Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 22:42, контрольная работа
В данной работе рассматривается налог на имущество физических лиц.
Этот налог является одним из самых обсуждаемых в народе налогов, так как за свою историю он перетерпел множество изменений, связанных определением налоговой базы, предоставлением льгот и множеством иных тонкостей и особенностей уплаты этого налога, которые будут освещены в этой работе и в заключении рассмотрены на конкретном примере.
Определение налоговой базы
Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная
стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.
Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на
строительную продукцию, работы и услуги.
Суммарная инвентаризационная стоимость — это сумма ин-
вентаризационных стоимостей строений, помещений и сооруже-
ний, признаваемых объектами налогообложения и расположен-
ных на территории представительного органа местного
самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Интересно отметить, что ранее с каждого объекта налог
уплачивался по ставке не более 0,1% от инвентаризационной стои-
мости имущества. Но в июле 1999 г. соответствующая норма
Закона РФ «О налоге с имущества физических лиц» была изменена, в результате чего ставка стала устанавливаться в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
Соответ-
ственно, при расчете суммы налога налоговые органы склады-
вают стоимость принадлежащего гражданину имущества (квар-
тиры, дачи и т.д.).
А поскольку ставки налога установлены дифференцированно в зав
исимости от стоимости имущества, сумма налога при использовании суммарной инвентаризационной стоимости
получается гораздо больше, чем если бы использовалась инвентаризационная стоимость каж-
дого объекта.
Приказом Минстроя РФ от 4 апреля 1992 г. № 87 «Об утверж-
дении Порядка оценки строений, помещений и сооружений при-
надлежащих гражданам на праве собственности» утвержден порядок оценки строений, помещений и сооружений принадле-
-
жащих гражданам на праве собственности.
Согласно указанному Порядку оценку объектов осуществ-
ляют местные бюро технической инвентаризации, которые при
необходимости привлекают на договорной основе страховые,
проектные, строительные и иные организации.
Оценка строении, помещений и сооружений производится по
их инвентаризационной стоимости, которая для целей налогооб-
ложения принимается равной восстановительной стоимости,
уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.
При этом восстановительная стоимость пересчитывается по
уровню цен 1991 r, на основе нормативных документов а зат-
ем – по уровню цен текущего года (т.е. года оценки) на основании
коэффициентов, утверждаемых органами исполнительной власти
субъектов РФ.
Особенности определения налоговой базы
Закон «О налогах на имущество физических лиц» устанавливает правила начисления налога.
Согласно п. 3.3 Порядка инвентаризационная стоимость по-
мещений, других площадей определенного функционального на-
значения рассчитывается исходя
из инвентаризационной стоимости
строения или сооружения, неотъемлемой частью которого они яв
ляются, по соотношению показателей (погонных метров, метров
квадратных, метров кубических) помещения и объекта в целом.
Для квартир, гаражных боксов, других помещений, принад-
лежащих гражданам на право собственности, устанавливается
единый функциональный показатель — кубический метр.
Инвентаризационная стоимость приватизированных строений,
помещений и сооружений в первый год начисления налога при-
нимается равной их стоимости и, определенной при приватизации,
Точкой отсчета оценки строений, помещений и сооружений,
инвентаризационная стоимость которых неизвестна, являются
цены 1982 г. с учетом коэффициентов, введенных в 1987 г. Да-
лее применяется общий порядок пересчета.
Налоговые ставки
Поскольку налог на имущество физических лиц является
местным налогом, ставки налога на строения, помещения и со-
оружения устанавливаются нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления. Ставки
налога устанавливаются в зависимости от суммарной инвента-
ризационной стоимости имущества в пределах, представлен-
ных ниже, в таблице.
Пределы ставок налога
Стоимость имущества | Ставки налога |
До 300 тыс. руб. | До 0.1 % |
От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. | От 0.1 до 0.3 % |
Свыше 500 тыс. руб. | От 0.3 до 0.2 % |
Представительные органы местного самоуправления
могут определять дифференциацию ставок в установлен-
ных пределах в зависимости от:
1) суммарной инвентаризационной стоимости;
2) типа использования;
3) иных критериев,
Ставки могут устанавливаться в зависимости от того жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд
или коммерческих, кирпичное, блочное или построено из
дерева и т.п
Налоги зачисляются в местный бюджет по местонахожде-
нию (регистрации) объекта налогообложения.
