Общие положения о порядке уплаты налога на игорный бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение налога на игорный бизнес.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Выявить общие положения о порядке уплаты налога на игорный бизнес;
2. Рассмотреть особенности порядка и сроки уплаты налога на игорный бизнес;
3. Изучить спорные вопросы, связанные с уплатой налога на игорный бизнес.

Содержание

Введение 3
1. Общие положения о порядке уплаты налога на игорный бизнес 4
2. Особенности порядка и сроки уплаты налога на игорный бизнес 14
3. Спорные вопросы, связанные с уплатой налога на игорный бизнес 21
Заключение 26
Список источников и литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги-игорный.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, при сдаче  игровых автоматов в аренду плательщиком налога на игорный бизнес является арендатор, непосредственно осуществляющий на арендованном оборудовании предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. То же самое происходит и в случае, если у организатора игорного заведения имеются бильярдные столы, но их использование не связано с приемом ставок и выплатой выигрышей. Доходы, полученные от использования таких бильярдных столов, не относятся к игорному бизнесу, а потому их налогообложение осуществляется в общеустановленном порядке. В связи с чем у организации (индивидуального предпринимателя) объекта налогообложения не возникает, а стало быть, не возникает обязанностей по уплате налога на игорный бизнес.

В ином случае, когда, например, на бильярдных столах проводятся азартные игры (принимаются ставки на пари), организацию  следует признать организатором игорного заведения либо организатором тотализатора и, соответственно, плательщиком налога на игорный бизнес. 3

В заключение следует  сказать, что в соответствии со ст. 19 НК РФ обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными плательщиками налогов. В то же время они могут исполнять обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном НК РФ. В связи с тем что НК РФ не рассматривает обособленные подразделения организаций в качестве самостоятельных налогоплательщиков и никаких исключений из правил ст. 19 НК РФ гл. 29 НК РФ не устанавливает, ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет организатор игорного заведения (организатор тотализатора), в состав которого входят соответствующие обособленные подразделения.

Возлагая на лиц, занимающихся игорным бизнесом, обязанность по уплате налога на игорный бизнес, законодатель одновременно освободил их от уплаты налога на прибыль и НДС (кроме случаев, когда они признаются налоговыми агентами).

Хотя в гл. 29 НК РФ "Налог  на игорный бизнес" не предусмотрено  прямой нормы, освобождающей игорные заведения от уплаты НДС и налога на прибыль, исходя из определения игорного бизнеса как предпринимательской деятельности, не являющейся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг, следует, что доходы, извлекаемые организаторами игорного заведения (организаторами тотализатора) от участия в азартных играх и пари в виде выигрыша и платы за проведение азартных игр и (или) пари, не должны облагаться налогами, объектом налогообложения которых является реализация товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

Отметим, что приведенные  выше положения касаются только видов  деятельности, непосредственно имеющих отношение к организации и проведению азартных игр. При возникновении же у игорных заведений других операций, не связанных с игорным бизнесом (например, осуществление общественного питания через бары или рестораны), им следует платить налоги в отношении такой деятельности в общеустановленном порядке. Для этого игорным заведениям необходимо вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых налогом на игорный бизнес.

Однако в отношении  индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области игорного бизнеса, налоговые органы заняли иную позицию, по-своему толкуя пп. 8 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Законодательное регулирование  деятельности в сфере игорного бизнеса  поставило индивидуального предпринимателя  в неравноправное положение по сравнению с юридическими лицами в отношении уплаты НДС.

Дело в том, что согласно положениям пп. 8 п. 3 ст. 149 НК РФ от уплаты налога на добавленную стоимость  в части осуществления игорной  деятельности прямо освобождены только организации игорного бизнеса. Что же касается предпринимателей, то для них законодатель забыл предусмотреть непосредственную возможность уменьшить налоговое бремя.

Однако не вызывает сомнений то, что для законодателя мотивом  освобождения от НДС организаций игорного бизнеса послужила именно специфика игорного бизнеса как вида предпринимательской деятельности и что понятие "организации игорного бизнеса" является собирательным и распространяется на всех лиц, осуществляющих данный вид деятельности.

