Основные направления налоговой политики на перспективу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов. Особую остроту сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой реформы и их взаимосвязи с налоговой политикой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты возникновения и развития налогообложения в России……………………………………………………………………………..5
1.1 Экономическое содержание налогов………………………………………..5
1.2 Функции налогов…………………………………………………………….11
1.3 Элементы налогов и принципы налогообложения………………………..13
2 Налоговая политика государства……………………………………………..16
2.1 Сущность и значение налоговой политики………………………………...16
2.2 Система органов государственной власти, осуществляющих реализацию налоговой политики……………………………………………………………..29
2.3 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики……………………………………………………………..36
3 Основные направления налоговой политики на перспективу……………...40
3.1 Налоговое планирование и оптимизация……………………………. ……40
3.2 Совершенствование системы налогообложения…………………………..50
3.3 Налоговая политика и экономическое развитие России………………….58
Заключение……………………………………………………………………….62
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Теоретические аспекты возникновения  и развития налогообложения в  России……………………………………………………………………………..5

1.1 Экономическое содержание налогов………………………………………..5

1.2 Функции налогов…………………………………………………………….11

1.3 Элементы налогов и принципы  налогообложения………………………..13

2 Налоговая политика государства……………………………………………..16

2.1 Сущность и значение налоговой  политики………………………………...16

2.2 Система органов государственной  власти, осуществляющих реализацию  налоговой политики……………………………………………………………..29

2.3 Нормативно-правовые акты, определяющие  основные направления налоговой  политики……………………………………………………………..36

3 Основные направления налоговой  политики на перспективу……………...40

3.1 Налоговое планирование  и оптимизация……………………………. ……40

3.2 Совершенствование  системы налогообложения…………………………..50

3.3 Налоговая политика  и экономическое развитие России………………….58

Заключение……………………………………………………………………….62

Список литературы………………………………………………………. ……..64

 

 

Введение

 

В течение последних двух тысячелетий истории человечества налоги неизменно находятся под пристальным вниманием всех слоев населения. Классы и социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели чаще всего считают, что во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Такое внимание было и  остается вполне оправданным, поскольку налоги – это:

- вычеты из доходов  налогоплательщиков;

- основной источник  доходов современного государства;

- эффективный инструмент  регулирования рыночной экономики. 

Государство, выражая  интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.[4]

Финансово-бюджетная  система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной составляющей финансово-бюджетной системы являются налоги.

Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных  на него задач, которые реализуются  посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой  политики, а также определение  основных направлений и механизма  реализации налоговой политики в  Российской Федерации.

Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов. Особую остроту сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой реформы и их взаимосвязи с налоговой политикой.

Все важнейшие направления  развития государства невозможны без  соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для  более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Ввиду этого актуальность данной работы бесспорна.[5]

 

 

1 Теоретические аспекты  возникновения и развития налогообложения  в России

 

    1. Экономическое содержание налогов

 

Налоги представляют собой финансовые отношения, которые  направлены на формирование доходов  государства, необходимых ему для выполнения соответствующих функций и задач.

Необходимо отметить, что обществом на государство  возлагаются различные задачи, и  количество их постоянно возрастает. Перечислим самые важные из них:

1) финансирование образования,  здравоохранения;

2) проведение социальной политики (поддержка различных категорий граждан и малообеспеченных слоев населения);

3) содержание судебных  органов власти, аппарат управления  и др.;

4) поддержание обороноспособности  страны и финансирование вооруженных  сил.

Как составная часть экономических отношений, налоги являются объективной необходимостью, т.к. у государства нет других приемлемых методов обеспечить себе доход в условиях рынка.

История налогов насчитывает  тысячелетия. Налоги выступали необходимым  звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы.

В развитии налогообложения  выделяют 3 периода. Каждый из них характеризуется определенными признаками и особенностями.[14]

1 период. Он включает  в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, именно на этом этапе зачаточном состоянии появляются налоги и механизмы их взимания. Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей и имели натуральную форму. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений, налоги постепенно принимают исключительно денежную форму.

2 период. Временной период  этого этапа определяется 17-18 веками  и характеризуется тем, что  в этот период происходит формирование  первых налоговых систем –  начинает формироваться научная  теория налогообложения. основоположником которой является шотландский экономист, философ А.Смит. В своей работе (исследование о природе и причинах богатства народов) он впервые сформулировал принципы налогообложения и дал определение налоговым платежам и обозначил их место в государстве.

3 период. Он начинается  с 19 века и отличается уменьшением  числа налогов и большим значением  права при их установлении  и взимании. Постепенно в обществе  вместе с развитием финансовой  науки происходит становление  научных взглядов на природу налогов, проблемы и методики их сбора.