Далее хотелось бы рассмотреть наиболее сложную и актуальную особенность этого налога, а именно – льготы.
Льготы по налогу на имущество физ. лиц
Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» предусмотрены категории граждан, которые освобождаются от уплаты налога на имущество. Эти категории приведены ниже:
1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней;
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)
2) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)
3) участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан.
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)
4) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ)
5) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; и получающие льготы в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991г. № 1224-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльскрй АЭС» (с изм. и доп. От 26 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004г.), в том числе пострадавшие от катастрофы, и участники ликвидации ее последствий, переселившееся с территории Украины, республики Беларусь и других государств на территорию РФ для постоянного проживания, независимо от того, являются ли они ее гражданами, в соответствии с международными договорами РФ.
6) граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеющие право на льготу в соответствии с Федеральным Законом от 26 ноября 1998г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов производственных отходов в реку Теча» (с изм. и доп. от 7 августа 2000г., 29 декабря 2001г., 22 августа, 29 ДЕКАБРЯ 2004г.)
7) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
8) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями,
имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)
9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца; льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
(абзац введен Федеральным законом от 11.08.1994 N 25-ФЗ)
10) лица, пострадавшие от радиационных воздействий:
получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику; лица из числа летно-подъемного, инженерно-технического состава гражданской авиации и служебных пассажиров, выполнявших в составе экипажей воздушных судов и их служебных пассажиров в период с 1958 по 1990 гг. полеты с целью радиационной разведки с момента ядерного выброса (взрыва) с последующим сечением и сопровождением радиоактивного облака, его исследованием, регистрации мощности доз в эпицентре взрывов и по ядерно-радиационному следу при испытаниях ядерного оружия, ликвидации последствий ядерных и радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначения.
Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:
1) пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации; для получения льготы представляется пенсионное удостоверение. Эта льгота распространяется также и на инвалидов III группы.
2) гражданами, уволенными с военной службы или призывающимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, где велись боевые действия;
3) родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
Также существуют льготы на некоторые строения. Это имущество, не облагаемое налогом, перечислено выше под заголовком «Некоторые тонкости налогообложения».
Местные власти имеют право устанавливать дополнитель-
ные налоговые льготы и основания для их использования нало-
гоплательщиками.
В соответствии с п. 7 ст, 5 Закона «О налогах на имущество
физических лиц» при возникновении права на льготу в течение
календарного года перерасчет налога производится с месяца,
в котором возникло это право.
При этом налогоплательщики
должны самостоятельно обратиться в налоговые органы и предоста-
вить документы, подтверждающие право на налоговую льготу. В случае несвоевременного обращения за предоставлением
льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов произво-
дится не более чем за 3 года по письменному заявлению налогоплательщика.
Обязанность предоставления налоговой декларации
Исчисление налога на имущество физических лиц произво-
дится налоговыми органами на основании данных об инвентари-
зационной стоимости строений, помещений и сооружений
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, а также органы технической инвен-
таризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый -орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по
состоянию на 1 января текущего года.
Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недви-
жимого имущества, являющегося объектом налогообложения,
обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им
территории недвижимом имуществе и их владельцах в налого
вые органы в течение 10 дней после регистрации имущества.
Приказ Госстроя РФ и МНС РФ от 28 февраля 2001 г.
№ 36//БГ-3-08/67 «Об утверждении Порядка представления упол-
номоченными организациями технической инвентаризации в на-
логовые органы сведений об объектах недвижимого имущества»
утвердил данный Порядок. В соответствии с этим Порядком
организации технической инвентаризации направляют в налого-
вые органы сведения об инвентаризационной стоимости распо-
ложенного на подведомственной им территории недвижимого
имущества и о его владельцах.
Сведения об инвентаризационной стоимости объектов налог
ообложения представляются на основании данных технических
паспортов.
В случае, если отсутствуют технические паспорта объектов
недвижимого имущества или плановая инвентаризация таких
объектов не была проведена в течение последних 5 лет, органи-
зации технической инвентаризации представляют сведения по
результатам массовой оценки объектов, которые могут быть
скорректированы после проведения полной паспортизации объек-
та и предоставления выписки в налоговый орган о его инвента-
ризационной стоимости.