По мнению многих авторов, индивидуальный предприниматель, занимающийся игорным бизнесом, не обязан уплачивать НДС с доходов игорного бизнеса в силу того, что игорный бизнес не является реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав и не может облагаться НДС за отсутствием объекта налогообложения данным налогом.

Исчисленные налогоплательщиком суммы налога на игорный бизнес подлежат уплате в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации в  порядке и сроки, установленные  законодателем.

Поскольку налоговым  периодом по налогу на игорный бизнес является календарный месяц, а уплата налогов производится по итогам таких периодов, налогоплательщикам следует производить уплату налога на игорный бизнес ежемесячно. Согласно ст. 371 НК РФ рассчитанная налогоплательщиком по итогам налогового периода сумма налога на игорный бизнес уплачивается в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения.

Таким образом, налог  на игорный бизнес необходимо уплачивать в той налоговой инспекции, по месту нахождения которой установлен и зарегистрирован объект налогообложения. Это означает, что, имея на какой-либо территории функционирующее игорное оборудование (независимо от того, есть или нет в конкретном регионе филиал или иное обособленное подразделение), игорное заведение будет платить налог именно по месту расположения объектов налогообложения.

Уплатить налог следует  не позднее срока, установленного для  подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 370 НК РФ).

Практика применения положений НК РФ об ответственности  за нарушение налогового законодательства с момента появления части первой НК РФ сделала привычным для любого руководителя и бухгалтера полагать, что наказание грозит лишь тем, кто искажает налоговую базу по налогам либо вовсе их не уплачивает.

Дабы "не ссориться" с налоговыми органами, многие игорные заведения  предпочитают несколько переплачивать  налог на игорный бизнес, создавая для себя так называемую "подушку безопасности". И при возникновении конфликта с проверяющими делают акцент на переплату налога, требуя зачесть переплаченную сумму в счет тех налогов, которые, по мнению проверяющих, были уплачены не в полном размере.

Практика разрешения налоговых споров всегда исходила из того, что наказать налогоплательщика можно лишь тогда, когда его действие (бездействие) приводит к неуплате либо недоплате налогов и (или) сборов.

А в ситуации, когда налогоплательщик мог доказать наличие переплаты по налогам и сборам, суды учитывали, что суммы переплаты налогоплательщик вправе предъявить к зачету в счет определенных налогов и сборов. И тем самым покрыть образовавшуюся по ним недоимку, или заявить сумму переплаты к возврату.

В ситуации, когда налогоплательщик не только уплатил все налоги и сборы, но и произвел их уплату в большем размере, налогоплательщик с позиции положений НК РФ об ответственности никаких противоправных действий не совершил, отразив в действительности на счетах бухгалтерского учета не только сумму долга по налоговым обязательствам перед государством, но и сумму задолженности государства перед налогоплательщиком, образовавшуюся в результате переплаты.

Выявленный смысл подтверждается судебной практикой, исходя из которой суды единогласно признали необоснованным предъявлять какие-либо требования к тем налогоплательщикам, которые имеют переплату по налогам и сборам, признавая факт переплаты основанием для освобождения налогоплательщиков от ответственности, а никак не предпосылкой для наступления самостоятельной ответственности по ст. 120 НК РФ. 4

 

2. Особенности порядка и сроки  уплаты налога на игорный бизнес

 

Плательщиками налога на игорный бизнес являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением доходов в виде выигрыша или платы за проведение азартных игр и пари (ст. ст. 364, 365 НК РФ). Объектами налогообложения согласно ст. 366 НК РФ признаются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы. Порядок и сроки уплаты "игорного" налога установлены ст. 371 НК РФ, в соответствии с которой налог уплачивается по месту регистрации в налоговом органе соответствующих объектов налогообложения, не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, то есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ст. 370 НК РФ). При уплате налога следует учитывать общие положения, предусмотренные частью первой Налогового кодекса, в частности, положения п. 2 ст. 45 НК РФ об определении момента, когда обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком. Так, налог считается уплаченным:

