, в частности, расходы, произведенные за пределами территории РФ, а также премии, выплаченные продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора. Также увеличен размер дохода, дающий право на применение упрощенной системы налогообложения (с 15 до 20 миллионов рублей в год), расширяется перечень расходов, которые разрешается учитывать при формировании налоговой базы. Отменен налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения.
Работа налоговых органов должна оцениваться не только по объему поступивших налогов и сборов, но и по отсутствию претензий к их работе со стороны налогоплательщиков, оперативности рассмотрения поступивших запросов, своевременности возврата излишне уплаченных сумм и иным качественным показателям. В связи с этим предполагается в ближайшее время утвердить единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, в котором будут содержаться конкретные сроки совершения налоговыми органами всех процедур, возникающих во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Коренным образом планируется улучшить информационную работу налоговых органов, создать подразделения для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок, работники которых назначаются на должность или снимаются с должности руководителем вышестоящего налогового органа.
Все вышеназванные меры направлены на достижение целей налоговой реформы, которые в обобщенном виде могут быть сформулированы как создание конкурентоспособной налоговой системы.
Заключение
Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Реформации этого периода в сфере налогов и сборов учитывали, прежде всего, сиюминутные интересы бюджета. Налоговый кодекс РФ, сформированный в целом в 1998 - 2000 годах, оказался нацелен, прежде всего, на реализацию фискальной функции налогообложения. Тем не менее после осуществления ряда реформации в рамках нового Налогового кодекса РФ, российская налоговая система существенно изменилась в сторону улучшения.
Кратко резюмируя эти изменения, можно выделить следующие:
- создание в России налоговой системы, структурно не отличающейся от налоговых систем стран - членов ОЭСР;
- принятие наиболее низких среди индустриально развитых стран налоговых ставок на доходы физических лиц и прибыль предприятий (корпораций), значительное упрощение процедуры налоговых расчетов;
- существенное продвижение в направлении создания эффективной системы налогового администрирования;
- значительное увеличение налоговых поступлений.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации // Информационная система «Гарант».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Информационная система «Гарант».
3. Налоговый кодекс Российской федерации (часть вторая) // Информационная система «Гарант»
4. Федеральный закон от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы Российской Федерации» (в ред. ФЗ с 21.07.1997 №121-ФЗ до 11.11.2003 №148-ФЗ) // Справочная система Консультант-Плюс – недействующая редакция.
5. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 415 с.
6. Налоги / Под ред. Д.Г.Черника М.: ЮНИТИ, 2005. – 444 с.
7. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение М.: Юрайт-Издат, 2005. – 635 с.
8. Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник, № 5, 2001. - с. 36.
9. Велетминский И. Налоговики подсчитывают доходы от эффекта «Юкоса» // Российская газета. – 18.10.2005. – с. 1.
10. Велетминский И. Сергей Шаталов отодвинул амнистию и назвал эффект от возможного снижения НДС «нулевым» // Российская газета. – 24.11.2005. – с. 3.
11. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. – М.: Юристъ, 2005. – 350 с.
12. Давидовская И. Камеральная проверка хочет стать выездной И превратиться в особый вид властного инструмента административного контроля // Российская газета. – 22.11.2005. – с. 2.
13. Караваева И.В., Волков А.В. Оценка основных современных преобразований в налоговой системе России // Финансы и кредит. – 2004. - №23. – с.54.
15. Лашкина Е. Вопросы без ответов // Российская газета. – 1.12.2005. – с. 4.
16. Мальцев В.А. Финансовое право. – М.: Академия, 2005. – 233 с.
17. Минфин внес в правительство проект поправок в Налоговый кодекс РФ // Российская газета. – 20.05.2005. – с. 7.
18. О реформе налоговой системы России // БИКИ, 28.01.2006. – с.2.
19. Подоходный налог с физических лиц: комментарии, консультации, рекомендации // Вестник профсоюзов. – 2006. - №14. – с.13.
20. Сокол М.П., Волошина А.Н. Налог на доходы физических льгот: налоговые вычеты // Российский налоговый курьер. – 2005. - №16. – с.21.
21. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право. – М.: Эксмо-Пресс, 2005. – 367 с.
22. У налога на прибыль свои тонкости // Хозяин. – 2004. - №21. - с. 12.
23. Утверждены меры по снижению налоговой нагрузки и уменьшению административных барьеров // Российская газета. – 10.10.2005. – с. 3.
24. Шаталов С. Завершается реформа налоговой системы // Российская газета. – 6.09.2005. – с. 11.
Информация о работе Налог, как экономическая и правовая категория