В тоже время следует  признать, что человечество до сих  пор не придумала идеальной налоговой  системы. Финансовая наука и сегодня  не может однозначно ответить на многие налоговые вопросы, а постоянные налоговые реформы почти во всех странах свидетельствуют о продолжении процесса создания справедливой и обоснованной системы налогообложения.

Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

На практике существуют различные классификации налогов.

Классификация налогов  — это система их подразделения  на группы по определенным признакам.

В качестве признаков, характеризующих  налоги, можно выделить следующие:

1. Иерархию уровня  власти или уровень управления  и власти;

2. объект обложения  или сферу изъятия;

3. полнота прав использования  налоговых сумм;

4. источник уплаты  налога;

5. субъект уплаты налога;

6. способ изъятия дохода;

7. метод обложения  (по ставке);

8. способ обложения;

9. назначение (функция)  налога;

10. по порядку введения;

11. по срокам уплаты;

12. по способам уплаты;

13. по степени эффективности;

14. по специфики формирования расходов.

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество налогоплательщика. В  связи с этим при прямом налогообложении  денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов.

Косвенные налоги взимаются  в сфере потребления, т.е. в процесс  движения доходов или оборота  товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

По субъекту налоги подразделяются на:

- налоги с физических  лиц (НДФЛ, налог на имущество  физических лиц и другие);

- налоги с юридических  лиц (налог на прибыль организаций,  налог на имущество юридических  лиц и др.);

- смешанные налоги (уплачивают  и физические лица и юридические:  НДС, ЕСН, земельный, транспортный налог).

По органу, который  устанавливает и конкретизирует налоги:

- федеральные или общегосударственные  налоги – размер ставок, определение  объектов налогообложения, налогоплательщиков, методов исчисления и порядок  зачисления сумм налогов в бюджеты различных уровней определяется Законодательством Российской Федерации и является единственным на всей ее территории (НДС, ЕСН, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и др.).

- региональные налоги  – отличием является то, что размеры ставок, определение объектов налогообложения, методов исчисления налогов устанавливается законодательными органами субъектов Российской Федерации (налог ан имущество организаций, транспортный налог и др.)

- местные – механизмы исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с Законодательством РФ (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

По методу обложения (от ставки) налоги подразделяют на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатые и твердые. В основе классификации лежит признак взимания определенного процента налоговой ставки.

По способу обложения налоги подразделяют на:

- кадастровые;

- декларационные;

- налично-денежные;

- безналичные.

По назначению налоги подразделяют на:

- Общие налоги, предназначенные  для формирования доходной части  бюджета в целом;

- Специальные налоги, имеют целевое, вполне определенное  назначение и обычно формируют  внебюджетные фонды (пенсионный, медицинский, страховой и т. д.).

К федеральным налогам  и сборам относятся следующие  налоги:

1. Налог на добавленную  стоимость (гл.21 НК РФ);

2. Акцизы (гл.22 НК РФ);

3. Налог на доходы  физических лиц (гл. 23 НК РФ);

4. Единый социальный  налог (гл. 24 НК РФ);

5. Налог на прибыль организаций ( гл.25 НК РФ);

6.Сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов ( гл. 25.1 НК  РФ);

7. Водный налог ( гл. 25.2 НК РФ);

8. Государственная пошлина  ( гл. 25.3 НК РФ);

9. Налог на добычу полезных ископаемых ( гл. 26 НК РФ);

К региональным налогам  относятся:

1. Транспортный налог  (гл. 28 НК РФ);

2. Налог на игорный  бизнес (гл. 29 НК РФ);

3. Налог на имущество  организаций (гл. 30 НК РФ);

К местным налогам  и сборам относятся:

1. Налог на имущество физических лиц;

2.Земельный налог (гл. 31 НК РФ).

 Налоги и сборы в РФ подвергаются постоянным изменениям, в результате чего нарушается один из принципов построения налоговой системы, а именно принцип стабильности, с принятием огромного количества изменений и дополнений к уже действующему закону или новых налоговых актов.[11]

Наиболее регулярным изменениям подвергаются налоги на добавленную  стоимость, на прибыль организаций, на доходы физических лиц.

В современных условиях любая экономическая единица стремится, как можно больше получить доход и как можно меньше платить налоги. В связи с этим часто возникают случаи уклонения налогоплательщиков от исполнения обязанностей по уплате налогов. Эти деяния влекут за собой привлечение налогоплательщиков к налоговой и административной ответственности, а иногда даже и к уголовной.

Информация о работе Основные направления налоговой политики на перспективу