- с момента вынесения налоговым  органом или судом в порядке,  установленном ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;

 

- с момента внесения денег  в счет уплаты налога в банк  или кассу органа местного  самоуправления либо организацию  связи уполномоченного органа;

- с момента предъявления в  банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии на счете налогоплательщика достаточного денежного остатка. Налог не признается уплаченным в случае если соответствующее платежное поручение отозвано налогоплательщиком или возвращено банком, а также если на момент предъявления в банк поручения на уплату налога налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые исполняются в первоочередном порядке, и на счете налогоплательщика нет достаточно денежных средств для удовлетворения всех требований.

Даже если налогоплательщик допустил ошибку в платежном поручении, указав неверно код ОКАТО, но денежные средства поступили в бюджет, то он может  быть освобожден от ответственности  за неуплату налога.

Что касается срока уплаты, то согласно п. 1 ст. 57 НК РФ он может быть изменен как в отношении всей суммы налога, подлежащей уплате, так и в отношении ее части, в порядке, предусмотренном гл. 9 НК РФ. Изменение срока уплаты налога осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита и сопровождается начислением процентов на неуплаченную сумму налога. Решения об изменении сроков уплаты налога на игорный бизнес принимаются налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика по согласованию с соответствующим финансовым органом субъекта РФ.

Согласно п. 2 ст. 266 НК РФ каждый объект игрового бизнеса должен быть зарегистрирован  по заявлению налогоплательщика  в налоговом органе по месту его  установки не позднее, чем за два  рабочих дня до даты его установки. Часто объект зарегистрирован, но не установлен и фактически не используется для получения доходов. Глава 29 НК РФ не содержит четкой нормы о моменте возникновения обязанности по уплате налога на игорный бизнес, в связи с этим возникает немало споров, что считать таким моментом: дату представления в налоговый орган заявления о регистрации соответствующего объекта или начало его использования и получения дохода. По мнению налоговиков, налог на игорный бизнес должен уплачиваться со дня регистрации "игровых" объектов независимо от фактического их использования. В ряде случаев такая позиция находила поддержку в судебных решениях. На первый взгляд, при неиспользовании объекта факт его регистрации не является основанием для возникновения обязанности по уплате налога. Из ст. 365 НК РФ следует, что плательщиками налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, то есть деятельность, направленную на систематическое извлечение дохода (ст. 2 ГК РФ). Но если объекты игорного бизнеса не установлены, то и деятельность фактически не осуществляется, и как следствие, владелец объекта налогоплательщиком не является. И именно такой позиции до недавнего времени придерживались как налогоплательщики, так и чиновники финансового ведомства. Однако, установив объект в игровом зале, налогоплательщик должен быть готовым к претензиям контролеров, которые потребуют уплатить налог даже с тех объектов налогообложения, которые используются не по назначению.

При замене на время ремонта вышедших из строя игровых "объектов" налогоплательщик должен уплатить налог исходя из количества всех объектов (как вышедших из строя, так и установленных временно на замену). Факт содержания автоматов в помещении игрового зала в нерабочем состоянии не влияет на обязанность общества уплачивать налог на игорный бизнес по каждому находящемуся в помещении объекту.

Как уже было указано, каждый объект налогообложения "игорным" налогом, а также его выбытие согласно п. п. 2, 3 ст. 366 НК РФ должны быть зарегистрированы в налоговом органе по месту установки объекта.

Факты использования "игровых" объектов без регистрации, как правило, выявляются налоговым органом в  ходе осмотра (обследования) помещения  налогоплательщика, который может быть проведен, в том числе, и при камеральной проверке. Выявив такие нарушения, налоговые органы вправе привлечь налогоплательщика к ответственности в виде штрафа в размере трех или шести (если нарушение имело место более одного раза) ставок налога, установленных для соответствующего объекта (п. 7 ст. 366 НК РФ).

Информация о работе Общие положения о порядке уплаты налога на игорный бизнес